Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа
Оценка 4.6

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Оценка 4.6
Контроль знаний +2
docx
история
9 кл—11 кл +1
18.02.2018
Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа
Иранская революция 1978-1979 гг. - одно из самых ярких и необычных событий последней четверти XX века. С точки зрения широты участвовавших в ней слоев - это подлинно народная революция; весь ее ход свидетельствует, что когда в движение против господствующего режима вовлечены основные слои народа, предотвратить его крах становится, как правило, невозможно. Ни вооруженная до зубов полумиллионная армия, ни снискавшая печальную известность своей жестокостью политическая полиция - САВАК, ни всемерная поддержка режима Мохаммед-Резы Пехлеви правящими кругами ведущих держав мира и транснациональными корпорациями не смогли остановить могучий поток народного движения. Сметая на пути все преграды, временами нарастая, революционная волна в конечном счете разбила в пух и прах так называемую шахиншахскую политическую систему.
контрольная работа -революция.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  образования  «Алтайский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «АлтГПУ») Исторический факультет Кафедра всеобщей истории Направление подготовки: Педагогическое образование Профиль подготовки: История и право Кризис конца 1970­х гг. и «исламская революция» 1978­1979 гг. Контрольная работа  Выполнила студентка 4 курса  З631И группа  Новикова Татьяна Михайловна    _______________________ (подпись)                     Научный руководитель­ к.и.н., доцент Цыряпкина Юлия Николаевна _____________________________ (подпись)  Работа защищена «__»_______________ 2017 г. Отметка___________________ Барнаул­2017 Оглавление Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Кризис конца 1970­х годов в Иране………………………………..….4 Глава 2. Революция 1978­1979 гг.…………………….………………………....9 Заключение………………………………………………………………….……15 Список литературы…………………………………………………..…………..16 2 3 Введение Актуальность.  Иранская   революция   1978­1979   гг.   ­   одно   из   самых ярких и необычных событий последней четверти XX века. С точки зрения широты участвовавших в ней слоев ­ это подлинно народная революция; весь ее   ход   свидетельствует,   что   когда   в   движение   против   господствующего режима вовлечены основные слои народа, предотвратить его крах становится, как правило, невозможно. Ни вооруженная до зубов полумиллионная армия, ни   снискавшая   печальную   известность   своей   жестокостью   политическая полиция ­ САВАК, ни всемерная поддержка режима Мохаммед­Резы Пехлеви правящими   кругами   ведущих   держав   мира   и   транснациональными корпорациями   не   смогли   остановить   могучий   поток   народного   движения. Сметая на пути все преграды, временами нарастая, революционная волна в конечном   счете   разбила   в   пух   и   прах   так   называемую   шахиншахскую политическую   систему. Институт  монархии  на  иранской  земле, 2500­летие которого   в   1971   г.   было   торжественно   отпраздновано   с   участием руководителей множества государств, прекратил свое существование Сегодня многие историки и политологи задаются вопросом: а применим ли в принципе термин «революция» к событиям 1979 года в Иране? Как в самой   стране,   так   и   за   ее   пределами   есть   люди,   которые   на   этот   вопрос отвечают отрицательно. По их утверждениям, то, что произошло тогда, есть не   больше   чем   переход   власти   от   одной   группы   к   другой   без   коренных преобразований в социально­экономической структуре страны. Такого мнения придерживаются   некоторые   авторы   левого   толка.   При   объяснении   тех процессов,   которые   привели   к   свержению   монархии,   они   предпочитают использовать термины «бунт» и «мятеж». 4 Глава 1. Кризис конца 1970­х годов в Иране Предыстория революции началась задолго до ее свершения. В 1941 году одновременно со вводом в страну советских и британских войск пришел к власти   последний   иранский   шах,   Мохаммед   Реза   Пехлеви.   