Конструкт классного часа
ПМ. 03 Классное руководство
студенток группы 36
Лукояновой Валерии Юрьевны, Медведевой Марии Фёдоровны
Дата: 22.11.2019 г.
Класс: 4 «А».
Тема: «День Матери»
Форма проведения: краткосрочный проект
Планируемый результат:
Личностный: дети проявляют чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, проявляют готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Метапредметный: дети обладают логическими умениями (анализ, синтез, обобщение), навыками групповой работы, умеют вести диалог и аргументировать свою позицию.
Предметный: обучающиеся знают об истории праздника «День Матери».
Триединая цель:
Воспитательная: воспитывать чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками
Развивающая: развивать логические умения (анализ, синтез, обобщение), умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Образовательная: обогащать представление обучающихся об истории праздника «День Матери».
Принципы воспитания:
ü Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма»;
ü Воспитывать через взаимодействие;
ü Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы обучения:
ü Принцип деятельности;
ü Принцип наглядности;
ü Принцип систематичности и последовательности;
ü Принцип психологической комфортности;
ü Принцип минимакса.
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта:
ü Педагогическое требование;
ü Игра;
ü Пример;
ü Методы осмысления социального опыта:
ü Беседа;
ü Художественное слово.
ü Методы стимулирования:
ü Поощрение;
Методы обучения:
ü Наглядные:
ü Демонстрация: показ видеосюжета ко «Дню Матери»
ü Словесные:
ü Беседа;
ü Практические:
ü Упражнение.
Дидактические средства:
ü Наглядные:
ü Демонстрационный материал:
Презентация по теме;
Видеосюжет ко «Дню матери»;
ü Раздаточный материал:
История праздника «День матери»
Лепестки «Добрые дела»
ü Мультимедийные:
Мультимедиа проектор;
Компьютер;
Компьютерная презентация;
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.
3. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
4. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028612-2.
5. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028612-2.
6. https://infourok.ru/klassniy-chas-v-klasse-na-temu-den-materi-1707478.html
7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/01/07/klassnyy-chas-posvyashchyonnyy-dnyu-materi-4
8. https://infourok.ru/klassniy-chas-ko-dnyu-materi-v-klasse-1358082.html
9. https://urok.1sept.ru/статьи/566094/
10. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/klassnyi_chas_ko_dniu_matieri_4_klass
11. https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-dien-matieri.html
12. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/47207-klassnyy-chas-den-materi-3-4-klass.html
13. https://урок.рф/library/klassnij_chas_v_4_klasse_posvyashyonnij_dnyu_materi_140238.html
14. https://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/prazdniki-dlja-mladshih-shkolnikov/klasnyi-chas-ko-dnyu-materi-v-4-klase-s-igrami.html
План
1. Погружение в проект (5 мин)
2. Планирование проекта (5 мин)
3. Реализация проекта и оформление газеты (24мин)
3.1 Рубрика: История праздника «День Матери»
3.2 Рубрика: «Сокровище и солнце материнского сердца»
Физкультминутка (2 мин)
3.3 Рубрика: «Добрые дела»
4. Презентация проекта (5 мин)
5. Рефлексия (3 мин).
