Критериальное оценивание работ на уроках изобразительного
искусства в начальной школе.
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Сложившаяся сегодня система оценки учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. У многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний.
Проблема контроля знаний и оценки деятельности имеет сложный
многоаспектовый характер. Во-первых, для того, чтобы управление учебным
процессом было эффективным, необходима оперативная информация о качестве
усвоения знаний. Такую информацию даёт контроль ( итоговый, промежуточный или
пооперационный)- и он выполняет функцию обратной связи. Во-вторых, всякая
правильно организованная деятельность состоит из трёх частей: ориентировочной,
исполнительской и контрольно-оценочной. Поэтому важнейшей задачей образования
является научить школьников строить свою деятельность как полноценную, в
которой все три части сбалансированы. Осознаны и проверены. При этом имеется
контроль, осуществляемый самими учениками.
Таким образом, контроль приобретает функцию
обучения школьников приёмам планирования собственной деятельности. Формирования
у них потребности и привычки самоконтроля. Образовательный процесс в современной начальной школе
ориентируется на формирование способности учащихся к самообразованию. Поэтому
самостоятельная работа учащихся становится таким методом обучения, который
способствует формированию самообразования, самоконтроля, умения планировать,
анализировать, делать обобщения.
Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критериальное оценивание позволяет: разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; улучшить качество преподавания; улучшить качество обучения; выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.
На протяжении двух лет наше методическое объединение работает над темой «Критериальное оценивание». Когда мы погрузились в эту тему, то выяснилось, что имеются критерии оценивания по основным работам (диктанты, контрольная работа и т.д.), но когда стали учиться оценивать друг друга, получилось, что критерии необходимы к любому виду деятельности. Вместе с детьми стали эти критерии создавать, придумывать.
Ведь критерии объективно помогают оценивать свою и чужую работу, а также видеть слабые и сильные стороны своей работы (где необходимо ещё поработать, на каком этапе и над чем).
Меньше всего критериев оказалось для оценивания работ по изобразительному искусству. Хотя, «Изобразительное искусство» как раз тот предмет, при изучении которого учащиеся выполняют большое количество проектов: презентации, коллажи, художественные работы. Ведь каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой степени содействует своевременная оценка работы.
Перед нами встала проблема, как оценивать и каким образом.
Основная часть учебного времени на уроках изобразительного искусства отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся не только выполнить творческую работу, но и высказать своё мнение о работе, а так же выслушать мнения других. Такую работу мы начинаем с 1 класса. Оценивание работ проводится разными способами:
- по организации обсуждения: выставка работ, индивидуальное или групповое представление;
- по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?», «У кого получилось лучше то или иное изображение?»;
- «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика.
В первом и четвёртом классах критерии оценивания работ разные, поэтому в первом классе критерии разрабатывает учитель, и они выглядят так:
- наполненность листа
- цветовая гамма
- количество частей тела
За период обучения к 4 классу увеличивается наполненность критериев. Разный вид работы изобразительного искусства имеет свои критерии, в которых оцениваются следующие параметры:
- правильное понимание поставленных задач
- композиция
- рисунок
- цветовое решение
- техника исполнения
Нами разработаны и подобраны рубрикаторы, которые содержат подробное описание уровней достижения учащихся и соответствующие им количество баллов. (приложение)
В заключении отмечу, что критериальное оценивание это договор, который понятен всем участникам учебного процесса. Данные рубрикаторы дают характеристику не ученику, а выполненной им работе и ребёнок может увидеть свои достижения и недочёты по каждому виду работы и с помощью учителя составить свой индивидуальный план развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отметка «5» - 30 баллов,
«4» - 20 баллов,
«3» - 10 баллов.
