Креативное мышление доступно всем

  • docx
  • 24.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мс.docx

Креативное мышление доступно всем

1

Креативное мышление — это умение находить нестандартные подходы и решения сложных ситуаций. Люди с развитым креативным мышлением умеют отойти от шаблонов и знают, что у проблемы может быть больше одного решения.

Принято считать, что креативность нужна только людям творческих профессий.

Но сегодня креативное мышление всё чаще встречается в списке требований к кандидатам на разные, даже, казалось бы, не самые творческие вакансии. В этом и правда есть смысл. Все вокруг быстро меняется, и человек, мыслящий креативно, быстро сможет в любой ситуации найти множество решений, из которых можно будет выбрать оптимальное.

Креативность важна не только в работе, но и при решении повседневных жизненных задач. Например, творческий подход часто спасает, когда делаешь ремонт или путешествуешь.

Креативность — это не талант и не врождённое качество. Его можно и нужно в себе развивать.

2

На самом деле, креативное мышление — это полезный для всех навык. Оно помогает находить нестандартные решения в сложных ситуациях и быстро реагировать на возникающие проблемы.

Креативное мышление не противопоставляет логику и творчество, а сочетает в себе и то и другое. К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:

- умение обозначить проблему;

- способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;                         

- умение видеть нестандартные варианты решения;

- способность развить идею, дополняя детали;

- способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.

Сама по себе креативность не развивается, над этим навыком надо работать.

3

Конечно же, уроки изобразительного искусства нацелены на развитие креативного мышления. Нельзя в погоне за красивой и качественной картинкой часто рисовать по образцу, хотя и такие уроки тоже нужны. Задача учителя на уроке изо не научить детей работать по шаблону, а дать возможность создавать, изобретать, фантазировать и воплощать свои задумки на заданную тему. Оригинальная, нестандартная работа, пусть даже не самая красивая, всегда более ценна для развития ребенка, чем идеальная копия образца, которая нужна для отработки техники рисования. И здесь важно, чтобы дети не боялись создавать, придумывать. При подготовке любой конкурсной работы надо понимать, что хорошая задумка – это половина успеха, а техника рисования – это лишь 1/5 - 1/7 от общей оценки работы. Когда страх «Я не умею рисовать» отступает, включается креатив.

 

 

4

Особенно это заметно в 7 классе, где бОльшая часть тем требует не сколько умения рисовать, сколько умение находить нестандартные решения. Так, например, тема «Образ в слове» (кино), где надо совместить написание слова и образ значения этого же слова.

5

Похожий урок «Велосипед», где образ создается из букв этого же слова. Еще, при изучении этого раздела, дети учатся составлять ребусы, придумывать различные шрифты и в конце пробуют создать рекламный плакат, листовку, применяя полученный опыт.

6

При изучении темы «Интерьер», дети сначала записывают 10 слов, которые первые пришли на ум, а затем они должны все их отразить в интерьере.

7

Игра «Архитектор», в которой дети друг другу «делают заказ» на эскиз дома (указывают стиль, конструктивные особенности, элементы дизайна) и воплощают чужой заказ в виде эскиза.

8

Рисунки кляксами (в парах) – рисуем очертания разнообразных клякс (15 штук), меняемся листочками и превращаем кляксы в предметы, добавляя минимум. Образы не повторяем.

Рисунок по цепочке. Каждый на своем листочке рисует заданный объект, затем передает листочек дальше по классу. Так каждый рисунок проходит круг по всему классу, в итоге получается количество коллективных рисунков по количеству участников.

Список подобных уроков можно продолжать долго: иллюзии в фото, читаем образы и символы на предметах быта, одежде, избе, несуществующее животное, нестандартное применение вещей, предмет в прошлом, настоящем и будущем и т.д.

9

Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность влияет общественное мнение, другие факторы окружающей среды и появляется шаблонное мышление. Творчество отодвигается на второй план и человек начинает чаще воспроизводить и копировать уже имеющиеся шаблоны. В свете требований настоящего времени способность мыслить креативно важна и в работе, и в быту. Важно получать опыт и на его основе уметь выдвигать идеи и нестандартные решения, и, чем больше их будет, тем легче человеку адаптироваться в постоянно меняющихся условиях.

10

Необходимость создавать что-то оригинальное встречается в работе каждого из нас. Учитель должен учить детей мыслить креативно, а значит и сам должен владеть этой способностью.

 

 

11

Итак, как же развивать в себе способность мыслить креативно? Можно попробовать в течении 2-3 месяцев, для начала, ежедневно выполнять простые упражнения.

1. Вспомните и запишите 3 ситуации, где вам нужно было придумать что-то новое и вы не знали, с чего начать. Это может быть любой процесс, даже бытовой: от того, чем заменить недостающий продукт в рецепте, до подарка другу.

 - за 5 минут напишите, как можно больше вариантов решения. Чем больше идей вы запишите, тем лучше развита беглость.

- разделите идеи на группы, чем больше групп получилось, тем лучше развита гибкость.

- выделите самые неожиданные решения. Чем больше нестандартных идей, тем выше оригинальность.

2. Выберите из этих ситуаций ту, которая для вас сейчас важнее или интересней остальных. В течении суток запишите 50-100 идей решения ситуации.

3. Выберите идеи, которые можно объединить.

4. Найдите наиболее оптимальное решение для себя на данный момент и наиболее интересное. Составьте план реализации решения. Далее выбирайте и действуйте.

На следующий день вы пишите ещё 3 ситуации и идеи решения, а для второго и последующих упражнений выбираете ситуацию из всего списка.

Можно проводить эту работу индивидуально, можно играть всей семьей, тогда и решений будет больше, и сплоченность семьи сильнее.

Безусловно, это работа над собой, которая требует времени и терпения, но, спустя пару месяцев вы почувствуете, как быстро приходят идеи, и многие проблемы уже таковыми не кажутся. Вы начнете замечать больше деталей и мыслить шире.

12

Заведите папку для «украденного». Для того, что понравилось, зацепило: идеи, картинки, стихи, истории, биографии… Не важно, бумажную или виртуальную, главное, чтобы она была. Чем больше мы видим интересных, необычных, оригинальных идей, тем легче учимся сами находить нестандартные решения. Всё, что достойно быть позаимствованным, отправляйте туда. И когда вам потребуется вдохновение, открывайте её.