Краткосрочный творческий проект "Широкая Масленица"

  • docx
  • 19.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект масленица.docx

Краткосрочный проект в младшей реабилитационной  группе

«Широкая Масленица».

Подготовила воспитатель Жарникова Людмила Николаевна

Тема: «Широкая масленица»

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: с 24 февраля по 2 марта 2025 г.

Возраст детей: Младшая реабилитационная группа.

Актуальность проекта:

Масленица – один из самых известных  старинных народных  праздников. Его продолжают праздновать до сих пор. Он очень любим среди детей и взрослых. На масленицу люди провожают зиму и встречают весну. Проходят веселые зрелищные гуляния. Следует познакомить детей с историей празднования, приобщить к древним традициям славянского народа.

Осуществляя работу по реализации проекта в воспитательный процесс,  воспитатель развивает у детей любознательность, уверенность в себе, умение самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго.

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

 

 

 

Задачи:

1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.

2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.

Формы реализации проекта:

• Беседы по теме;

• Совместная творческая деятельность;

• Создание творческих работ детей и родителей;

• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

• Чтение стихотворений, художественных произведений;

• Тематическое занятие.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный:

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

• Подбор материалов для продуктивной деятельности;

• Заучивание закличек, частушек;

• Изготовление стенгазеты «С масленицей»;

·         Памятка и буклеты «Традиции празднования Масленицы в России»;

·         Папка-передвижка «Масленица-проводы зимы».

  • Основной:

• Проведение тематического занятия;

• Художественно-творческая деятельность.

• Разучивание русских народных песен, закличек;

• Чтение художественных произведений по теме.

• Прослушивание музыкальных композиций.

  • Заключительный:

1. Проведение развлечения «Широкая Масленица»;

2. Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;

3. Посещение городского парка и участие в праздновании Масленицы;

4.На занятии в комнате социально-бытовой адаптации выпечка блинов;

 

 

 

 

Ожидаемый результат:

Дети:

• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

• Имеют представление о народных праздниках, играх;

• Владеют знаниями масленичной кухни;

• Интересуется изобразительной детской деятельностью;

• С интересом участвует в народных играх;

• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

  • Понедельник

Тематическое занятие «Госпожа Масленица»

Разучивание Народная игра - забава «Ручеек»

Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)

Просмотр мультфильмов: «Царевна –лягушка» и «Масленица»

  • Вторник «Заигрыш»

Изготовление «Масленичного солнышка»

Народная игра – забава «Перетягивание каната»

Хороводная игра «Едет Масленица»

Загадки о весне и зиме

Слушание песни «Ой, блины, мои блины»

Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»

Чтение русских народных сказок «Как весна зиму поборола»

  • Среда «Лакомка»

Беседа «Значение и символика блинов»

Чтение русских народных сказок «Маслена»

Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»

Народная игра – забава «Блинная эстафета»

Чаепитие с блинами

  • Четверг «Разгуляй»

Чтение масленичных закличек

Хороводная игра «Заинька, попляши» 

Развлечение «Здравствуй, Масленица!»

Слушание песни «Как на Масленые недели»

Рисование «Масленица»

Народная игра - забава «Ручеёк»

Чтение русских народных сказок «Соломенная Масленица»

  • Пятница «Тёщины вечера»

Беседа«Что мы узнали о Масленице»

Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»

Игры в «снежки», «Бояре»

Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица», «Секрет Матрешки»

Народная игра - забава «Снежный тир»

Беседы «Значение и символика блинов»«Что мы узнали о масленице?»

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т.Нуждиной «Блины», масленичных закличек.

 

 

 

 

Приложение

Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»

Вид деятельности:

Рисование сюжетное по замыслу.

Тема: Масленичные забавы.

Интеграция образовательных областей:

Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.

Программное содержание:

Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.

Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.

Содержание организационной деятельности:

В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.

Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля — начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.

Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»

Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)

Будем веселиться.

Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)

Весело кружиться. Ля-ля-ля.

А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)

По полю помчимся.

Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)

Низко поклонимся.

Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.

Самостоятельная работа учащихся

Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.

Анализ работ

По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.