Прихода Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
Куйбышевская средняя школа
Узункольский район
СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова
Обновлённое содержание образования, цели обучения, критериальное оценивание, суммативные работы, дескриптор.
Аннотация статьи
На современном этапе становления образования обучение подразумевает всестороннее развитие личности обучающихся. О том , насколько успешно проходит обучение, в чём обучающиеся испытывают затруднения должна давать представление эффективная система школьного оценивания, которая при внедрении обновлённого содержания образования используется как система критериального оценивания.
Согласно обновлению содержания образования, учитель должен совершенствовать своё педагогическое мастерство и внедрять на своих уроках систему критериального оценивания знаний учащихся. Главная цель современного урока на сегодня- научить каждого ребёнка учиться, самостоятельно добывать информацию, используя различные возможности и источники . Роль учителя начальных классов в этом процессе заключается в определении правильного направления в поиске знаний, а применение критериального оценивания даёт педагогу ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, детям помогает понять , как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться. Очень важно внушить ребёнку веру в себя- это залог успешного обучения.
Перед собой ставлю задачу сформировать у детей стремление как можно успешнее выполнить своё задание, преодолеть трудности, формирую мотив достижения успеха. Варианты мотивов на каждом уроке разные: решить интересную задачу, разгадать ребус, отгадать загадку. Ученику важно завоевать авторитет в глазах своих одноклассников- стать первым.
При обучении необходимо учитывать запросы и интересы детей. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьников в процессе урока. Самый мощный стимул «Получилось!». Отсутствие этого стимула означает отсутствие смысла учёбы.
Кардинально изменилась система оценивания учеников. Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение всего года осуществляю два вида оценивания: формативное и суммативное оценивание [4]. Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения по обновленной программе образования, которое используется мной на всех уроках по предметам учебного плана и позволяет обеспечить обратную связь между обучающимися и учителем без выставления баллов и оценок ,представляет собой уникальную возможность обучающимся осмыслить результаты собственной учебной деятельности, что позволяет позиционировать их как «создателей» своего обучения и повысить ответственность за полученные результаты. Это позволяет определить возможности учащихся, определить трудности, помочь в достижении лучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс. Методы формативного оценивания использую на разных этапах организации учебной деятельности как в процессе объяснения темы, выполнения заданий, так и в о время предоставления обратной связи обучающихся. Формативное оценивание использую при организации индивидуальной, парной работы и работы в группе[5]. Для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся, как формативное оценивание применяю различные методы : «Сигналы рукой», «Светофор», «Две звезды и одно пожелание», «Словесная оценка», опросы. Для контроля знаний обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определённого учебного периода( четверть) провожу суммативное оценивание по предметам обучение грамоте, математике, познанию мира, естествознанию. По итогам суммативных работ создаётся информационное поле о прогрессе обучающихся. Этот процесс позволяет определить и зафиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определённый период. Суммативное оценивание представляет так же информацию родителям о прогрессе в освоении программного материала их детьми. Результаты формативного и суммативного оценивания используются мной при планировании учебного процесса, рефлексии и улучшения подходов в выборе методов преподавания.
Использование критериального оценивания на уроке формирует у ребят такие навыки , как самооценивание, самокоррекция, самоконтроль, самоанализ [5]. Ясно определяют систему критериального оценивания такие понятия , как критерии и дескрипторы. Критерии показывают , чему школьник должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать. Эффективно разработанные критерии оценки и их дескрипторы ясно демонстрируют ученикам, что и как будет оцениваться, а так же служат хорошим руководством в процессе выполнения работы. Учитель, зная, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, должен понимать , что важно уметь планировать, а именно составлять алгоритм достижения успеха, то есть составлять к заданиям дескрипторы. Можно конечно пользоваться готовыми сборниками и методическими рекомендациями для формативного и суммативного оценивания по предметам, хотя они носят рекомендательный характер. Каждый учитель вправе самостоятельно определять методы, изменять или разрабатывать задания, составив к ним соответствующие дескрипторы. Чтобы самостоятельно правильно составить инструменты формативного и суммативного оценивания и сделать процесс оценивания эффективным учитель :
-должен хорошо знать учебную программу, учебный план, цели обучения согласно учебной программе;
-чётко сформулировать критерии оценивания в соответствии с целями обучения;
-правильно распределить критерии оценивания по уровням мыслительных навыков с учётом дифференцированного подхода в составлении заданий;
-грамотно составить задания в соответствии с критериями оценивания;
-разработать дескрипторы к каждому заданию (дескрипторы описывают основные этапы выполнения задания).
Задания необходимо разрабатывать или подбирать с учётом индивидуальных особенностей своих учеников и контекста обучения. Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и точными, чтобы решение учителя при оценивании было объективным. Задания должны быть доступными , чтобы школьники знали алгоритм достижения результата и понимали, что от них требуется для выполнения заданий. Кроме того, дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения заданий ученики испытывают трудности. Это способствует предоставлению конструктивной обратной связи с учащимися и родителями.
Таким образом, оценка представляет собой уровень достижений и поэтому:
-она не количественная , а качественная;
-формируется за счёт фиксирования достижений (от верхнего дескриптора к нижнему), а не ошибок;
-любая оценка- это достижение, успех.
С целью отслеживания прогресса обучающихся , работы, выполненные детьми за определённый период обучения хранятся в портфолио. Создание портфолио направлено на повышение объективности и прозрачности оценивания результатов обучающихся.
Наряду с внедрением новых форм оценивания знаний не следует забывать о дифференцированном обучении[5]. При работе в группе, выполнении индивидуальной работы важно учитывать участие каждого ребёнка. Необходимо давать задание для каждого ученика, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило ему удовольствие в ходе выполнения работы. Кроме всего перечисленного обязательным продолжает являться использование ИКТ на уроке, диалоговое обучение, своевременное реагирование на потребности учеников.
Библиографический список литературы
1.Государственный общеобязательный стандарт начального образования;
2.Учебная программа;
3.Учебный план
4.Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы.
5.Материалы курсовой подготовки по обновлённому содержанию образования г.Костанай «Өрлеу» 17.05.2017-05.05.2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.