Критерии оценки литературной одаренности детей.
Оценка 4.8

Критерии оценки литературной одаренности детей.

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
22.01.2020
Критерии оценки литературной одаренности детей.
Критерии оценки литературной одаренности детей. Статья поможет учителю литературы и русского языка организоватьработу литературного кружка или клуба с одаренными детьми...
Критерии оценки одаренности детей.docx

 Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества и проверенные методы работы с одаренными детьми.

 

                        

 

 

 

Автор: Трегубов Сергей Леонидович - учитель истории и обществознания высшей категории, руководитель школьного литературного клуба «Пегас»,

Номинант Национальной премии в области литературы «Поэт года-2014».

Место работы: МБОУ СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус) Дзержинского района города Новосибирска.

Телефон: 267-86-10, 267-68-01.

 

 

 

                На сегодняшний день в педагогической науке  выделяется несколько видов одаренности детей.

1.     Академическая одаренность (высокая способность к  учению и обучению).

Признаки: высокий интеллект, хорошая долговременная  память, легкое и быстрое усвоение материала.

2.      Интеллектуальная одаренность (умение анализировать, мыслить и рассуждать). Признаки: ученик задает много необычных вопросов, остро реагирует на все новое, ясно и правильно выражает в речи свои мысли.

3.     Художественная одаренность.

Признаки: ребенок любит рисовать, лепить из пластилина или глины, сочинять сказки или писать стихи и рассказы, видит в обычных окружающих предметах необычные фантастические образы, выражая при этом свои эмоции и настроения, любит музыку, обладает хорошим слухом, легко и правильно голосом воспроизводит мелодии, легко обучается игре на музыкальных инструментах, высоко и правильно оценивает произведения искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу.

4.       Творческая одаренность (умение мыслить оригинально, не шаблонно).

   Признаки: ребенок интересуется игрушками, в основе которых есть механизмы: моторчики, редукторы, лампочки и т.п., любит разбирать игрушки, бытовые электроприборы и конструировать из деталей различные поделки и модели, разбирается в технике.

5.     Психомоторная одаренность (спортивная).

Признаки: ребенок быстро овладевает спортивными снарядами и инвентарем, физически развит, энергичен, легко выполняет спортивные нормативы для своего возраста.

           Одаренность в одном чистом виде, как правило, не встречается. Одаренный ребенок талантлив во всем, поэтому встречается сочетание одновременно нескольких видов одаренности с преобладанием какого-либо одного вида.  Задача педагога в этом случае – увидеть вид наибольшей одаренности ребенка и направить это качество по нужному пути развития.

           Учитывая перечисленные выше признаки, можно составить портрет одаренного ребенка:

1.     Задает много вопросов, проявляет интерес к разного рода вещам, иногда не по возрасту.

2.     Смело высказывает свое мнение и умеет отстаивать его.

3.     Обладает богатым воображением и фантазией, имеет много идей, иногда сумасшедших, часто решает задачи нетрадиционным способом.

4.     Имеет развитое чувство юмора.

5.     Воспринимает красоту окружающего мира. Хорошо рисует, пишет сказки, стихи.

6.     Стремится к самовыражению, хочет выделиться и быть не таким, как все.

7.     Преимущественно умеет сглаживать конфликты,  тактичен в отношениях с окружающими, но бывают и единичные исключения.

8.     Не терпит авторитарных указаний и приказов. Охотно выполняет просьбы, особенно мотивированные необходимостью их выполнения.

9.     Любит поисковую и исследовательскую работу.

10.  Иногда склонен к рискованным, авантюрным действиям.

 

        В дальнейшем в статье пойдет речь о критериях оценки одаренности детей в области литературного творчества и о тех практических методах работы с ними, которые дают на взгляд автора наибольший результат.

          Многие исследователи данного вопроса считают основным критерием литературной одаренности детей  выявление эстетического отношения автора литературного произведения к окружающей действительности.

