Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".
Оценка 4.9

Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".

Оценка 4.9
Карточки-задания +2
docx
биология
8 кл—11 кл +1
18.04.2019
Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".
8 А - Рефлекс.docx
Дата: 26.04.2018.                                       Предмет: Биология                                                     Класс:  8 «А» План ­ конспект урока на тему:              «Поведение человека. Рефлекс и его виды». Цель урока: Опираясь на первоначальные  знания   учащихся о рефлексах, расширить представления об  условных и безусловных рефлексах, создать условия для осознания учащимися роли условных рефлексов для  формирования поведенческих актов, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям  окружающей среды. Ход урока Этапы урока  1. Организа­ ционный  момент Психологически й настрой.  Определение  состава групп. Мотивирование   учащихся к  учебной  деятельности Деятельность учащихся и учителя Класс, до урока, делится на группы по пять человек, в состав группы входи сильный  ученик, ученик хорошист, ученик успевающий удовлетворительно по предмету  и  ученик часто болеющий, не совсем успевающий усваивать материал со всем классом. Группы получаются разноуровневые. Каждую группу возглавляет ученик­эксперт, сильный ученик, который руководит  группой, организовывает работу группы на всех этапах. Для каждой группы готовятся отдельные папки­инструкции с материалом для  изучения темы. У каждого ученика лист самоконтроля, в который вносятся  результаты работы на уроке.  Ученикам предлагается видеоряд с фотографиями. Что отражают  изображенные  ситуации? – Ответ: Различное поведение людей. А что такое поведение? (Сложный комплекс  приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение  у  организма потребности. Это тесный сплав психических и физиологических  процессов.) ­А что лежит в основе поведения? ­Рефлексы. ( Рефлекс ­ Ответная реакция организма на воздействие внешней среды,  осуществляемая при участии нервной системы. Рефлекс ­ основа нервной  деятельности.) Отмечают в листах самоконтроля правильность ответов и мыслей. Отметьте в листах самоконтроля (знал­не знал) эти определения. А какая связь между этими понятиями (ПОВЕДЕНИЕ­РЕФЛЕКС)?­­­В основе  поведения лежат рефлексы. А какими бывают рефлексы?   (условные и  безусловные). Записывается Тема Урока А кто знает, как называется наука, изучающая поведение животных?  (этология­  лежащая в основе в основе зоопсихологии).А как называется Наука, изучающая поведение человека? ­ Психология, физиология высшей нервной деятельности.(Под высшей нервной  деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.) Сейчас поговорим о типах безусловных рефлексов. Перед Вами карточки с  указанием типологии безусловных рефлексов. Ознакомьтесь. 1 2 3 4 5 Задания группам: Руководствуясь данной классификацией, дать названия рефлексам, названия  рефлексам, изображенным на рисунках (последовательно по группам отвечают.)  Записывают в тетрадях виды рефлексов. Вопрос классу: Эта типология может быть отнесена к условным рефлексам:  ­Да. А чем характеризуются условные и безусловные рефлексы? Сравним условные и  безусловные рефлексы. Пищевые Ориентировочные Защитные Тонические Половые Виды рефлексов Безусловные Условные Врожденные Видовые Постоянные Сохраняются в течение      всей жизни  приспособиться к постоянным  условиям окружающей среды.  Помогают организму  Количество невелико Могут затухать Вырабатываются на основе  Приобретенные Индивидуальные Изменяются в зависимости от     условий среды   безусловных  к изменяющимся условиям окружающей  среды.  Помогают организму приспособиться Очень много А сходства?  Обсуждения. ­Это рефлексы. ­Материальной основой является нервная ткань. ­Условные рефлексы возникают только на базе безусловных. ­Одинаковы типы рефлексов. ­Сходен механизм ­ начинаются раздражением и заканчиваются мышечным  сокращением. ­Имеют приспособительное адаптивное значение. Рефлексы осуществляются благодаря  наличию в нервной системе рефлекторной  дуги. ­Что такое рефлекторная дуга? ­Это путь, по которому проходит нервный импульс во время осуществления  рефлекса. ­Какая ткань лежит в основе рефлекса? ­Нервная. ­Каковы свойства этой ткани? ­Возбудимость и проводимость. Повторим звенья рефлекторной дуги. Работа по карточкам­ заполнить звенья  рефлекторной дуги. Затем самопроверка. Отмечают в листах самоконтроля  результаты по предложенным критериям. Ответы:  Вопрос классу: ­Чем заканчивается рефлекторная дуга? ­ Сокращением мышц. ­Где знания механизма рефлекторной дуги, можно применить в практической  деятельности человека? ­В психоаналитике, криминалистике (детектор лжи, когда по малейшей ответной  реакции в виде сокращения мышц можно судить о состоянии человека. А все ли Вы знаете об условных рефлексах? Вернее что мы не знаем? ­Почему они называются условные? (Для их выработки нужны условия) ­Какова история открытия учения о в.