Его   38­летнее неограниченное правление Ираном было прервано лишь однажды, в 1953 году, когда   шах   был   вынужден   на   короткий   срок   покинуть   страну   из­за противоречий с премьер­министром. Мохаммад Моссадык национализировал находящиеся   в   основном   в   частных   (по   большей   части   английских)   руках нефтедобывающие   компании.   США   и   Великобритания   в   ответ   на   это объявили   бойкот   иранской   нефти,   а   19   августа   1953   года   в   результате переворота,   подготовленного   ЦРУ,   Мосаддык   был   смещен   и   помещен   в тюрьму.   Шах   вернулся   в   Иран   и   вновь   приватизировал   нефтяную промышленность1. Шах   проводил   радикальную   вестернизацию   Ирана.   Во   внешней политике   он   безусловно   ориентировался   на   США,   которые   пытались   не допустить   появления   нового   социалистического   государства   на   во   многом про­советском Среднем Востоке. Любая оппозиция монархии была запрещена и   жестоко   подавлялась.   Особенную   угрозу   шаху   представляло   исламское духовенство,   поскольку   «Белая   революция«   Пехлеви   не   была   популярной среди   религиозного   населения   Ирана.   Одним   из   самых   непримиримых критиков шаха был священник из Кума Рухолла Хомейни2. Тем временем, политика Пехлеви практически не изменилась. В 1970­х произошел целый ряд событий, усугубивших положение монархии. Так, в 1971 1 Агаев С.А. Иран: рождение республики. - М., Наука, 1984. – С. 16-17. 2 Там же. С. 19. 5 году широко отмечалось 2500­летие персидской монархии. К специальному приему,   на   который   были   приглашены   исключительно   зарубежные   гости, власти заготовили более тонны осетровой икры. Особое раздражение среди населения вызвал тот факт, что в то же время в Систане и Белуджистане была сильная засуха и угроза голода. В это же время в Иране происходит так называемый «нефтяной бум». В 60­х   годах   Запад   в   возраставших   масштабах   начал   поглощать   основное природное богатство Ирана – нефть. Желая во что бы то ни стало сохранить контроль над иранскими нефтяными источниками, западные державы всеми средствами содействовали сохранению шахского режима, рассматривая его в качестве   защитника   своих   интересов,   ибо   иранская   верхушка   не   шла   на радикальное   разрешение   противоречий   между   западными   монополиями   и Ираном, предпочитая путь компромиссов и уступок. Эта тенденция особенно рельефно   выделялась   на   фоне   новой   ситуации   международного сотрудничества. В конце 60­х ­ начале 70­х годов сложились определенные предпосылки   для   перестройки   существовавшей   системы   мировых хозяйственных   связей   на   базе   равноправия.   Одновременно   в   значительной степени   благодаря   повышению   роли   сырья   в   мировом   хозяйстве,   а   также многократному росту цен на него, особенно на нефть и нефтепродукты, резко поднялось   экономическое   и   политическое   значение   развивающихся   стран Азии,   Африки   и   Латинской   Америки   ­   основных   поставщиков   жидкого топлива   и   газа   на   мировой   капиталистический   рынок.   Воспользовавшись ростом своих финансовых и экономических возможностей, указанная группа стран   включилась   в   борьбу   за   перестройку   экономических   отношений   с промышленно развитыми державами Запада3. 3 Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. - М., Наука, 1981. – С. 34. 6 Эти сдвиги заметно повысили возможности иранских властей в решении основных   экономических   проблем   и   в   упрочении   политической самостоятельности. В   широком   историческом   плане   неразрешимой   проблемой   для   шаха явилось   противоречие   между   его   личными   политическими   амбициями   и объективными   потребностями   дальнейшего   развития   страны.   