             Например, для выявления эстетического отношения к действительности А.А. Мелик-Пашаев предлагает ученику дать описание двух предметов, различных по своему виду и принадлежности, фиксируя все определения и характеристики предметов, данные учеником. Результатом анализа является соответствие эстетического отношения к действительности ученика одному из пяти уровней. Для первого уровня свойственно отсутствие признаков художественного типа, когда ребёнок даёт предметам безоценочно-описательные  определения.  Для второго уровня характерно появление единичных элементов художественного описания, однако в целом описание остаётся конкретно-предметным. На третьем уровне обнаруживается стремление поведать о «душе» предмета, его внутренних свойствах. На четвёртом уровне ребёнок обнаруживает большую эмоциональную отзывчивость, интерес к предмету. Описание строится преимущественно из оценочных определений. На высшем – пятом уровне ученик стремится к оформлению своего впечатления в целостной, выразительной и завершенной форме художественного типа. Данный уровень свидетельствует о том, что ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной одарённости. 

          О.Л. Иванова относит его эстетическое отношение к  действительности к одному из трёх уровней – низкому, среднему и высокому. Для низкого уровня характерно аналитическое восприятие, когда ребёнок выделяет отдельные свойства предметов; целостное впечатление возникает в результате сложения впечатлений из отдельных предметов и их свойств. Средний уровень отличает обобщённое восприятие, когда ребёнок видит целое как сложение разных частей, выявляя отношение между ними. На высшем уровне ученик демонстрирует целостное видение, в котором соединяются обобщённое и аналитическое восприятие, порождающее развивающийся образ.

 

 

Критерии развития детской художественной одарённости:

1. Эстетическое отношение к действительности.

 

Восприятие действительности,  степень увлечённости, любования им, восприятие его эмоционального тона.

 

Низкий

уровень

Преобладание безоценочно-описательных характеристик

 

 

Средний

Преобладание эмоционально-оценочных характеристик

 

Высокий

 

Преобладание образных описаний предметов (образы-метафоры, образы-характеры, образы-картины)

 

 

 

2. Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей

Низкий

уровень

Ребёнок не проявляет интереса к работам других детей

 

Средний

Проявляет интерес к работам других детей, чтобы сравнить их со своей работой с целью обнаружить в них недостатки

Высокий

 

Проявляет большой интерес к творческой деятельности других детей. Может оценить качество работ – своих и других людей, радоваться их успехам

 

           Практически все исследователи этого вопроса отмечают и другие немаловажные критерии художественной одаренности детей.

   3. Развитие воли к выражению творческой компетентности.

   4. Проявление самостоятельности в решении поставленной задачи.

    5. Творческая инициатива.

    6. Оригинальность замыслов и образов.

     7. Владение материалом и художественной формой (единство формы и содержания).

    8.  Эмоционально-ценностное отношение к предмету изображения, богатство ассоциаций, сравнений и метафор.

          Все эти критерии одаренности имеют место и не подлежат сомнению, и как руководитель детского литературного клуба я их использую в своей работе.

           На основании этих критериев я разработал оценочные уровни для детской одаренности:

1.     Подражательный – уровень воспроизведения подобного.

2.     Подмастерье – подражательный уровень с некоторыми элементами мастерства.

3.     Мастер – самостоятельный автор, работы которого почти не редактируются перед публикацией.

4.     Талант.

5.     Гений.

           Понятно, что две последние категории встречаются крайне редко (раз в столетие), поэтому  задачей руководителя детского литературного клуба считаю развитие мастерства в работе с художественным словом, не исключая при этом более высоких ступеней, к которым каждый мастер должен стремиться.

           В работе руководителя определяются два этапа:

                 а) диагностика одаренности;

                 б) развитие одаренности.

 

            На первом этапе даю задание всем учащимся написать стихотворение или рассказ на заданную тему с обязательным прочтением какого--либо оригинального талантливого образца. Причем больше задевает за живое образец, написанный предыдущим поколением талантливых авторов, которые уже покинули стены школы. При этом показываю первый том Антологии школьной поэзии с фотографией и произведением автора. Антология вышла в печать в Новосибирске в 2009 году в Издательском Доме «Вертикаль». В 2016 году планируется издать второй том с лучшими произведениями учеников  – победителей районных, городских Всероссийских и Международных  литературно-исторических конкурсов.