Критерии оценки работ учащихся над построением натюрморта
Критерии |
Баллы |
1.Составлен интересный натюрморт на определенную тему |
3 |
2.Натюрморт создает определенное настроение |
3 |
3. Правильно выбран формат для данного натюрморта |
3 |
4. Предметы оптимального размера и расположены, так как в натюрморте |
3 |
5. При построении точно передается характер предметов и их пропорции |
3 |
6. При построении соблюдаются правила линейной перспективы |
3 |
7. Все предметы построены подробно |
3 |
8. Предметы и драпировка переднего плана нарисованы более четко |
3 |
9. Верно намечено распределение блика света, полутени, тени на предметах натюрморта и падающие тени |
3 |
10. Работа выполнена аккуратно |
3 |
Критерии оценки работ учащихся над выполнением композиции
Критерии |
Баллы |
1.Составлена интересная композиция на определенную тему |
3 |
2.Композиция носит свой характер, создает определенное настроение |
3 |
3. Правильно выбран формат для данной композиции |
3 |
4. Предметы оптимального размера и помогают раскрыть смысл композиции |
3 |
5. При построении точно передается характер предметов и их пропорции |
3 |
6. При построении соблюдаются правила линейной перспективы |
3 |
7. Все предметы построены подробно |
3 |
8. Предметы переднего плана нарисованы более четкой линией |
3 |
9. Верно намечено распределение света, полутени, тени на предметах и падающие тени, используются знания цветоведения |
3 |
10. Работа выполнена аккуратно |
3 |
Критерии оценки работ учащихся над выполнением портрета
Критерии |
Баллы |
1. Выполнен портрет с соблюдением правил построения, соблюдены пропорции лица |
3 |
2. Портрет носит свой характер, создает определенное настроение |
3 |
3. Правильно выбран формат для данного портрета |
3 |
4. Портрет оптимального размера и удачно размещён на листе |
3 |
5. При построении передается характер портретируемого |
3 |
6. При выполнении портрета соблюдаются правила линейной перспективы |
3 |
7. Все элементы лица построены подробно |
3 |
8. Элементы переднего плана нарисованы более четкой линией |
3 |
9. Верно намечено распределение света, полутени, тени на элементах портрета и падающие тени, создан выразительный образ |
3 |
10. Работа выполнена аккуратно |
3 |
Критерии оценки работ учащихся над выполнением пейзажа
Критерии |
Баллы |
1.Выполнен интересный пейзаж с дальним или несколькими дальними планами |
3 |
2. Пейзаж носит свой характер, создает определенное настроение |
3 |
3. Правильно выбран формат для данного пейзажа |
3 |
4. Элементы пейзажа оптимального размера и удачно размещены на листе |
3 |
5. При построении передается характер определённой местности |
3 |
6. При выполнении пейзажа соблюдаются правила линейной и воздушной перспективы |
3 |
7. Все элементы пейзажа на переднем плане построены подробно |
3 |
8. Элементы переднего плана нарисованы более четкой линией |
3 |
9. Верно намечено распределение света, полутени, тени на элементах пейзажа и падающие тени, применяется богатая цветовая гамма, создан выразительный пейзаж |
3 |
10. Работа выполнена аккуратно |
3 |
Критерии оценки работы учащихся над выполнением рисунка фигуры человека
Критерии |
Баллы |
1.Выполнено построение фигуры человека с соблюдением пропорций фигуры человека |
3 |
2. При рисовании фигуры человека соблюдаются правила построения |
3 |
3. Правильно выбран формат для данной фигуры |
3 |
4. Изображение оптимального размера и удачно размещено на листе |
3 |
5. При построении передается характер человека |
3 |
6. Фигура изображена в движении |
3 |
7. Все элементы фигуры построены подробно |
3 |
8. Прорисована одежда |
3 |
9. Верно намечено распределение света, полутени, тени на элементах и падающие тени, создан выразительный образ |
3 |
10. Работа выполнена аккуратно |
3 |
Используемые интернет ресурсы:
1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/09/15/obobshchenie-opyta-po-teme-realizatsiya-tekhnologii
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/09/27/formirovanie-sposobnostey
3. https://multiurok.ru/gulnara1970/blog/kritierial-noie-otsienivaniie-na-kompietientnostnykh-urokakh.html
4.http://girniy.ru/metisb/Критерии+оценки+работ+учащихся+на+уроках+изоb/main.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.