МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»
Познавательно - творческий проект
в средней группе
на тему : «Русская балалайка»
Подготовили:
Музыкальный руководитель:
Гракова А.С.
Воспитатели: Ильющенкова Т.М.,
Сухаревская Л.В.
2024-2025 учебный год
Автор проекта : музыкальный руководитель -Гракова А.С.,
воспитатели – Ильющенкова Т.М., Сухаревская Л.В.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно- творческий
Участники проекта: дети средней группы
музыкальный руководитель, воспитатели,
родители.
Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей .
Актуальность проекта.
Русский фольклор – особая ветвь культуры народа, которая отражает идеалы и жизнь русского народа, передаваемые из поколения к поколению.
Русский фольклор в детском саду не только закладывает представление о русской культуре, но и дарит море положительных эмоций.
Музыкальные инструменты для детей- всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем- почти волшебник. Важно вовремя удовлетворить любопытство ребенка и на волне возникшего интереса дать почувствовать, что музыкальные инструменты обладают не только своим неповторимым голосом, но и уникальной историей происхождения.
В наше время очень мало уделяется внимания русской культуре, русским традициям. Поэтому я выбрала тему «Русская балалайка», чтобы приобщить детей к русскому народному фольклорному творчеству.
Цель проекта:
Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать творческий потенциал детей через ознакомление с музыкальным инструментом в партнерском сотрудничестве взрослых и детей.
Задачи:
· Изучение культуры своего народа, формирование элементарных представлений детей о русском народном инструменте – балалайка.
· Воспитание интереса детей к фольклорному творчеству.
· Развивать музыкальные способности детей: чувство ритма, музыкально – слуховые представления, ладовое чувство.
· Развивать творческие способности детей, побуждать их к активным, самостоятельным действиям в процессе НОД и самостоятельной деятельности.
· Развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав, песен, танцев.
· Формировать навык совместной деятельности в коллективе.
Предполагаемые результаты:
В результате реализации проекта дети получат представление о русском народном инструменте- балалайка, обогатятся представления детей о культуре своего народа. У детей обогатится словарный запас. Сотрудничество родителей, педагогов и детей укрепит эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Систематизируются знания родителей о русской народной культуре.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный.
Создание методической базы по теме «Русский народный музыкальный инструмент балалайка».
· Выявление проблемы, постановка цели и задач.
· Разработка плана реализации проекта.
· Подбор познавательной литературы по ознакомлению детей с русским народным музыкальным инструментом- балалайка.
· Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
· Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной ( практический).
Реализация основного этапа через разные виды деятельности.
Речевое развитие:
· Чтение художественной литературы:
«Сказка о балалайке»,
сказка «Как Ивану балалайка помогла»,
«Сказка про медвежонка, мечтавшего играть на балалайке»,
«Сказка, как балалайка нашла себе друзей»
· Разучивание загадок, стихов, потешек.
Познавательное развитие:
· Беседа на тему : « Русская матрешка»
Художественно- эстетическое развитие:
· НОД: «Чудо балалайка, веселее заиграй-ка»
· Прослушивание аудиозаписи:
«Во поле береза стояла»,
«Как у наших у ворот»
· Разучивание песни «С балалайкой веселее» (Сл. и муз. Т.В.Бокач)
· Раскрашивание силуэтов балалайки.
· Изготовление музыкально-дидактической игры «На балалайке поиграй-ка».
· Инсценирование сказки «Балалайка- теремок»
Социально-коммуникативное развитие:
· Дидактические игры:
«Весело – грустно»;
Пазл «Собери балалайку»
Взаимодействие с родителями:
· Анкетирование «Народные инструменты»
· Консультация: «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»
3 этап - заключительный
· Оформление материалов проекта.
· Презентация для педагогов ДОУ.
Используемая литература:
1. Образовательная программа «От рождения до школы»
под ред. Вераксы Н.Е.
2. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников
3. Тихонов М.В., Смирнова Н.С. «Красная изба» - знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом.
4. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении.
5. Мерзлякова С.И. «Фольклор – музыка – театр»
6. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду».
