Критерии самооценки и взаимооценки на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.8

Критерии самооценки и взаимооценки на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.8
Контроль знаний +2
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
05.02.2020
Критерии самооценки и взаимооценки на уроках русского языка и литературы
Вы хотите, чтобы Ваши ученики научились объективно оценивать свои работы и выступления, а также работы и выступления одноклассников? Материалы данной работы помогут им в этом.
критерии самооценки и взаимооценки.docx

Н.А.Майдукова

МБОУ «СОШ № 42», МО г. Братск

КРИТЕРИИ СОМАООЦЕНКИ И ВЗАИМООЦЕНКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

        В условиях ФГОС функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. [https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/03/sistema-otsenivaniya-obrazovatelnyh-dostizheniy-uchashchihsya] 

        Упор переносится с внешней оценки на самооценивание, участие ученика не только в получении результата, но и в его анализе. Необходима система, которая максимально соответствовала формуле успешного обучения. Она гласит: знания становятся знаниями в полном смысле этого слова тогда, когда они приобретены самостоятельно.

      И такая система существует. Это   система формирующего оценивания.   Формирующее оценивание- оценивание для развития личности ученика. [https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*]

        Знание критериев оценивания, понимание, что именно и как будет оцениваться при проверке той или иной работы, повышает мотивацию к обучению, а умение выполнить задание, соблюдая заданные критерии, готовит учащихся к итоговой аттестации. Не секрет, что зачастую, учитель, выставляя оценку за выполненное задание, крайне редко её комментирует. К сожалению, большая загруженность педагогов и объём проверяемых работ не позволяют написать рецензию на каждое изложение или сочинение, сделать подробные пометки в тетради. Чаще всего мы, учителя, ограничиваемся обозначением ошибок и отметкой. Редкий ребёнок подойдёт и спросит, за что ему поставили ту или иную оценку, а если и подойдёт, то вряд ли получит полный развёрнутый ответ, опять же в силу загруженности педагога. При современном обучении одной из важной форм работы является работа в группах и парах.

Одной из основных задач обучения при изучении русского языка и литературы, исходя из метапредметных результатов освоения выпускниками ос­новной школы программы по этим предметам является умение научить обучающихся самостоятельно оценивать итоги как своей учебной деятельности, так и других участников образовательного процесса.

В связи с этим возникла проблема: как и по каким критериям обучающийся должен оценить свою деятельность, продукт, и продукт/деятельность одноклассников.

Поэтому я решила разработать свои листы взаимооценки, тем более, что эта идея не новая и листы самооценки, оценки работы в группе уже есть.

В чём принципиальная разница уже существующих разработок и моих?

Каждый лист взаимооценки направлен на проверку определённой работы/вида работы.

При разработки критериев нужно было учитывать следующие условия:

- критерии должны быть понятны учащимся

- критериев не должно быть много ( в моих листах  по 5)

- критерии должны соответствовать возрастным характеристикам

 

 

       На своих уроках русского языка и литературы я стараюсь, взяв класс, знакомить учащихся с критериями устных и творческих письменных работ. Критерии оценивания диктантов, изложений, сочинений есть на школьном сайте. А как оценивать творческие работы? Почему одному ученику за чтение наизусть ставится «4», а другому «5»? Почему творческая работа, написанная совместно с родителями оценивается на «3» балла. Чтобы не было этих вопросов и недопонимания между учителем и учениками и их родителями, предлагаю Вашему вниманию оценочные листы, с которыми мы с учениками активно работаем на уроках и которыми они могут пользоваться при подготовке домашнего задания.

         В начале работы обсуждается каждый критерий, приводятся примеры, после оценивания обсуждается работа в группах. На первых 2-3 уроках работа идёт тяжело ученикам нужно не просто прочитать работу и оценить её по принципу «хорошая» - «плохая», а найти в ней соответствие/ несоответствие заданным критериям и поставить оценку в соответствии с ними.

          Первая творческая работа в пятом классе по литературе – самостоятельное написание сказки. Оценивание происходит в мини-группах по 4 человека, на работу отводится 6-8 минут, лучшая сказка от каждой группы читается классу.  Таким образом, достигается сразу несколько целей. Во-первых, каждый ученик выступает публично, во-вторых, ребята могут прослушать лучшие работы, сравнить со своей и взять их за образец при необходимости, в-третьих, мы учим ребят оценивать не только чужие работы, но и свою, в- четвёртых, развиваем коммуникативные навыки.

Оценочный лист

Фамилия

Критерии оценивания

 

Соответствует

ли

произведение

жанру  «СКАЗКА»? -1б

Выразительность

чтения или

сказывания -1б

Речь

(богатая, много

Эпитетов- 1б

или бедная,

много повторов -0 б

Интересно ли

 было слушать

 сказку -1б

Оформление

Сказки -1б

Оценка

5б - «5»

4б - «4»

2-3б – «3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственный __________________________________________

 

Вторая творческая работа в пятых классах самостоятельное написание басни.

 

Критерии оценивания басни

Фамилия

Басня оригинальная

(не списана) -1б

Басню инте-

ресно слушать – 1б

Присут-ствует

мораль – 1б

Есть аллего-рия – 1б

Выразитель-ность исполнения- 1б

Оценка

5б - «5»

4б - «4»

3б – «3»

Если по 1 критерию 0б – максимальная оценка- «3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственный___________________________________

Начиная со второго полугодия 5 класса при изучении сложных тем, когда необходимо знать теорию, а проверить знание её каждым нет возможности, я применяю следующий лист оценивания, при необходимости его можно корректировать под каждое правило.