Увеличение доходов от нефти привело лишь к обострению этого противоречия. В новых условиях   он   меньше   нуждался   даже   в   половинчатых   реформах,   будучи увлеченным выдвижением идеи о «великой цивилизации», вершиной которой ему   представлялось   возрождение   традиций   древнеиранских   монархий. Понятно,   что   воззрения   о   так   называемой   «шахиншахской   системе»   или превращении   Ирана   в   одну   из   крупнейших   военных   держав   мира   явились неадекватными   ответами   на   вопросы,   возникшие   в   иранском   обществе   на новом этапе развития. Шах, однако, наивно верил, что нефтедоллары дадут ему возможность без   особых   усилий   смягчить   существовавшие   социальные   противоречия. Обслуживавшие   режим   средства   массовой   информации   внушали   народным массам, что шах выражает общенародные интересы и не связан ни с каким классом4. С одной стороны, увеличение доходов от нефти позволило шахскому режиму   заложить   основу   мощного   государственного   сектора,   увеличить   приступить   к   строительству   современных финансовый   потенциал, вооруженных   сил   и   осуществить   модернизацию   нефтегазовой промышленности, экономической инфрастуктуры и энергетики. Но с другой стороны, шах и его окружение в условиях значительного увеличения потока нефтедолларов не сумели верно определить политэкономические приоритеты, а социальными и правовыми вопросами по­настоящему не занимались. Что 4 Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События, люди, идеи. - М., Наука, 1987. – С. 21-22. 7 касается проблемы развития среднего класса и интеллигенции, без которой говорить   о   модернизации   общества   нельзя,   то   правящую   верхушку   это фактически не интересовало. Однако   основной   причиной,   усилившей   социальные   потрясения   и пороки,   стало   отсутствие   дисциплины   и   субординации   в   области политического руководства. Примером этому служит ряд мер, предпринятых против «власти стариков»: они стали претворяться в жизнь после того, как шаха вдруг осенила мысль, что во всех трудностях виноваты старые кадры.  В то же время, несмотря на позитивное воздействие роста нефтяных поступлений   на   развитие   целого   ряда   отраслей   иранского   хозяйства, положение   в   аграрном   секторе,   где   была   занята   большая   часть самодеятельного населения, не улучшалось. Низкая урожайность продолжала оставаться   бичом   большинства   хозяйств   малоземельных   крестьян. Провалилась   и   попытка   улучшить   положение   в   области сельскохозяйственного   производства   путем   привлечения   иностранного капитала.   Разрыв   между   сельским   хозяйством   и   другими   секторами экономики все более углублялся.  Нефтяной   бум   обернулся   весьма   выгодным   бизнесом   для   западных монополий. Иран стал крупнейшим рынком на Ближнем и Среднем Востоке. Правящие классы Ирана спешили нажиться за счет нефтедолларов. В стране происходил   форменный   разгул   казнокрадства,   коррупции   и   незаконных финансовых   операций.  Коррупция   пронизывала   всю  политическую   систему «до самого ее основания», но никакой серьезной борьбы с ней не велось. И это было понятно. Наиболее крупные финансовые злоупотребления совершались самой шахской семьей, бюрократической буржуазией, армейской верхушкой, представителями новой финансово­промышленной олигархии.  8 В годы «нефтяного бума» резко усилилась позиция одной влиятельной группы иранской элиты времен Мохаммед­Резы Пехлеви ­ генералитета. Ряд близких шаху генералов фактически выступали в роли лоббистов западных военных корпораций5.  В   результате   проводившейся   шахским   режимом   политики   период чрезвычайного   роста   доходов   от   нефти   оказался   для   иранского   общества преддверием   невиданного   в   истории   страны   социально­политического кризиса. Несмотря на огромный рост государственных доходов, введение в строй   большинства   крупных   промышленных   объектов,   предусмотренных пятым планом развития (1973­1978), было сорвано.  Становился   явным   провал   и   малоэффективность   многих   реформ. Материальное   положение   значительной   части   трудовых   слоев   населения продолжало   ухудшаться.   