7. Е.Горячева « Сказка о том, как Ивану балалайка помогла»
Сказка «Как Ивану балалайка помогла»
Елена Горячева
Жили -были муж да жена. И было у них три сына. Пока дети подрастали, отец их ко всякому труду приучал. А мать говорила : "Вы, сыночки, всё примечайте, да своё дело выбирайте, которое вам поможет себя накормить, напоить, да и людям пользу принесёт.»
Старший сын часто в лес уходил, травы разные изучал, порошки из них делал да настои. Подрос он и объявил отцу с матерью, что хочет лекарем стать. «Хорошее дело, люди всегда болеют, и другим будешь помогать, и сам голодным не останешься»,-одобрили отец с матерью и отдали его в ученики к лекарю.
Стал средний сын подрастать, тоже стал себе дело выбирать. Очень он поесть любил. Матери часто на кухне помогал. Долго не думал и объявил отцу с матерью, что хочет кулинарную науку одолеть, поваром стать. «Хорошее дело ты себе выбрал, люди всегда есть хотят, хороший повар без дела сидеть не будет, и сам всегда сыт»,-решили родители.
Время идёт, старшие сыновья уже успехи в своём деле делают, а младший Ваня всё в игрушки играет. Как выдастся у него свободная минутка, так он берёт деревянное полено, ножичек и игрушки разные вырезает. Да игрушки не простые, забавные. Они у него и вертятся, и крутятся, и с горки съезжают, и головой крутят. Всегда вокруг Вани ребятишек полно, каждому охота игрушку от Ивана в подарок получить.Мать ругает сына: «Когда ты за ум возьмёшься, ремеслу учиться надо, а не в игрушки играть.» А Ванька балайку в руки и ну песни петь.Стал тогда его отец наставлять: «Делу время-потехе час. Песнями-то сыт не будешь. Пора дело себе серьёзное выбирать, которое тебя в жизни кормить –поить будет. А с балалайкой-то какая судьба тебя ждёт? По миру пойдёшь»
Время идёт. Старший сын хорошим лекарем стал, средний таким хорошим поваром оказался, что его на царскую кухню пригласили. Только Ваня всё на балалайке играет и ребятишек развлекает. В ту пору случилась беда, заболел у царя единственный сын, наследник престола. Грустит, не ест, не пьёт, на глазах угасает. Заморские лекари приезжали, чем только не лечили, даже пиявки ставили-ничего не помогло. Издал тогда царь указ, кто царевича вылечит, тому пол царства в награду.
Отправился к царю старший сын-лекарь. Долго осматривал царевича. Разные травы заваривал, припарки делал. Не помогло его лечение.
_Я царевичу помогу,-заявил средний сын-повар. Ничего так не помогает, как вкусная еда. Испёк он торт красоты невиданной, применил всё своё кулинарное искусство. Увидел царевич изысканные яства, повеселел немного. Но потом опять загрустил. Лежит в кровати, ничего его не радует.
Прослышал про царскую беду Иван, взял с собой ребятишек уличных, игрушек забавных наделал и отправился во дворец. Сел под окнами дворца и давай на балалайке играть, а ребятишки весёлые песни петь. Стало интересно царевичу, что за веселье на улице? Царские слуги Ивана прогоняют, чтоб покой царевича не нарушал, а он ещё громче поёт. Вышел царевич на улицу, а к нему ребятишки бегут, игрушки разные показывают. Забыл тут царский сын про свои болезни, с ребятами играет, в пляску пустился под балалайку. А потом пригласил всех тортом угощаться. Обрадовался царь. Ивана к себе зовёт, пол царства ему предлагает. Да только Иван отказался. «Что я с этим богатством делать-то буду?» Тогда царь предложил Ивану при дворе жить, за царевичем приглядывать да разные праздники для народа устраивать. Вот так балалайка Ване помогла. Судьбу его устроила. Ведь чтобы и на балалайке играть, тоже нужно мастерство.
Консультация для педагогов и родителей
«Балалайка-балалаечка»
Давным-давно, сто пятьдесят лет назад, жил молодой музыкант Василий Андреев. Он с юности умел играть на различных музыкальных инструментах, но ни один из них не был главным для него. До случайной встречи.
(Василий Васильевич Андреев)
Однажды прогуливаясь по родовому имению, Андреев услышал, как крестьянин Антип играет на балалайке.
