Критерии оценки современного занятия
Современный урок – основа эффективного и качественного образования.
цели
содержание образования
учебный материал
структура урока (набор этапов)
Структурные компоненты урока для разработки критериев и уровневой экспертной оценки
за весь
урок
по каждому этапу урока
Уровни и баллы
0 уровень – 0 баллов
1 уровень - 1 балл
2 уровень – 4 балла
3 уровень – 7 баллов
4 уровень – 10 баллов
В уровнях заложен переход от информационного
к деятельностному подходу
Информационный подход
Деятельностный
подход
4
Цели урока – пример уровней оценки
Критерий: диагностичность целей урока; постановка цели обучающимися
0-й уровень (0 баллов) – цель отсутствует в плане и на уроке;
1-й уровень (1 балл): в ходе анализа урока названа цель и задачи урока;
2-й (4 балла): цели сформулированы для учащихся диагностично, измеримо;
3-й (7 баллов): вовлечение учащихся в групповую или индивидуальную постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися; мотивация её достижения;
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): вовлечение учащихся в корректировку, доуточнение или смену цели, учебной задачи при изменении ситуации, определение путей и критериев достижения цели.
Учебный материал
Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования
1-й уровень (1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока и программным требованиям;
2-й уровень (3 балла): материал подобран с учётом мотивации (интерес, проблемность, задача-«ловушка», противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации);
3-й уровень (7 баллов): учебный материал представлен как серия заданий, которые побуждают к поисковой, исследовательской деятельности;
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся учитель по ходу импровизационно конструирует дополнительный учебный материал
Структура урока (набор этапов)
Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся
Формы обучения
Критерий: адекватность форм цели, обоснованность их выбора данными педагогической диагностики и рефлексии учащихся:
1-й уровень (1 балл): выбранные формы обучения адекватны поставленной цели урока и единице содержания (например, бессмысленно организовывать групповую работу в случае заучивания, выполнения стандартных типовых заданий)
2-й уровень (3 балла): выбор форм обоснован данными педагогической диагностики и рефлексии: работа на уроке и диагностические задания спланированы на основе анализа и прогноза ошибок учеников.
3-й уровень (7 баллов): на уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена (в соответствии с запланированными целями). Проводится самооценка на основе предварительного обсуждения критериев оценки. «Правильные ответы» учеников принимаются сразу, не проблематизируются (сценарная оперативная диагностика не проводится), неправильные ответы, не соответствующие плану урока, игнорируются или отбрасываются.
4-й уровень (10 баллов) (сценарный уровень): на уроке осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Проводится оперативная педагогическая диагностика (подготовленная до урока и сценарная, по ходу урока), при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи или уже полученного способа и т.п.).
8
8
Методы обучения
Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики
9
Подведение итогов занятия
1-й уровень (1 балл): учитель обсуждает с учащимися, чему они научились в ходе урока; сам выставляет оценки (в основном, «поурочный балл»);
2-й (2 - 4 балла): в ходе совместного анализа и рефлексии учитель дает обоснованную оценку результатов урока, отдельные комментарии выставленным оценкам;
3-й (7 баллов): учитель совместно с учащимися соотносит запланированные и достигнутые результаты, намечает дальнейшие шаги, отмечает индивидуальное продвижение учащихся;
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель организует оценивание итогов урока на основе предварительно выработанных критериев, с учетом самооценки, взаимооценки.
Самоанализ урока
1-й уровень (1 балл): учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ;
2-й (2 - 4 балла): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока;
3-й (7 баллов): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель – средства – результат»;
4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока – с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.
Требования к современному занятию
Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной.
Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
Изменение педагогической позиции «педагог - обучающийся».
Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.