Ход классного часа
Этап, задача |
Методы и приёмы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты |
1. Погружение в проект Задача: Привлечь внимание детей, смотивировать на предстоящую деятельность |
Педагогическое требование, демонстрация видеоролика |
- Здравствуйте, уважаемые ребята, мы рады вас всех видеть! - Подровняйтесь, сейчас тихо сядут девочки, а ещё тише сядут мальчики (Обучающиеся садятся за свои рабочие места). - Отлично, нас зовут Мария Фёдоровна и Валерия Юрьевна, сегодня мы проведем у вас классный час. - Сегодняшний классный час посвящен одному из самых замечательных праздников. - Как вы думаете, какому празднику посвящен? Отвечаем по поднятой руке (празднику День Матери) - Спасибо за ответы. - Для того, чтобы определить тему классного часа, предлагаю вам посмотреть видеосюжет, а вы будьте внимательны при присмотре, не отвлекайтесь. (*Показ видеосюжета о маме*) |
Обучающиеся осуществляют самоконтроль, положительно – эмоционально настроены на предстоящую деятельность. |
2. Планирование проекта Задача: Воспитательная: воспитывать чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками Развивающая: развивать логические умения (анализ, синтез, обощение), умение вести диалог. |
Беседа, педагогическое требование, поощрение |
- Ребята, что вы почувствовали, смотря этот видеосюжет? (Добро, любовь мамы…). - Ребята, а кому посвящен этот видеосюжет? (Маме) - Совершенно верно. - Мама единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям бескорыстна, благородна, удивительна по своей мудрости, безграничности. Мама – самое дорогое слово для каждого человека! - Маме посвящены высказывания великих людей, обратимся на слайд. Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать (Н.Островский) Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщин нет любви, без матерей нет человека. (Максим Горький) Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. (В. Сухомлинский) – НА СЛАЙДЕ - Ребята, кто хочет прочитать высказывания о маме? (Читают высказывания по желанию) - Я думаю, что вы догадались, какая тема классного часа. Кто попробует ее назвать? (День Матери) - Да, действительно, наша встреча посвящена одному из самых замечательных праздников – День Матери. - Какую цель поставим перед собой? (Цель: узнать об истории возникновения праздника, приготовить подарок для наших мам) - Спасибо, сегодня мы с вами узнаем об истории праздника и, конечно, приготовить подарок для наших мам. - Ребята, а как вы думаете, что мы можем подарить нашим мамам? (Высказывают предположения) - Это очень хорошие подарки и мы думаем, что вы обязательно создадите такие подарки для мам. А еще мы можем с вами создать один большой подарок для всех мам ребят нашего класса. Этим подарком может стать праздничная стенгазета, которую ваши мамы смогут увидеть, придя в школу. Сегодня мы с вами будем редакторами газеты «Мама, мамочка, мамуля!». - Посмотрите, мы уже начали создание этой газеты, в ней представлено несколько рубрик: ü История праздника «День Матери» ü Стихи о маме ü Подарок маме А также есть еще несколько рубрик, которые мы вместе с вами создадим. |
Личностный: дети проявляют чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, проявляют готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками. Метапредметный: дети обладают логическими умениями (анализ, синтез, обобщение), навыками групповой работы, умеют вести диалог.
|
3. Реализация проекта и оформление газеты 3.1. Рубрика: История праздника «День Матери» Задача: Воспитательная: воспитывать чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками Образовательная: обогащать представление обучающихся об истории праздника «День Матери».
|
Творческое задание (индивидуальные сообщения детей) Стимулирование занимательным содержанием |
- Ребята, кто из вас знает историю возникновения Дня матери, поднимите руку. - Сейчас, я предлагаю выйти ребятам, которые подготовили сообщения об истории праздника «День Матери», для того, чтобы они поделились с нами этой увлекательной историей. (Предварительная работа – заранее подготовленные дети рассказывают об истории праздника) (На слайде представлены страны, в которых отмечается День Матери) 1 ученик: Празднование Дня Матери началось еще в Древнем Риме, когда люди славили богиню земли и плодородия. В христианстве этот праздник связан с чествованием Покровы Божьей Матери. В этот день принято говорить мамам слова благодарности и любви, дарить подарки и цветы. 2 ученик: День матери, этот светлый, волнующий праздник, который появился в нашем календаре 30 января 1998 года, указ о его учреждении был подписан первым президентом России. Теперь День Матери отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях — наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. Дети — самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. А материнство на Руси всегда была равноценно синониму святости. По- прежнему празднуют его во многих странах мира. 3 ученик: В Японии долгое время существовала традиция в День матери прикалывать на грудь гвоздику - символ любви матери к ребенку. В Эстонии День матери отмечают с 1992 года во второе воскресенье мая. В этот день вывешиваются флаги. Дети дарят мамам самодельные открытки и подарки. На Украине День матери начали отмечать еще с 1929 года. Сегодня этот день отмечают во второе воскресенье мая, скромно, без торжеств. В Белоруссии День матери отмечается с 14 октября 1996 г. в соответствии с распоряжением Президента республики. 