Балалайка не была редкостью в деревне, обычно это был самодельный инструмент с деревянным корпусом и двумя или тремя струнами, как на картине Заболотского «Мальчик с балалайкой». Звук балалайки был негромкий и дребезжащий, она годилась, чтобы подыграть себе во время пения да развеять скуку в поле. Не то было у Антипа – его самодельная балалайка пела и рассказывала сказки, заставляла то плакать, то пускаться в пляс. Привычный и простой инструмент вдруг стал для Андреева символом всего исконно-русского. Свою жизнь с тех пор он посвятил балалайке. И не только выучился виртуозно играть на ней. Он сделал нечто неизмеримо большее.
(П. Заболотский. Мальчик с балалайкой. 1835 г. )
Рассмотрите балалайку в руках мальчика с картины Богданова-Бельского. А теперь снова взгляните на инструмент с картины Заболотского. Видите разницу?
(Н. Богданов-Бельский. Мальчик с балалайкой. 1930г. )
Может быть, кто-то из этих мальчишек попал позже в «Великорусский Оркестр», организованный Андреевым, где балалайка была главным инструментом. Этот оркестр прославил балалайку во всём мире!
(Н. Богданов-Бельский. Виртуоз. 1891 г. )
Так Василий Андреев превратил самодельные «балаболки»,«балабайки», как их иногда называли, в прекрасный музыкальный инструмент – балалайку, а деревенскую забаву – в русское народное искусство.
СКАЗКА ПРО БАЛАЛАЙКУ
Давно это было или нет, нам неведомо, но возле одной деревушки поселился дракон. Но дракон был не такой, как во всех сказках, он никого не обижал, а был наоборот очень мирным. И очень любил он тыкву.
И вот попросил он жителей той деревни кормить его тыквами взамен на то, что будет охранять их деревню. Согласились крестьяне и насадили целое поле тыкв.
А как раз мимо этого поля шла дорога в город. Дракон сидел на поле и всех, кто проходил по этой дороге в город останавливал и просил рассказать ему сказку. Все, кто рассказывал дракону сказку, дракон отпускал. А кто нет – того уносил далеко в горы и сажал в пещеру.
— Вот расскажешь сказку мне, тогда отпущу, — говорил дракон.
И как могли пленники придумывали для дракона сказки. Но невмоготу им стало и стали они думать, как бы им от этого дракона избавиться.
И деревенский балалаечник им предложил:
— Если этот дракон так сказки любит, то и к музыке, наверняка, неравнодушен. Давайте я попробую его своей музыкой куда-нибудь заманить.
— Хорошо, только подальше уведи его, чтобы не вернулся он совсем, — сказали люди.
И отправился музыкант со своей балалайкой к дракону.
Обрадовался дракон, увидев прохожего:
— Давно я без сказок скучаю!
— Сейчас я расскажу тебе свои сказки, вот здесь они спрятаны, — и показал на свою балалайку.
Выхватил дракон балалайку у музыканта, так она ему понравилась. Но в огромных когтистых лапах треснул легкий корпус балалайки, только жалобно звякнули струны.
И ничего не смог музыкант сыграть. Посадил его дракон в пещеру, пока тот сказку ему не придумает.
Целую неделю просидел балалаечник в пещере, чуть с голоду не умер, но ничего придумать не мог. А дракон сжалился и принес ему несколько тыкв.
— Отпусти меня, я починю свою балалайку и на ней сыграю тебе сказку.
— Нет, пока здесь мне сказку не расскажешь, не отпущу, — ответил дракон.
Что оставалось делать музыканту? Думал он думал и кое-что придумал. Вынул из тыквы всю мякоть, высушил ее хорошенько и сделал овальный корпус для балалайки, вместо сломанного, треугольного. В пещере нашел осколки хрусталя, приклеил их внутрь тыквы, приделал гриф, натянул три струны. И получилась новая балалайка с хрустальным звуком, который аж до небес долетал.
Прилетел дракон на следующий день. Что такое? Откуда такой необыкновенный звук? Застыл от изумления, а потом взлетел на небо вслед за хрустальной музыкой. И больше его никто не видел. А балалаечник с миром вернулся домой.
Все жители дивились, как эта чудо-балалайка спасла их от надоедливого дракона, и с тех пор повелось делать в тех местах такие тыквенные балалайки со звонким хрустальным звуком. Только великие виртуозы играли на таких балалайках.
Вот такая чудесная история.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.