Оппозиционно   настроенные   либеральные   деятели обращались   к   шаху   с   предложением   внести   в   общественно­политическую жизнь   элементы   демократизации.   Нарастало   массовое   недовольство правительственной   политикой.   Все   это   вынудило   правящую   верхушку маневрировать. В начале августа 1977 г. правительство А. А. Ховейды подало в   отставку,   формирование   кабинета   было   поручено   Дж.   Амузегару, генеральному секретарю партии «Растахиз». Но и новому премьер­министру не удалось улучшить экономическое положение, хотя он отсрочил выполнение многих   дорогостоящих   проектов.   Инфляция   продолжала   расти,   цены поднимались. Шахский режим оказался не в состоянии справиться с экономическими и   социальными   проблемами   и   обрушил   суровые   репрессии   против недовольных. Действовавший под личным руководством шаха, САВАК вел тотальную слежку за иранцами как внутри страны, так и за ее пределами. На предприятиях,   в   учреждениях   и   учебных   заведениях,   а   также   в   иранских 5 Арабаджян А.З. Сверхдержавы и исламская республика Иран. Иран: ислам и власть. - М., 2002. – С. 44-45. 9 представительствах   за   границей   функционировали   специальные   отделы, подведомственные   САВАК.   Военные   трибуналы   беспощадно   карали оппозиционеров6.  В ноябре 1977 г. открыто оппозиционные выступления, инициаторами которых   были   представители   интеллигенции,   стали   массовыми.   15   ноября начались   волнения   в   политехническом   университете   «Арьямехр».   На следующий день волнения перекинулись в крупнейший в стране Тегеранский   Студенты   требовали   демократизации   общественно­ университет. политической   жизни   и   выдворения   с   университетской   территории   агентов САВАК.  Таким   образом,   единственным   по   сути   источником   индоктрииации оказался традиционный шиитский ислам со всеми его характерными чертами, включая фанатизм, непримиримость в борьбе за идею, веру в мессию Махди и следование за руководителями имамами, наиболее авторитетные из которых имели почетное звание аятоллы. Аятолла Хомейни в этой ситуации оказался тем, кто не только бросил открытый вызов шаху. Глава 2. Революция 1978­1979 гг. Недовольство   политикой   режима   неуклонно   росло.   8­9   января   в крупном   религиозном   центре   ­   г.   Куме   произошли   антиправительственные выступления.   Прямым   поводом   для   начала   массовых   оппозиционных выступлений   в   Куме,   переросших   в   ожесточенные   стычки   между демонстрантами   и   правительственными   силами,   явилось   появление   на 6 Арабаджян А.З. Сверхдержавы и исламская республика Иран. Иран: ислам и власть. - М., 2002. – С. 50-51. 10 Она   была страницах   газеты   «Эттелаат»   провокационной   статьи. непосредственно   связана   с   растущей   в   стране   антиправительственной, антишахской   деятельностью   левых   организаций,   и   особенно   шиитского духовенства.   Главной   мишенью   статьи,   опубликованной   под   вымышленной фамилией, был находящийся в изгнании аятолла Хомейни. 18­19   февраля   1978   г.,   в   связи   с   сороковым   днем   гибели   кумских мучеников и в знак солидарности их памяти, вспыхнуло восстание в Тебризе центре   Иранского   Азербайджана.   В   нем   приняло   участие   около   100   тыс. человек.  Восстание в Тебризе  явилось  первым  крупным  отзвуком  кумских событий.   В   то   же   время   оно   отличалось   своим   более   значительным масштабом7. Зачинателями и движущей силой тебризского восстания стали молодые   рабочие,   в   недавнем   прошлом   жители   окрестных   деревень. Приехавшие   в   город   на   строительство   новых   крупных   промышленных объектов, они были активными посетителями городских мечетей. В сороковой день кумских событий рабочие направились в мечети. Как и жители многих других городов, они намеревались принять участие в траурных церемониях, посвященных памяти погибших в Куме безвинных манифестантов. Но когда рабочие   подошли   к   мечетям,   то   увидели   запертые   двери.   