4 ученик: В Финляндии День матери празднуют с 1918 года. Во второе воскресенье мая женщины получают подарки от своих детей, им преподносят цветы и открытки, сделанные своими руками, говорят слова благодарности. Заслуженным матерям, прежде всего матерям-героиням, президент вручает орден Белой розы. В последние годы эту награду получают и матери, воспитывающие детей-сирот. Во второе воскресенье мая в Финляндии поднимается государственный флаг. Это официальный выходной. С 1910 года 10 мая в Мексике отмечают День матери. Здесь этот праздник считается настоящей данью уважения и любви к женщине. В этот день по приглашению детей музыканты исполняют для их матерей любимые песни. 5 ученик: В самом начале 17 века в Англии в четвертое воскресенье поста люди стали праздновать Воскресенье матери. Это был праздник всех матерей Англии. Праздничную атмосферу этому дню придавал специальный торт, называемый "материнский торт". В этот день полагалось навещать матерей и приносить им в подарок такой торт в обмен на материнское благословение. В наши дни женщины Англии отдыхают, а их мужчины занимаются работой по дому и готовят ужин. 6 ученик: В Канаде дарят мамам подарки, делают им всякие приятные сюрпризы и даже освобождают от домашних обязанностей. Ведут себя с ней весь день как с королевой, всячески ублажая и развлекая ее. Единственное, что позволяется ей делать в этот день - это открывать входную дверь, когда послышится звонок почтальона, доставившего заранее заказанный для нее подарок или роскошный праздничный букет. - Спасибо большое, ребята, за рассказы об истории праздника «День Матери» в разных странах, садитесь на свои места. Как много нового мы с вами узнали об этом празднике, правда? - Ребята, а теперь я предлагаю вам послушать рассказ о том, как празднуют День Матери в нашей стране. - За прошедшие годы День матери стал одним из любимейших российских праздников. Каждый год в последнее воскресенье ноября принято поздравлять не только мамочек, бабушек. В последнее воскресенье ноября в России отмечается День Матери. В России эту дату отмечают с 1999 года. С этого года этот трогательный праздник стал одним из самых обожаемых в каждой российской семье. В этот день душевные поздравления сыплются в адрес любимых матерей и женщин, которые носят младенца под сердцем. К празднику дети всех возрастов готовят сюрпризы. Малыши мастерят подарки своими руками и рисуют красивые открытки. Повзрослевшие дети навещают родителей с гостинцами, цветами и полезными презентами. (На слайде изображения мамы и ребенка) - Мама… для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого, мама – самый родной человек на свете. Она даёт нам жизнь. Её забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Её нежный голос, её мягкие тёплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость. Вот беспомощное существо, насытившись материнским молоком, спокойно засыпает сладким сном. Вот первая улыбка малыша в ответ на заботливый голос матери. Вот первый шаг, сделанный с помощью мамы. И первое слово – “мама”. Мама единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям бескорыстна, благородна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. Мама! Самое дорогое слово для каждого человека Мама, мамочка. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, передает свои песни, оберегает нас. |
Личностный: дети проявляют чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, проявляют готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками. Предметный: обучающиеся знают об истории праздника «День Матери».
|
3.2 Рубрика: «Сокровище и солнце материнского сердца» Задача: Воспитательная: воспитывать чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками Развивающая: развивать логические умения (анализ, синтез, обобщение), умение вести диалог и аргументировать свою позицию.
Физкультминутка Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение. Развивающая: развивать логические умения (анализ). |
Разбор притчи, упражнение, личный пример педагога, этическая беседа.
Педагогическое требование, игра |
- Ребята, а какой может быть любовь мамы? (Бескорыстна, добра, заботлива, благородна) - На доске нарисовано сердце – сокровище материнское. Я предлагаю вам перечислить все сокровища, которые, по вашему мнению, хранятся в материнском сердце, а я их буду записывать. (Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие) (На доске записывает черты характера 2 студентка). - А как вы думаете, что общего между солнечным светом и любовью матери? ( Любовь матери дарит тепло, добро) - Замечательно, назовите, пожалуйста, качества своих мам, от которых вам становится тепло и светло. (На газете нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Все перечисленное записывается на лучах солнца материнской любви). - Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца? Например, я стала доброй, отзывчивой. - Замечательно, спасибо. - Материнское сердце – это любовь, забота, ласка, которую дарит нам мама. Любовь матери бескорыстна, она не требует ничего взамен, она благородна.
- А сейчас, для того, чтобы немного отдохнуть и снять усталость, я предлагаю вам выполнить физкультминутку. - Встаньте из за парт, чтобы вокруг вам ничего не мешало. *ФИЗКУЛЬМИНУТКА О МАМЕ*
|
Личностный: дети проявляют чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, проявляют готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками. Метапредметный: дети обладают логическими умениями (анализ, синтез, обобщение), навыками групповой работы, умеют вести диалог и аргументировать свою позицию.
