Система оценивания проверочной работы по русскому языку
Часть 2
При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются.
|
!
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Столя́р, инструме́нт, взя́ли, поло́жит |
|
Верно поставлено ударение во всех словах |
2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах |
1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено |
0 |
Максимальный балл |
2 |
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
Плод каштана похож на крошечный сундучок.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
В правильном ответе должно быть выписано слово похож |
|
Выписано правильное слово |
1 |
Выписано несколько слов, в числе которых правильное. ИЛИ Выписано неправильное слово. ИЛИ Слово не выписано |
0 |
Максимальный балл |
1 |
Прочитай текст и выполни задания 6–14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.
(1)Мы редко задумываемся, как живётся растениям, как они переносят холод или жару.
(2)И в зимнюю стужу, и в летний зной стоят под открытым небом «бездомные» деревья.
(3)От холода их выручает кора. (4)А что их спасает от жары?
(5)Оказывается, тоже кора: ведь у деревьев нет запасной одежды, они не могут сменить тёплую шубу на лёгкое платьице. (6)Посмотрите на жителей жаркой Средней Азии: они даже по солнцепёку ходят в ватном халате. (7)Рыхлая вата лучше тонкой рубашки задерживает тепловые лучи, и в самое пекло в таком халате нежарко. (8)Пористая кора деревьев, как ватный халат, тоже годится для любой погоды. (9)Особенно хорошо защищает от жары толстая кора-шуба, но не всем деревьям одинаково повезло. (10)Самой обиженной оказалась берёза: у неё самая тонкая кора. (11)Берёзу выручает… краска! (12)Вспомните: и самолёты, и морские лайнеры красят в белый цвет. (13)Белый цвет лучше всякого другого отражает солнечные лучи, и поверхность меньше нагревается. (14)Вот и берёза таким же способом спасается от жары.
(15)У других деревьев кора толще – им и без белого цвета можно обойтись, а тонкокожей берёзе никак нельзя!
(По Н. Осипову)
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Основная мысль текста. Пористая кора спасает деревья от жары, а берёзу от жары спасает ещё и белый цвет. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении |
2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущен один недочёт |
1 |
Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено два и более недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении |
0 |
Максимальный балл |
2 |
7 Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Примерный план. 1. Как живётся деревьям в холод и жару? 2. Кора защищает деревья от жары. 3. Белый цвет коры спасает берёзу в жару. |
|
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний |
|
В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении |
3 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта |
2 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов. ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта. ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта |
1 |
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт. ИЛИ План не составлен |
0 |
Максимальный балл |
3 |
8 Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть заданы следующие вопросы по содержанию текста. Что спасает деревья от жары? Что заменяет деревьям одежду? Почему белый цвет коры защищает деревья от жары? Почему у берёзы кора белая? Могут быть заданы другие вопросы, относящиеся к содержанию текста |
|
Вопрос относится к содержанию текста, предложение записано без орфографических и пунктуационных ошибок |
2 |
Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок |
1 |
Ответ на задание дан не в форме вопроса. ИЛИ Вопрос относится к содержанию текста, при записи предложения допущено более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок либо три и более орфографические ошибки независимо от наличия/отсутствия пунктуационных ошибок. ИЛИ Вопрос не относится к содержанию текста независимо от наличия/ отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. ИЛИ Ответ отсутствует |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Как ты понимаешь значение слова «зной» из 2-го предложения? Запиши своё объяснение.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение. Зной – это сильная жара. Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова |
|
Верно объяснено значение слова |
1 |
Неверно объяснено значение слова. ИЛИ Объяснение значения слова не дано |
0 |
Максимальный балл |
1 |
10 Замени слово «годится» из 8-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: годится – подходит, соответствует. Могут быть подобраны другие синонимы |
|
Верно подобран синоним к данному слову |
1 |
Не подобран синоним к данному слову |
0 |
Максимальный балл |
1 |
В 12-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:
морские
|
|
Выписано правильное слово, верно обозначены части слова |
2 |
Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущена одна ошибка |
1 |
Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущены две или более ошибки. ИЛИ Выписано неправильное слово / слово не выписано |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Выпиши из 14-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) формы имён существительных: берёза, способом, (от) жары; 2) морфологические признаки одной из форм, например: берёза – ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.; способом – м. р., 2-е скл., ед. ч., тв. п.; (от) жары – ж. р., 1-е скл., ед. ч., род. п.
|
|
Формы имён существительных |
|
Правильно выписаны все формы |
1 |
Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны |
0 |
Морфологические признаки одной из форм |
|
Правильно указаны четыре признака |
2 |
Правильно указаны только два-три признака |
1 |
Правильно указан только один любой признак. ИЛИ Все признаки указаны неправильно / не указаны |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Выпиши из 13-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) формы имён прилагательных: белый (цвет), солнечные (лучи); 2) морфологические признаки одной из форм, например: белый (цвет) – ед. ч., м. р., им. п.; солнечные (лучи) – мн. ч., вин. п.
|
|
Формы имён прилагательных |
|
Правильно выписаны все формы |
1 |
Правильно выписана только одна форма (из двух) или две формы (их трёх). ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны |
0 |
Морфологические признаки одной из форм |
|
Правильно указаны все признаки (из двух-трёх в зависимости от содержания конкретного задания) |
2 |
Правильно указан только один любой признак (из двух) или два любых признака (из трёх). ИЛИ Правильно указаны два признака (из двух) наряду с ошибочным указанием рода во множественном числе |
1 |
Все признаки указаны неправильно / не указаны |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Выпиши из 1-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть выписаны следующие формы глаголов: задумываемся, живётся, переносят |
|
Правильно выписаны все формы |
1 |
Правильно выписаны только одна-две формы. ИЛИ Все формы выписаны неправильно / не выписаны |
0 |
Максимальный балл |
1 |
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение В гостях хорошо, а дома лучше.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Вариант ответа. Выражение В гостях хорошо, а дома лучше будет уместно в ситуации, когда ты возвращаешься домой после летних каникул. Там, где ты отдыхал, было хорошо, но ты скучал по своим друзьям, родным, по своему дому. Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения |
|
Толкование ситуации в заданном контексте |
|
Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения |
2 |
Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, выбор представленной ситуация неудачен с этической точки зрения |
1 |
Выражение неправильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения. ИЛИ Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения. ИЛИ Выражение неправильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения |
0 |
Правописная грамотность |
|
Предложение(-я) записано(-ы) без орфографических и пунктуационных ошибок |
1 |
При записи предложения(-й) допущены орфографические и/или пунктуационные ошибки |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 38.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0–13 |
14–23 |
24–32 |
33–38 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.