н.д. А почему они временные (существуют определенное время) и временные(при их  выработке необходимо одномоментное влияние двух раздражителей­ безусловного и условного)? В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем  огромное значение для развития физиологии: французский философ Рене Декарт  заявил миру о существовании рефлекса. Однако до середины XVIII века считалось,  что причиной сокращения мышц и вообще всех движений является душа. Декарт  считал, что по нерву в мышцу поступает газ и раздувает ее. (Работа со слайдами). Вопросы классу: ­Назовите основной труд И.М.Сеченова о физиологии нервной системы. ­Что по Сеченову лежит в основе всех функций мозга человека и животных? Какие два противоположных процесса могут возникать в ц.н.с. под влиянием  внешних факторов? 3.  Актуализация  знаний. Формирование  способности к  самоорганизации в решении  поставленных  задач 4. Изучение  новой темы.  Усвоение  теоретических  знаний. (Беседа, рассказ, работа в группах) Безусловный раздражитель должен быть сильным, иначе не возникнет  Возбуждение  от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем Наличие двух раздражителей, один из которых безусловный; Многократное сочетание условного и безусловного раздражителей; Условный раздражитель должен предшествовать безусловному; В качестве условного раздражителя может быть использован любой  Кто был продолжателем идей И.М.Сеченова? (Подсказка ­ этот ученый был первым лауреатом Нобелевской премии в России  И.П.Павлова. (Рассказ ученика) Вопрос классу: Что явилось главным открытием И.П.Павлова при изучении физиологии к.п.б.  головного мозга? Рассказ учителя о   механизме  и условиях  выработки  условных рефлексов. Условия, необходимые для выработки условного рефлекса: 1 2 3 4 раздражитель внешней или внутренней среды, по возможности он должен быть  индифферентным, т.е. не вызывать оборонительную реакцию но  привлекать  внимание; 5 временная связь; 6 от условного; 7 торможение условного рефлекса; 8 здоровым; (отсутствие переутомления, болезни, отдохнувшая кора обеспечивает  процесс достаточным количеством энергии АТФ.) 9 животное  должно быть голодным. Группы  выполняют задания: 1­Выделить условия, необходимые для выработки условных рефлексов. 2.Зарисовать механизм образования временной связи. Отвечают. 1гр. 1.Условные рефлексы образуются только на базе безусловных.         2.Безразличный раздражитель должен опережать безусловный.        3.Отсутствие посторонних раздражителей.         4.Многократное повторение.         5.Кора должна быть в бодром состоянии. Спикер определяет, кто от группы выступает, заслушиваем объяснение, дополняем. Только ли рефлексы лежат в основе поведения человека? Возможны гораздо более  сложные емкие процессы. Рассказ об опытах Конрада Лоренца. Запечатление. Распространятся ли явление  запечатления на человека. ( Примеры приводят ученики). При выработке условного рефлекса должна быть мотивация, например  Необходимо устранить посторонние раздражители, т.к. они могут вызвать  Животное у которого вырабатывается условный рефлекс должно быть  5. Закрепление  изученного  материала 1гр. Зная условия, необходимые для выработки условных рефлексов приведите  пример, как выработать условный  сосудодвигательный рефлекс у человека. 2гр. Вам подарили щенка, как выработать условный рефлекс ­ реагирование на  кличку. 3гр. Вспомните художественные произведения, в которых описаны ситуации, в  которых животные начинали откликаться на другую кличку. 4гр. Объясните значение эпиграфа урока. 6. Рефлексия  Предлагает написать мнение об уроке, ответив на вопросы: С какой темой вы  познакомились на уроке? Что вам было интересно на уроке? Какой момент, этап  урока вам больше запомнился? Что вы узнали нового на уроке? 7. Сообщение  домашнего  задания Учебник  Понаблюдайте за своими родственниками. Какие условные рефлексы у них  проявляются? Какие условные рефлексы проявляются у ваших питомцев? Приведите примеры условных рефлексов, руководствуясь изученной типологией. По желанию :Прочитайте книгу Дольника «Непослушное дитя биосферы»

Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".

Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".

Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".

Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".

Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".

Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".

Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".

Краткосрочный план урока по биологии в 8 классе на тему: "Рефлекс и его виды".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019