Критерии выбора структуры учебно-методического сайта в общеобразовательной школе
Котова Ирина Николаевна ([email protected])
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 683 Приморского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа № 683 Приморского района Санкт-Петербурга)
Структура учебно-методического сайта является основой для выбора его дизайна и определяет уровень доступности восприятия сайта, как информационного ресурса. По доступности восприятия сайты могут быть: общедоступными или специализированными. По структуре различают сайты: линейные, древовидные, решетчатые.
Основным критерием выбора структуры сайта считают цель его создания. Целями создания учебно-методических сайтов, как правило, являются: продвижение информационных материалов; работа с дидактическими материалами; обеспечение доступа к методическим, в том числе справочным, ресурсам; организация интернет среды управления; информационный обмен участников информационно-образовательной среды.
По критерию цели соответствуют следующие структуры сайтов:
- для продвижения информационных материалов – линейный общедоступный;
- для работы с дидактическими материалами – линейный специализированный;
- для работы со справочными и методическими материалами – древовидный специализированный или общедоступный;
- для создания среды управления – решетчатый специализированный;
- для информационного обмена – решетчатый общедоступный.
Второй критерий выбора - адресность информационного ресурса. Его связывают с доступностью восприятия информации. Структура сайтов по критерию адресности, как правило, совпадает со структурой сайтов по критерию цели создания. Однако они различаются по уровню доступности восприятия. Так, для профессионалов более интересен специализированный справочный сайт, в то время как широкая любительская аудитория предпочитает общедоступные справочные сайты.
При создании учебно-методического сайта, адресованного учащимся, возрастает роль критерия адресности выбора структуры сайта. Как известно, в образовательном процессе средней школы участвуют: учащиеся, родители учащихся и педагогический коллектив школы. Основной задачей учебно-методического сайта является вовлечение учащихся в информационно-образовательную среду. Другая задача, связанная с учебно-методическим сайтом – организация информационной поддержки родителей. Содержание материалов сайта должно соответствовать уровню готовности учащихся к восприятию информации. Для успешной работы с сайтом это – необходимое условие. Но оно не является достаточным. Важную роль в освоении учебного материала играют возрастные особенности развития внимания у учащихся. Именно эти особенности необходимо учитывать при выборе структуры сайта. Кроме того, структура сайта должны учитывать особенности психологии мотивации личностных предпочтений различных возрастных групп.
По мотивации различают три основные возрастные группы учащихся средней школы, характеризующиеся острой направленностью выбора личностных предпочтений при работе с информационными ресурсами: младшая школа IV и V классов, средняя школа VI-VIII классов и учащиеся старших классов.
У учащихся IV и V классов личностная направленность определена качествами, связанными с подтверждением компетентности сайта и его оформлением. Этот возраст характеризуется периодом формирования внимания учащихся. Линейный переход от простого материала к более сложному позволяет активизировать процесс развития внимания. Этим требованиям удовлетворяет линейный общедоступный сайт. Такая структура сайта соответствует особенностям развития внимания этой возрастной группы. Эту структуру также называют последовательной. Она представляет собой серию последовательно связанных страниц, в каждой из которых имеются только ссылки вперед (дальше) или назад. Ее использование оправдано тогда, когда работа педагога направлена на формирование устойчивости и сосредоточенности внимания. Материал для линейного сайта должен быть изложен логично и последовательно. Наиболее оптимальное соотношение графического и текстового материала 1 к 3. Это вариант электронного учебника, когда содержание любой электронной страницы в середине цепочки становится ясным только после ознакомления и усвоения содержания предыдущих страниц. Линейная структура информационного ресурса должна иметь четко ограниченные временные интервалы. Учащийся должен проходить сайт от начала до конца за достаточно короткий промежуток времени. Например, в течение 15 минут, которые отводятся по санитарным нормам возрастных регламентов непрерывной работы на компьютере.
Для этой возрастной группы нецелесообразно разрабатывать сайты со сложной структурой. Наоборот, сложная структура древовидного или решетчатого сайта в значительной мере снижает устойчивость внимания младших школьников.
Вторая группа учащихся VI-VIII классов характеризуется личностным выбором сайтов, отвечающих потребностям совместной деятельности. Учебно-методический сайт должен выступать в качестве компетентного партнера. Сайт должен удовлетворять ожиданиям пользователя, связанным с готовностью придти на помощь. Психология развития внимания, свойственная этой возрастной группе, подразумевает потребность переключаться между альтернативными вариантами решения логических задач. Структура простого линейного сайта не решает эту задачу. Структура сайта должна усложняться. На начальном этапе необходимо усложнить линейный сайт за счет включения альтернативных вариантов со ссылками на линейные специализированные сайты. У учащихся появляется возможность получить необходимую компетентную информацию, а затем возвратиться к исходной странице сайта для продолжения работы с материалом. По мере формирования внимания необходимо приучать учащихся к работе, с общедоступными древовидными сайтами. Материал для сайтов должен быть четко структурирован. Применение графического материала допускается для усиления восприятия и запоминания материала. Например, логические схемы правил, наглядный методический материал.
Учащиеся старших классов в своем выборе ориентированы на коллективные сайты. Этому способствует сформированное внимание, характеризующееся высокой устойчивостью и способностью переключаться. Одновременно интенсивно возрастает объем внимания. Поэтому в старшей школе основным критерием выбора структуры сайта становится цель его создания. Этим запросам в полной мере отвечает общедоступный решетчатый сайт, позволяющий обеспечить широкий доступ к большому объему разнообразной информации и одновременно организовать широкий информационный обмен.
Таким образом, при создании учебно-методического сайта, адресованного учащимся младшей и средней школы, основным критерием выбора структуры сайта является адресность выбора. Основным критерием для выбора структуры учебно-методического сайта для старших классов становится цель его создания. Успешное продвижение в информационно-образовательной среде обеспечивает структура учебно-методического сайта, построенного с учетом психологических особенностей развития внимания у учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.