Муниципальное образование «Балейский район»,
МОУ «Ильдиканская СОШ»
Тема: Критерии, показатели и измерители результатов проектной деятельности учащихся
Начальная ступень нашей школы третий год работает в рамках эксперимента «Экология, здоровье, школа». В этом году работа ведется в трех классах (2 - 4) с начала учебного года и с февраля 2009г. начато использование рабочих тетрадей – 0 в классе предшкольной подготовки. В следующем учебном году эксперимент охватит и основную школу, с переходом нынешних четвероклассников в 5-й класс.
Именно об организации и результатах экспериментальной работы в четвертом классе хочется поговорить отдельно.
Выложенные на вашем сайте материалы о способах оценки результатов проектной работы учащихся, определяют уровни сформированности и развития выпускника средней школы. Нам пока трудно определиться, насколько наши сегодняшние четвероклассники будут им отвечать, поэтому мы выбрали в качестве критериев оценки эффективности работы по апробации эксперимента :
Ø стандарты нового поколения для начальной школы
В них много сказано об информационной грамотности учащегося и об организации урочной и внеклассной проектной деятельности школьника. «Совокупность умений работы с информацией формируется на уроках по предметам, на факультативах, кружках и применяется при выполнении заданий, предполагающие активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов при работе над проектами». Основными критериями эффективности внеурочной внеклассной деятельности по предмету являются:
1. сформированность позитивной самооценки, самоуважения;
2. сформированность коммуникативной компетентности в сотрудничестве;
3. сформированность способности к организации и управления деятельностью;
4. сформированность умения решать творческие задачи;
5. сформированность умения работать с информацией
Ø предполагаемые результаты экологического образования в школе
- знания об экологических связях живых организмов с окружающей их средой; экологических проблемах, порождаемых хозяйственной деятельностью человека; необходимости охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- общеучебные умения, формируемые на разных учебных предметах, необходимые для решения учебных задач по экологической тематике;
- ценности жизни, охраны окружающей среды, биологического и культурного разнообразия, здоровья человека; уважительное отношение к законам, регулирующим отношения человека с природой.
В нашей работе в рамках эксперимента эти два направления – экологическое образование школьника и развитие его информационной грамотности - связываются в единое целое при организации проектной деятельности.
В проектной деятельности проявляется индивидуальность ребенка, он может самостоятельно определиться в выборе способа деятельности. Через организацию активных способов действий происходит духовное и начальное профессиональное становление личности ребенка Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.
Основные принципы организации проектной деятельности
Ø создание условий, способствующих поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблемы;
Ø постоянное внимание к деятельности учащихся в процессе обучения, готовность перестраиваться на ходу
Основные умения и навыки
Ø уметь добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;
Ø овладеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, научить рефлексировать свою деятельность.
В начальной стадии организации проектной деятельности мы остановились на четырех группах учебных проектов (Коллингс):
"ПРОЕКТЫ ИГР" - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности: различные игры, постановки кукольного театра, разного рода развлечения и т. д.
"ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ", -проекты, предполагающие целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой;
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ" - рассказы в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), и т. д.
"КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ" - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кормушки для птиц, оформление сцены для кукольного театра, изготовление кукол и др.
Впоследствии классификация проектов была расширена:
· Межпредметные
· Внутриклассные
· внутришкольные
· Мини-проекты
· Краткосрочные проекты
· Недельные проекты
· Долгосрочные
Использовались различные вариации классификаций при организации проектно-исследовательской деятельности. Большое внимание уделялось особенностям организации персональных и групповых проектов в рамках единой методической темы, над которой работает школа – «Личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся». В ходе работы над персональными и групповыми проектами есть возможность оценить показатели эффективности работы, определенные для каждого учащегося или группы учащихся, объединенных по какому-то принципу.
Персональный проект
· формирование чувства ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
· приобретение опыта на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
· формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Групповой проект:
· формирование навыков сотрудничества.
· формирование ситуативных лидерских качеств: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации;
· образование подгрупп, предлагающих различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними. Это, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Как оценивается результативность работы над проектом на всех этапах работы над ним?
Первый вариант оценивания проекта предполагает (в начальной школе) обсуждение этапов разработки, реализации и защиты проекта. Первые четыре критерия - оценка проекта, остальные - оценка презентации. Оценка в бальной системе (от 0 до 5 баллов) по каждому критерию выставляется членами жюри, присутствующими на защите проекта. В дальнейшем возможна самооценка и оценка одноклассников.
· Самостоятельность работы над проектом
· Актуальность и значимость темы
· Полнота раскрытия темы
· Оригинальность решения проблемы
· Артистизм и выразительность выступления
· Раскрытие содержания проекта на презентации
· Использование средств наглядности, технических средств
При прохождении всех этапов проекта выставляется рейтинговая оценка проекта (опыт работы одной из московских школ) по результатам выполнения персональных и групповых проектов.
Критерии оценки |
Само оценка |
Оценка педагога |
Оценка одноклас сников |
Оценка родителей |
|
1. Достигнутый результат 15 б. |
|
|
|
|
|
2. Оформление проекта 15 б. |
|
|
|
|
|
Защита проекта 15 б. |
3. Представление
|
|
|
|
|
4. Ответы на вопросы |
|
|
|
|
|
Процесс проектирования 10 баллов по каждому параметру |
5. Интеллектуальная активность |
|
|
|
|
6. Творчество |
|
|
|
|
|
7. Практическая деятельность |
|
|
|
|
|
8. Умение работать в команде |
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
Среднеарифметическая величина |
|
||||
от 85 до 100 баллов – «5» от 70 до 85 баллов – «4» от 50 до 70 баллов – «3» |
|||||
менее 50 баллов – «2» |
Оценка |
Учащиеся школы свои проекты представляют на конкурсы разного уровня: районные, краевые, федеральные и даже международные. Дипломы, грамоты, поощрения, благодарности – еще один вид оценки результативности проектов со стороны независимого от нас жюри.
По мере расширения эксперимента на все ступени школы критерии и показатели результативности проектов будут изменяться. Уровень адаптации пятиклассников (2009-2010уч.г.), прошедших три года экологического образования, их старт в основной школе послужат базой для определения новых форм оценки проектной деятельности учащихся как в начальной, так и в основной школах.
Зам.директора по УВР, координирующий работу учителей- экспериментаторов, Киргизова Е.Г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.