Критериальное оценивание работ на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

  • docx
  • 16.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.docx

Критериальное оценивание работ на уроках изобразительного  

                       искусства в начальной школе.

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Сложившаяся сегодня система оценки учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. У многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний. 

Проблема контроля знаний и оценки деятельности имеет сложный многоаспектовый характер. Во-первых, для того, чтобы управление учебным процессом было эффективным, необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию даёт контроль ( итоговый, промежуточный или пооперационный)- и он выполняет функцию обратной связи. Во-вторых, всякая правильно организованная деятельность состоит из трёх частей: ориентировочной, исполнительской и контрольно-оценочной. Поэтому важнейшей задачей образования является научить школьников строить свою деятельность как полноценную, в которой все три части сбалансированы. Осознаны и проверены. При этом имеется контроль, осуществляемый самими учениками. 
Таким образом, контроль приобретает функцию обучения школьников приёмам планирования собственной деятельности. Формирования у них потребности и привычки самоконтроля. 
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на формирование способности учащихся к самообразованию. Поэтому самостоятельная работа учащихся становится таким методом обучения, который способствует формированию самообразования, самоконтроля, умения планировать, анализировать, делать обобщения.

     Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

     Критериальное оценивание позволяет: разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; улучшить качество преподавания; улучшить качество обучения; выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.

     На протяжении двух лет наше методическое объединение  работает над темой «Критериальное оценивание». Когда мы погрузились в эту тему, то выяснилось, что имеются критерии оценивания по основным работам (диктанты, контрольная работа и т.д.), но когда стали учиться оценивать друг друга, получилось, что критерии необходимы к любому виду деятельности. Вместе с детьми стали эти критерии создавать, придумывать.

     Ведь критерии объективно помогают оценивать свою и чужую работу, а также видеть слабые и сильные стороны своей работы (где  необходимо ещё поработать, на каком этапе и над чем).

Меньше всего критериев оказалось для оценивания работ по изобразительному искусству. Хотя, «Изобразительное искусство»  как раз тот предмет, при изучении которого учащиеся выполняют большое количество проектов: презентации, коллажи, художественные работы. Ведь каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой степени содействует своевременная оценка работы.

     Перед нами встала проблема, как оценивать и каким образом.

Основная часть учебного времени на уроках изобразительного искусства отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся не только выполнить творческую работу, но и высказать своё мнение о работе, а так же выслушать мнения других. Такую работу мы начинаем с 1 класса. Оценивание работ проводится  разными способами:

- по организации обсуждения: выставка работ, индивидуальное или групповое представление;

- по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?», «У кого получилось лучше то или иное изображение?»;

- «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика.

     В первом и четвёртом классах критерии оценивания работ разные, поэтому в первом классе критерии разрабатывает учитель, и они выглядят так:

- наполненность листа

- цветовая гамма

- количество частей тела

     За период обучения к 4 классу увеличивается наполненность критериев. Разный вид работы изобразительного искусства имеет свои критерии, в которых оцениваются следующие параметры:

- правильное понимание поставленных задач

- композиция

- рисунок

- цветовое решение

- техника исполнения

     Нами разработаны и подобраны рубрикаторы, которые содержат подробное описание уровней достижения учащихся и соответствующие  им количество баллов. (приложение)

     В заключении отмечу, что критериальное оценивание это договор, который понятен всем участникам учебного процесса. Данные рубрикаторы дают характеристику не ученику, а выполненной им работе и ребёнок может увидеть свои достижения и недочёты по каждому виду работы и с помощью учителя составить свой индивидуальный план развития.

 

                                          

 

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ

                                Отметка  «5» - 30 баллов,

                                                  «4» - 20 баллов,

                                                  «3» - 10 баллов. 