Для 5 класса, тема: «Имя существительное»

Фамилия, имя

Ответ полный

Правило рассказано полностью -1б

Правило рассказано частично, названы не все пункты – 0,5б

Приведены примеры на каждое положение правила: одуш. /неодуш., собств./нариц., род, скл., синтаксическая роль. самостоятельно- 1б, при помощи учебника или собеседника – 0,5б

Не приведены – 0б

При ответе не

 был использован

учебник -1б

Использовался учебник -0 б

 Оценка

3б – «5»

2- 2,5 б –«4»

1-1,5б – «3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для 7 класса тема «Н и НН в суффиксах причастий»

Фамилия, имя

Ответ полный

Правило рассказано полностью -1б

Правило рассказано частично, названы не все пункты – 0,5б

Приведены примеры самостоятельно- 1б

Из правила -0,5б

Не приведены – 0б

Приведены все исключения из правил – 1б

Часть слов-исключений- 0,5б

Не приведены -0б

При ответе не

 был использован

учебник -1б

Использовался учебник -0 б

 Оценка

4б – «5»

2,5 -3б –«4»

1-2б – «3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Вы не сталкивались, уважаемые коллеги, с такой ситуацией: задаешь на дом задание выразительно прочитать отрывок, стихотворение, сказку, а при проверке сталкиваешься с абсолютным игнорированием данного задания учениками уже 5 класса, что уж и говорить о старшеклассниках! Но раз мы в 9 классе сдаём итоговое устное собеседование, выразительное чтение необходимо на уроках как литературы, так и русского языка. В связи с этим я ознакомила детей со следующим оценочным листом.

Критерии оценивания выразительного чтения

1 Высокий уровень дикции и отчётливое произнесение окончаний слов. Умение читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну­савить).

3 Правильное логическое ударение (их длительность и характер).

4 Чтение на основе самостоятельной интерпретации авторской позиции (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, на­смешка, восхищение).

5 Верная интонация (перечисления, выделения, конца предложения; попытка воспроизвести голосом и интонацией переживание лирического героя).

6 Правильная расстановка пауз (соотношение логических и ритми­ческие пауз. Паузы: психологические, начальные, финальные паузы.) [3]

Для учащихся 5 классов достаточно первых 5 критериев, с 6 класса учитываю все.

 

Критерии оценивания пересказа на уроке внеклассного чтения

1 Взято произведение ( отрывок), который соответствует возрасту  учащегося и теме урока.

2 Пересказ полный, сюжет и композиция не нарушены, нет фактических ошибок в изложении материала.

3 Речь уверенная, чёткая, темп речи соответствует поставленной задаче и произведению.

4. Громкость речи, выразительность, умение увлечь одноклассников.

5 Грамотность речи. Нет неоправданных повторов, речевых недочётов, орфоэпических и грамматических ошибок.

Критерии оценивания чтения наизусть [4[

1 Знание произведения (нет ошибок, нет замены слов, фактических ошибок)

2 Высокий уровень дикции и отчётливое произнесение окончаний слов. Умение читать четко, внятно .

3 Правильное логическое ударение (их длительность и характер), расстановка пауз

4 Верная интонация (перечисления, выделения, конца предложения; попытка воспроизвести голосом и интонацией переживание лирического героя).

5 Оптимальные громкость, темп и ритм чтения, уместное использование жестов и мимики.

На мой взгляд,  именно сформированная самооценка и  взаимооценка  позволяет обучающимся правильно оценить степень своего знания и незнания, умения и неумения, а потому стать одним из главных способов формирования внутренних мотивов познавательной деятельности.  Я считаю, что критериальное оценивание помогает обучающимся увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

Постепенно внешняя оценка и оценка внутренняя ученика должна сходиться к одному. Тогда самооценка ученика станет способствовать его росту.

1.      Борисова А.Л. Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы [https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/03/03/sistema-otsenivaniya-obrazovatelnyh-dostizheniy-uchashchihsya]

2.      Педсовет. Контрольно-оценочная деятельность педагогов-условие успешной итоговой аттестации обучающихся [ https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*]

3.      Мельникова А.С. Критерии оценок по чтению [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/03/31/kriterii-otsenok-po-chteniyu]

4.      Морозова Н.А. Критериальный лист оценивания. "Оценка выразительного чтения наизусть [ https://infourok.ru/kriterialniy-list-ocenivaniya-ocenka-virazitelnogo-chteniya-naizust-2209322.html]

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Н.А.Майдукова МБОУ «СОШ № 42»,

Н.А.Майдукова МБОУ «СОШ № 42»,

На своих уроках русского языка и литературы я стараюсь, взяв класс, знакомить учащихся с критериями устных и творческих письменных работ

На своих уроках русского языка и литературы я стараюсь, взяв класс, знакомить учащихся с критериями устных и творческих письменных работ

Фамилия Басня оригинальная (не списана) -1б

Фамилия Басня оригинальная (не списана) -1б

Верная интонация (перечисления, выделения, конца предложения; попытка воспроизвести голосом и интонацией переживание лирического героя)

Верная интонация (перечисления, выделения, конца предложения; попытка воспроизвести голосом и интонацией переживание лирического героя)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020