Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не только оборонительными, но и хозяйственными центрами.
Вокруг монастырей и новых городов шло объединение земель и ряд центров стал бороться за первенство.
Острейшая борьба в н. 14 века развернулась между Москвой и Тверью.
В 1273 г. сын Невского - Даниил стал первым самостоятельным князем Москвы. При нем к Москве были присоединены Коломна и Переяславль.
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XIVXVII ВЕКАХ
Русь в 14 веке
Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот
период играли монастыри, ставшие не только оборонительными, но и
хозяйственными центрами.
Вокруг монастырей и новых городов шло объединение земель и ряд
центров стал бороться за первенство.
Острейшая борьба в н. 14 века развернулась между Москвой и Тверью.
В 1273 г. сын Невского Даниил стал первым самостоятельным князем
Москвы. При нем к Москве были присоединены Коломна и Переяславль.
Москва впервые упоминается в летописи 1147 года. Древний Кремль
Юрия Долгорукого занимал меньше половины нынешнего Кремля.
При Иване Калите (13041340) старые деревянные стены Кремля
были заменены дубовыми…
А.Васнецов.
Московский Кремль при Иване Калите.
… а его внук Дмитрий Донской (13501389) возвёл на
месте деревянного белокаменный Кремль.
Московский Кремль при Дмитрии Донском.
А.Васнецов.
К концу XV века Русь освободилась от ига Золотой орды. Московское
княжество объединило многие русские земли. Москва стала его
столицей. Ивану III (14401505) нужна была новая резиденция. Ею стал
Московский Кремль.
СвятоТроицкая Сергиева лавра под Москвой.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
«Как смотрит миллиардом глаз
на солнце вся земля
Так думы лучшие людей
теснятся у Кремля».
По приглашению Ивана III в Москву съехались мастера из Пскова,
Твери , Ростова, но руководили работами итальянцы – «фрязины».
Строительство началось в 1485г.
Белые стены обложили красным кирпичом,
На стены добавили зубцы и кровлю,
В составе Кремля стало 18 башен в несколько этажей, угловые –
круглые (3), проездные (их 6) со стрельницами (сохранилась только
одна – Кутафья).
Кремль окружал ров (35 м ширина, 12 глубина)
уже в следующем веке утратил своё оборонное значение
У Московского Кремля 20 башен и все они
разные, двух одинаковых нет. У каждой башни
есть своё имя и своя история.
Успенский собор
Собор строился почти пять лет (14751479).
Руководил его возведением итальянский
архитектор и инженер Аристотель
Фиораванти. В качестве образца при
строительстве был взят Успенский собор в
городе Владимире. В этом соборе
венчались на царство русские князья и
цари.
Благовещенский собор
Собор был построен
неизвестными псковскими
мастерами в 14841489 гг. на
месте одноименного собора
второй половины 14 в. Свое
окончательное завершение
собор получил в 15601570 гг.
при Иване Грозном. Храм
служил в качестве домовой
церкви великих князей.
Архангельский собор
Руководил его постройкой (15051508)
итальянский архитектор Алевиз Фрязин
Новый, выходец из Венеции. В соборе
хоронили правителей московского
государства, царей, их сыновей. Всего в
соборе 55 надгробий.
Колокольня Ивана Великого и Церковь Вознесения
Была построена в 15051508гг. Расположена на
Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни
располагается церковь. После надстройки до высоты 81 м в1600 г.
являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века.
Всего на колокольне
находятся 34
колокола.
В старину у
колокольни читали
царские указы—
громогласно, «во всю
Ивановскую», как
тогда говорили.
Грановитая Палата
Была построена итальянскими зодчими Марком Фрязиным и Пьером
Антонио Солари в 14871491 гг.
Заказчик: вел. кн. Иван III
Материал: кирпич, белокаменная
облицовка
Функция:парадный зал
княжеского дворца Описание:
одностолпная палата, квадратная
в плане, перекрытая четырьмя
крестовыми сводами.
т
т
а
а
,
,
к
к
в
в
а
а
д
д
р
р
а
а
т
т
н
н
а
а
я
я
в
в
п
п
л
л
а
а
н
н
е
е
,
,
п
п
е
е
р
р
е
е
к
к
р
р
ы
ы
т
т
а
а
я
я
ч
ч
е
е
т
т
ы
ы
р
р
ь
ь
м
м
я
я
к
к
Палата входила в ансамбль
великокняжеского дворца,
соединяясь с ним открытыми
переходами.
Особенность ризалит (грани
каменной кладки) на фасаде
Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (15551561)
Архитектор: Барма Постник
Заказчик:Иван Грозный Материал:
кирпич, белый камень, поливная
керамика
Семантика: обетный храм в честь
взятия Казани
Тип:
ансамбль шатровой (и восьми
столпообразных церквей;
центральный объем шатровый
храм.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVI ВЕКА
В этом веке, особенно в его второй половине:
1) рушатся иконографические каноны;
2) достигает апогея любовь к декоративной проработке
деталей в архитектуре;
3) происходит сближение культового и гражданского
строительства, которое приобретает невиданный размах;
4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть
освобождения от церковного влияния.
В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только
во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в
декоративноприкладном искусстве). Ведущее положение
Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда
столица переносится в Петербург.
В мастерских Московского Кремля в XVIXVII вв. работали
лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и из
за границы.