МБДОУ ДС «Тополек» г.Волгодонска
Подготовил: воспитатель
высшей квалификационной категории
Третьяк Ольга Александровна
Патриотический краткосрочный проект «В краю Тихого Дона»
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: групповой, краткосрочный (с 01.10 по 30.11.2021г.)
Руководители проекта:
- воспитатели – Третьяк О.А., Ковтун А.Ф.;
- учитель-логопед – Маковей Л.Г.
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы (6 – 7 лет);
- родители
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли »
Н. Смирнов
Актуальность: актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего мирового общества. Поэтому приобщение детей к истокам народных традиций посредством проектной деятельности является эффективным средством патриотического воспитания, любви к своей Родине, своему народу, развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.
Цель: развитие духовно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к истории, культуре и быту донского казачества, зарождение в сознании детей чувства любви к Родине, принадлежности к великому народу.
Задачи:
· Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества;
· Ознакомление детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта);
· Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
· Развитие познавательной активности детей;
· Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта;
· Воспитание положительных качеств личности, сохраняя индивидуальность каждого ребенка.
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества:
· формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
· знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
· ознакомление с основными занятиями казачества: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;
· знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.
· знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
· освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
· через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
· ознакомление детей с понятием “мини – музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Предполагаемый результат:
Сформированность представлений о родной стране, истории донского края, донских казаков, желания быть патриотом своей Родины. Развитие интереса к своей стране, своему городу и родному краю. Обогащение опыта детей навыками социального общения проявление таких качеств личности как доброта, уважение к старшим, любовь к отчизне, эмоциональная отзывчивость. Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
I этап. Подготовительный
Воспитатель:
- определение уровня знаний и умений детей по теме проекта,
- разработка плана реализации проекта,
- подбор пособий, загадок, мультфильмов и художественной и
познавательной литературы для чтения детям по данной теме,
- подбор иллюстраций по теме,
- подбор подвижных, пальчиковых, дидактических игр,
веселых вопросов и упражнений по теме,
- подготовка материалов для продуктивной деятельности
- анкетирование родителей; оформление консультаций, памяток для родителей, размещение информации по тематике.
Подготовка к реализации проекта
С родителями:
Консультация: «Патриотическое воспитание детей в семье»,
Консультация о промыслах Донского края,
«Обычаи, традиции, нравы казаков».
Приобщение родителей к работе над проектом по формированию навыков безопасного поведения.
С воспитанниками:
Чтение: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, экологические сказки.
Развивать познавательный интерес, интерес к художественной литературе; развивать речь, внимание, введение детей в тему проекта.
II этап. Реализация проекта
Социально-коммуникативное развитие:
- Беседы: «Сердце матери лучше солнца греет»,
«Казаки – люди вольные»,
«Обряды и праздники на Дону
- Сюжетно-ролевые игры «Экскурсовод»,
«Семейный очаг донских казаков»,
«Защитники»
- закреплять у детей знания по теме проекта
- расширять представления детей о донском крае, донских казаках
Познавательное развитие:
- просмотр мультимедийной презентации «История казачьего быта» А.В. Жигулина «О, Родина!». Чтение произведения И. Шмелева «Русская песня»
- Рассматривание иллюстраций «Жизнь и труд казаков», «Традиции донского казачества», «Дон, земля донская, донские казаки»
- знакомство с лепбуком «Донской край. Донские казаки»
- познакомить с культурой донского края
- донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему
Художественно – эстетическое развитие
- Чтение художественной литературы: Лебеденко П. В. «Сказки Тихого Дона»,
Петров Д. И. «Сыны степей донских», А.В. Жигулина «О, Родина!». Чтение произведения И. Шмелева «Русская песня»
- Рассматривание иллюстраций «Костюмы донских казаков», «Традиционный русский народный костюм», «Казачий курень»
- Д/и. «Собери картинку»
- Раскрашивание раскрасок «Донское казачество»
- Рисование «Донские степи»
- знакомить с художественными произведениями.
- развивать творческие способности, художественное воображение
Речевое развитие:
- Игра «Отгадай-ка».
- Сл/игры «Кто, что делает», «Кто больше слов скажет?», «Четвертый лишний?»
- учить отгадывать загадки.
- развивать словарный запас, связную речь.
Физическое развитие
- Пальчиковая игра «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
- П.и. на свежем воздухе: ««Гуси – лебеди», «Жмурки»,», «Хвосты».
- учить детей управлять своим поведением, вовремя выполнять игровые действия.
III этап. Заключительный
- Создание лепбука «Донской край. Донские казаки»
- Создание картотеки «Сказки Тихого Дона»
- Создание картотеки «Казачьи игры и забавы»
- Изготовление кукол – атрибутов «Казачка и казак»
- Трансляция результатов проектирования родителям
В результате проекта: у детей значительно расширились знания о донском крае, донских казаках, быте, образе жизни, традициям. Сформирован устойчивый интерес и трепетное отношение к истории региона как о важной части нашей страны России. Дети научились выделять наиболее характерные особенности костюмов донских казаков. У родителей повысилась мотивация к сотрудничеству с детьми. Уголок донского казачества пополнился дидактическими играми, картотекой сказок «Сказки Тихого Дона, картотекой пословиц и лепбуком «Донской край. Донские казаки».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.