               Лучшие работы, соответствующие вышеперечисленным критериям, отбираются, и дальнейшая работа продолжается с детьми, имеющими ту или иную   степень   одаренности.    Дальнейшая    работа   строится  по индивидуальному принципу, но  обязательно следует проводить и общие читки произведений (у нас это называется литературными посиделками).

               Приглашаем на встречи с членами литклуба «Пегас»  Ветеранов Великой Отечественной войны, писателей и поэтов. Частый гость в нашей школе – член Союза писателей России Владимир Павлович Романов – известный новосибирский поэт. Ученики пишут стихи к урокам истории и  обществознания. Традицией школы стал ежегодно проводимый конкурс «Мы против наркотиков!». Ему посвящается номер альманаха. Проводим литературно-художественные конкурсы и вечера, где звучат детские стихи лучших авторов. В 2013-2014 г.г. победители городского литературного конкурса «Щукинское перо» выступали трижды на областном депутатском радио «Слово», где читали стихи и рассказы, посвященные 120-летию родного Новосибирска и Дзержинскому району, в котором мы живем и учимся. Эти крупные мероприятия стимулируют многих детей к созданию своих произведений. Раз в четверть в школе издается  литературно-художественный альманах «Пегас»  с произведениями, фотографиями и рисунками авторов, которые мы отправляем на конкурсы (от районных до Международных), и результаты не заставляют долго ждать.      В апреле-мае 2014 года Амбурцев Иван,  Бармина Алена,  Дозорова   Анастасия и Чугаев Алексей  стали Лауреатами городского конкурса «Щукинское перо» в номинации «Моя малая Родина».

         Особо следует отметить участие не только членов литклуба «Пегас», но и учащихся кадетских классов нашей школы во Всероссийском историко-литературном конкурсе, посвященном 70-летию Победы. Дипломы Лауреатов  получили:

         Кирсанов Вадим (Высшая категория), Яковлева Кристина (Первая категория), Зарочинцева Людмила (Высшая категория),

Рыжкова Евгения (Высшая категория), Емельянова Анастасия (Вторая категория), а Новикова Лиза (начальная школа) в августе 2015 года стала Лауреатом Международного конкурса,  посвященного 70-летию Победы. Она награждена поездкой в Международный лагерь «Орленок».

               В заключении следует сказать, что каждый год из школы уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается, и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей деятельности,  даже если она и не будет связана с литературой.

 

            

 

             В 2013 году на Областном депутатском радиоканале «Слово» была записана серия радиопередач, посвященных 120-летию нашего города, с участием  литературно одаренных учащихся нашей школы:

 

 

Чугаев Алексей и Бармина Алена с радиожурналистом

Еленой Александровной Волковой.

 

 

 

 

 

Литература

1.     Иванова, О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. – СПб, Речь, 2009.

2.     Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». - М., 1991. - С.149-159.

3.   Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости / А.А. Мелик-Пашаев // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5.

4.   Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.

5.   Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 416 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

              МБОУ  СОШ №7 (Новониколаевский кадетский корпус),

                                             г. Новосибирск,

                                             Дзержинский район, ул.  А. Лежена,22,

Т. 267-68-01, 267-86-10.

Самодеятельное издательство «ПЕГАС», тираж 30 экз.

тлф. редактора С.Л. Трегубова  8-952-949-78-13.


 

Скачано с www.znanio.ru

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества и проверенные методы работы с одаренными детьми

Критерии оценки одаренности детей в области литературного творчества и проверенные методы работы с одаренными детьми

На сегодняшний день в педагогической науке выделяется несколько видов одаренности детей

На сегодняшний день в педагогической науке выделяется несколько видов одаренности детей

Задает много вопросов, проявляет интерес к разного рода вещам, иногда не по возрасту

Задает много вопросов, проявляет интерес к разного рода вещам, иногда не по возрасту

Данный уровень свидетельствует о том, что ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной одарённости

Данный уровень свидетельствует о том, что ребёнок занимает позицию потенциального автора художественного произведения, а, следовательно, обладает признаками индивидуальной одарённости

Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей

Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности других людей

Талант. 2. Гений.

Талант. 2. Гений.

Амбурцев Иван, Бармина Алена,

Амбурцев Иван, Бармина Алена,

Литература 1. Иванова,

Литература 1. Иванова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020