Оказалось,   что власти наложили запрет на проведение траурных молитв. Эта грубая выходка до глубины души возмутила людей. Все свое негодование они выплеснули на местные   власти,   на   прошахскую   партию   «Растахиз».   К   рабочим присоединились   представители   неимущих   и   малоимущих   слоев   населения, члены   подпольных   оппозиционных   организаций.   Начались   погромы.   Часть Провозглашались   антимонархические,   антишахские   призывы. восставших   выступала   под   руководством   оппозиционно   настроенных религиозных   деятелей,   другие   выдвигали   левые   лозунги.   Местные полицейские отказались открыть огонь по восставшим. Тогда для подавления 7 Дунаева Е.В. Иран и страны западной Европы: отношения развиваются. Иран: ислам и власть. М., 2002. – С. 67-68. 11 этого   первого   крупного   массового   выступления   против   шахского   режима власти   использовали   армейские   части,   танковые   подразделения,   боевые вертолеты. Сотни демонстрантов были убиты и ранены. Весной и летом 1978 г. антиправительственные восстания и демонстрации охватили многие города. Особенно значительными были волнения в Мешхеде, а также в Исфахане и некоторых других городах провинции Исфахан. Шах,   в   надежде   успокоить   население,   обещал   провести   свободные выборы   в   июне   и   показательно   расстрелял   председателя   САВАКа.   Кроме   Мохаммед   Реза   Пехлеви   попытался   предпринять   срочные того, антиинфляционные меры, которые привели только к массовым увольнениям рабочих.   Без   персонала,   в   большинстве   своем   примкнувшего   к демонстрантам, заводы начали простаивать. К ноябрю 1978 года экономика Ирана была окончательно подорвана массовыми стачками8. Особенность   городских   восстаний,   происходивших   в   течение   первой половины 1978 г., заключалась в том, что в них принимали участие пестрые по социальному   характеру   и   идеологической   ориентации   политические   силы, которых   объединяло   враждебное   отношение   к   шахской   диктатуре. Застрельщиками   и   самыми   активными   участниками   этих   выступлений   (за исключением   тебризского   восстания)   были   «традиционные»   средние городские слои (мелкие торговцы, ремесленники, кустари и т. д.) и связанная с   ними   прослойка   рабочих   и   пауперы   ­   в   большинстве   своем   бывшие крестьяне.   Представители   «традиционных»   средних   городских   слоев решились   на   открытое   выступление   против   властей   в   силу   того,   что ускоренная   модернизация   «по   шахски»   в   иранском   обществе   происходила одновременно   с   ухудшением   их   материального   и   социального   положения. Расширение   производства   обуви,   посуды   и   других   товаров   массового потребления,   появление   современных   универмагов   наносили   ущерб 8 Дунаева Е.В. Иран и страны западной Европы: отношения развиваются. Иран: ислам и власть. М., 2002. – С. 70. 12 экономическим позициям  мелких торговцев, хозяев маленьких мастерских, кустарей,   ремесленников.   Особенно   остро   ощущая   внешние   проявления происходивших   в   стране   процессов,   не   видя   глубинных   причин   изменения условий   своего   существования,   представители   «традиционных»   средних городских  слоев обрушили свой  гнев  на  материальное  воплощение  вестер­ низации   и   американизации.   Восставшие   учиняли   погромы   в   центрах прошахской   партии  «Растахиз»,  ночных   клубах,   казино,  винных   магазинах, дорогих   ресторанах;   взрывались   кинотеатры,   где   демонстрировались непристойные, по их мнению, фильмы западного производства. Тебризское восстание заложило основы своеобразной традиции. Через сорок   дней   после   каждого   восстания,   в   знак   памяти   жертв   (мучеников) организовывалось   новое   антишахское   выступление.   Главную   роль   в   их подготовке и проведении играли представители шиитского духовенства9. Время   от   времени   городские   восстания   приобретали   все   более напряженный характер. В политическом плане, как правило, они проходили более   организованно.   