|
3.3 Рубрика: «Добрые дела» Задача: Воспитательная: воспитывать чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками |
Художественное слово, беседа, личный пример педагога, творческое задание (создание ромашки), создание креативного поля |
- Создав рубрику «Сокровище материнского сердца», мы узнали, что вы любите своих мам, проявляете к ним уважительное отношение. - Теперь мы переходим к следующей рубрике «Добрые дела». - Ребята, а какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой? («Ты устала, давай я тебе помогу?»..) - Сейчас я вам предлагаю внимательно послушать притчу о том, как девочки-дочери встречают свою маму, а затем ответить на вопросы. Семь дочерей Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь. Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,— проговорила вторая. Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья. Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка,— щебетала четвертая. Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая. Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги. Вопросы и задания к притче: - Ребята, а что вы почувствовали, когда я рассказывала вам эту притчу? - О чем эта притча? - Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер? - Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво? - Подумайте и скажите, что бы могла сделать каждая из дочерей? - Ребята, а что вы делаете для мамы, когда она устает? - Ребята, когда я вижу, что моя мама устала, я всегда перед ее приходом домой, выполняю все важные дела: мою посуду, прибираюсь, готовлю кушать. А когда мама приходит домой, она видит все это, и ее усталость сразу же проходит. - Сейчас я вам предлагаю написать на лепестках цветка как вы помогаете своим мамам. На своем лепесточке обязательно подпишите свое имя и фамилию для того, чтобы, когда ваши мамы увидят газету обязательно это прочитали. Затем наклейте свой лепесток к сердцевинке ромашки. На эту работу вам дается 3 минуты. (На газете представлена ромашка, а в ее серединке слово “дети”. Дети должны перечислить, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми записывается на лепестках ромашки. Получается цветок помощи маме). - Ребята, вы только посмотрите, сколько замечательных и добрых дел вы написали. - Действительно, все эти дела нужно непременно делать для того, чтобы наша мама была счастлива. |
Личностный: дети проявляют чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, проявляют готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками.
|
4. Презентация проекта Задача: презентация продукта классного часа – стенгазета «Мама, мамочка, мамуля!» Воспитательная: воспитывать чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками Развивающая: развивать логические умения (анализ, синтез, обобщение), умение вести диалог и аргументировать свою позицию. |
|
- Ребята, посмотрите, какая замечательная газета у нас получилась! Конечно же, эту газету вы обязательно представите вашим мамам. - А сегодня у нас есть возможность представить нашу газету всему классу и классному руководителю. - Позвольте мне взять на себя роль ведущего редактора газеты «Мама, мамочка, мамуля!», и представить ее. - Дорогие ребята, Ольга Леонидовна, Людмила Петровна, представляем вашему вниманию стенгазету под названием «Мама, мамочка, мамуля!». В нашей газете есть много замечательных и добрых слов о маме, в ней есть рубрика стихи замечательных поэтов (показываю), которые посвящены маме, их вы можете взять, выучить и рассказать своим мамам. Также есть рубрика «Подарок маме», здесь вы можете взять схему изготовления оригами и сделать самостоятельно подарок вашим мамам, им будет очень приятно. Если вы хотите поделиться историей праздника «День Матери», вы можете взять ее из рубрики «История праздника» и рассказать о ней вашей семье, друзьям, это будет интересно и полезно. Также совместно с ребятами мы изготовили несколько рубрик: «Сокровища материнского сердца», «Солнце, которое дарит мама», а также рубрика «Добрые дела», в которой ребята написали на лепестках ромашки свои добрые дела, которые они делают для своих мам. |
Личностный: дети проявляют чувства гордости, любви, уважения к матери, желание проявлять заботу о ней, проявляют готовность сотрудничать с педагогом и сверстниками. Метапредметный: дети обладают логическими умениями (анализ, синтез, обобщение), навыками групповой работы, умеют вести диалог и аргументировать свою позицию.
|
5. Рефлексия Задача: самооценка результатов деятельности, применение нового знания в жизни. |
Беседа, поощрение
|
- Ребята, какие качества вы проявляли, при создании стенгазеты для мамы? (Внимательные, активные, заботливые, добрые, старательные) - А удалось бы нам создать этот подарок, если бы мы ссорились, не были едины? (Нет) - Значит, какими мы были? (Дружными, сплоченными, активными, едиными) - Как вы думаете, чем был полезен классный час? - На сегодняшнем классном часе я бы хотела похвалить за активность, внимательность, дружелюбие *имя*, также хотелось бы похвалить *имя* за трудолюбие, отзывчивость, умение высказываться полным ответом. Спасибо, ребята! До свидания! |
Обучающиеся осуществляют самооценку собственной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.