Критерии оценки работ учащихся над построением  натюрморта

Критерии

Баллы

1.Составлен интересный натюрморт на определенную тему

3

2.Натюрморт создает определенное настроение 

3

3. Правильно выбран формат для данного натюрморта

3

4. Предметы оптимального размера и расположены, так как в натюрморте

3

5. При построении точно передается характер предметов и их пропорции

3

6. При построении соблюдаются правила линейной перспективы

3

7. Все предметы построены подробно

3

8. Предметы и драпировка переднего плана нарисованы более четко

3

9. Верно намечено распределение  блика света, полутени, тени на предметах натюрморта и падающие тени

3

10. Работа выполнена аккуратно

3

 

Критерии оценки работ учащихся над выполнением композиции

Критерии

Баллы

1.Составлена интересная композиция на определенную тему

3

2.Композиция носит свой характер, создает определенное настроение 

3

3. Правильно выбран формат для данной композиции

3

4. Предметы оптимального размера и помогают раскрыть смысл композиции

3

5. При построении точно передается характер предметов и их пропорции

3

6. При построении соблюдаются правила линейной перспективы

3

7. Все предметы построены подробно

3

8. Предметы переднего плана нарисованы более  четкой  линией

3

9. Верно намечено распределение  света, полутени, тени  на предметах и падающие тени, используются знания цветоведения

3

10. Работа выполнена аккуратно

3

 

 

Критерии оценки работ учащихся над выполнением портрета

Критерии

Баллы

1. Выполнен портрет с соблюдением правил построения, соблюдены пропорции лица

3

2. Портрет носит свой характер, создает определенное настроение 

3

3. Правильно выбран формат для данного портрета

3

4. Портрет оптимального размера и удачно размещён на листе

3

5. При построении передается характер портретируемого

3

6. При выполнении портрета соблюдаются правила линейной перспективы

3

7. Все элементы лица построены подробно

3

8. Элементы переднего плана нарисованы более  четкой  линией

3

9. Верно намечено распределение  света, полутени, тени  на элементах портрета и падающие тени, создан выразительный образ

3

10. Работа выполнена аккуратно

3

 

 

 

 

Критерии оценки работ учащихся над выполнением пейзажа

Критерии

Баллы

1.Выполнен интересный пейзаж с дальним или несколькими дальними планами

3

2. Пейзаж  носит свой характер, создает определенное настроение 

3

3. Правильно выбран формат для данного пейзажа

3

4. Элементы пейзажа оптимального размера и удачно размещены на листе

3

5. При построении передается характер определённой местности

3

6. При выполнении пейзажа соблюдаются правила линейной и воздушной перспективы

3

7. Все элементы пейзажа на переднем плане построены подробно

3

8. Элементы переднего плана нарисованы более  четкой  линией

3

9. Верно намечено распределение  света, полутени, тени на элементах пейзажа и падающие тени, применяется богатая цветовая гамма, создан выразительный пейзаж

3

10. Работа выполнена аккуратно

3

 

 

 

Критерии оценки работы учащихся над выполнением рисунка фигуры человека

Критерии

Баллы

1.Выполнено построение фигуры человека с соблюдением пропорций фигуры человека

3

2. При рисовании фигуры человека соблюдаются правила построения

3

3. Правильно выбран формат для данной фигуры

3

4. Изображение оптимального размера и удачно размещено на листе

3

5. При построении передается характер человека

3

6. Фигура  изображена в  движении

3

7. Все элементы фигуры построены подробно

3

8. Прорисована одежда

3

9. Верно намечено распределение  света, полутени, тени на элементах и падающие тени, создан выразительный образ

3

10. Работа выполнена аккуратно

3

 

                       

                         Используемые интернет ресурсы:

 

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/09/15/obobshchenie-opyta-po-teme-realizatsiya-tekhnologii

 

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/09/27/formirovanie-sposobnostey

 

3. https://multiurok.ru/gulnara1970/blog/kritierial-noie-otsienivaniie-na-kompietientnostnykh-urokakh.html

 

4.http://girniy.ru/metisb/Критерии+оценки+работ+учащихся+на+уроках+изоb/main.html