Озвученные   в   них   лозунги   уже   имели   вполне целенаправленный   характер.   Давали   о   себе   знать   устремления   религиозно­ политических   деятелей,   связанных   с   находившимся   в   Наджафе   аятоллой Хомейни. 4   сентября,   в   день   праздника   «фитра»   (айд   иль­адха),   по договоренности   с   властями   в   Тегеране   прошли   мирные   демонстрации, организованные   оппозицией.   Они   стали   еще   одним   ее   успехом.   Впервые исламскому религиозному празднику была придана политическая окраска. По всей   стране   в   них   приняли   участие   свыше   4   миллионов   человек.   Вполне понятно, что это было сделано по указанию Хомейни. В ходе демонстраций самыми   популярными   лозунгами   стали:   «Аллаху   акбар,   Хомейни   рахбар» 9 Резников А.Б. Иран: падение шахского режима. - М., 1983. – С. 56-58. 13 («Аллах велик ­ Хомейни вождь»), «Смерть шаху и империалистам», «Мы требуем исламскую республику». После взрыва в Абаданском кинотеатре, в результате которого погибло более 400 человек, 8 сентября с 6 часов утра в столице и еще в одиннадцати крупных   городах   страны,   основных   центрах   массовых   выступлений,   было введено военное положение. Именно в этот день армейскими частями было совершено самое жестокое побоище мирных демонстрантов. Это произошло в пятницу, в день общественной молитвы. 8 сентября по призыву духовенства более тридцати тысяч тегеранцев – в основном это были учащиеся, студенческая молодежь, ремесленники и мелкие торговцы   –   вышли   на   улицы   столицы.   Они   несли   транспаранты:   «Нет монархическому произволу!», «Янки – вон из Ирана!». В рядах демонстрантов вместе   с   активистами   национально­демократических   организаций   были муллы10. Демонстранты собрались на площади Жале, расположенной в восточной части   столицы.   К   8   часам   утра   они   были   окружены   армейскими подразделениями   и   танками.   По   демонстрантам   без   предупреждения   был открыт   шквальный   огонь.   В   операции   принимали   участие   и   военные вертолеты. В считанные минуты асфальт покрылся телами раненых и убитых. Пострадало   более   полутора   тысяч   человек.   «Я   был   на   этой   площади   на следующее   утро,   когда   специальные   команды   на   армейских   грузовиках увозили   с   места   бойни   тела   жертв   расправы,   смывали   хлоркой   кровь   с тротуаров», ­ описывает А. Филиппов. В   южном   Тегеране,   который   считался   районом   трущоб,   жители воздвигали баррикады против солдат. В целях защиты люди пустили в ход бутылки   с   зажигательной   смесью.   Но   армейские   части   без   промедления воспользовались   автоматами   и   ружьями.   В   течение   8   сентября 10 Арабаджян А.З. Сверхдержавы и исламская республика Иран. Иран: ислам и власть. - М., 2002. – С. 76-77. 14 правительственными войсками было расстреляно более 4500 демонстрантов. В   последующие   дни   сентября   только   на   кладбище   Бехеште   Захра, расположенном   на   южной   окраине   Тегерана,   было   предано   земле   4290 человек. Сентябрьские события оказались переломным периодом в развитии противоборства между властями и оппозиционным движением. Несмотря на жестокие массовые репрессии, в движение включались все новые   общественные   силы.   Фактически   антиправительственное   движение стало   перерастать   в   революцию.   В   условиях   расширения   социальной   базы революционных   выступлений   многие   задавленные   режимом   оппозиционные группировки и организации, воспользовавшись смятением в правящих кругах, приступили к возобновлению своей политической деятельности11. По   социальному   содержанию   иранскую   революцию   можно   было   бы считать   мелкобуржуазной.   Однако   это   определение   недостаточно   полно   и точно.   В   соответствии   с   устремлениями   принимавших   в   ней   участие трудящихся   классов,   неимущих   еще   в   ходе   революционных   событий проявились   антикапиталистические   тенденции.   Антимонополистические, антикапиталистические элементы содержались также в лозунгах, выдвинутых религиозными   и   мелкобуржуазными   идеологами.   Таким   образом,   одной   из основных особенностей революции стало отрицание общественного развития по западному образцу. Формально   новые   иранские   руководители   после   образования   ИРИ продолжали   выступать   против   капиталистического   пути   развития. Результатом иранской революции 1978­1979 гг., отрицательной с точки зрения перспектив   развития   леводемократических   тенденций,   стало   то,   что   после крушения   шахского   режима   и   ликвидации   монархии   верховная   власть оказалась в руках возглавляемых аятоллой Хомейни шиитских религиозно­ политических деятелей.  Господствующие установки  в  идеологии, политике 11 Арабаджян А.З. Сверхдержавы и исламская республика Иран. Иран: ислам и власть. - М., 2002. – С. 80. 15 стали   формироваться   на   базе   утопической   концепции   исламского государства, выдвинутой Хомейни.  В результате победы революции верховная власть в Иране перешла в руки   шиитских   религиозно­политических   деятелей   и   связанных   с   ними буржуазных   политиков.   В   отношении   политического   и   социального устройства   иранского   государства   у   новых   руководителей   отсутствовало единое   и   четкое   мнение.   Тем   не   менее   было   очевидно,   что   выдвинутая религиозными   деятелями   концепция   исламского   образа   правления предполагает   значительное   усиление   позиций   шиитского   духовенства   в политической структуре страны. Кроме того, еще до победы революции стало ясно, что аятолла Хомейни в новом государстве займет чрезвычайно высокое положение. Хотя политический спектр после крушения шахского режима стал еще более разнообразным, чем до революции, первоначально основная борьба за преобладание   развернулась   между   теми   политическими   силами,   которые оказались   у   власти   после   февральского   восстания   1979   г.   Уже   в   первые месяцы   в   рядах   нового   политического   руководства   выделились   две группировки, соответствовавшие двум формировавшимся в стране основным идейно­политическим течениям ­ радикалыю­мелкобуржуазно­ислам­скому и либерально­буржуазному. Хомейни   твердо   держал   руку   на   пульсе   политического   становления нового режима. 5 февраля 1979 г. он издал указ, обязывающий М. Базаргана провести   референдум   по   вопросу   об   образовании   в   стране   исламской республики.  В декабре того же года была принята новая конституция страны, в   которой   было   специально   оговорено,   что   высшая   власть   в   стране принадлежит  духовенству  в лице имама Хомейни (после его смерти – его преемнику), а гражданскую   политическую   власть  осуществляют  президент, меджлис и премьер. 16 Заключение Подводя итоги, можно сказать, что события в Иране 1978­1979 гг. были революцией. Изменения и преобразования, произошедшие в Иране, реальны и весьма   значительны.   На   смену   прежним   властным   структурам   пришли совершенно новые силы, обладающие новым мышлением и совершенно иными ценностными установками. Оценивая   революцию,   исследователи   отмечают,   что   с   точки   зрения характера   предпосылок   революция   1978­1979   гг.   развивалась   по   типу классических социальных революций. Иранская революция ­ одно из самых грандиозных событий ХХ века, оказавшая   огромное   влияние   на   весь   мир   и   сделавшая   Иран   ее   активным субъектом   мировой   истории.   Она   вызвала   в   мировом   сообществе неоднозначную   реакцию   как   своей   антизападной   (в   том   числе   и антисоветской, антироссийской), а, по сути, прежде всего антиамериканской направленностью, так и радикально исламским характером действий после падения монархии. Исламская   революция   в   Иране,   представляющая   собой   открытый протест   против   западной   экспансии   в   «стране   ислама»,   заложила   основы государства, в числе которых ­ исламское просвещение и исламские ценности, впитывающие требования современности. 17 Список литературы 1. Агаев С.А. Иран: рождение республики. ­ М., Наука, 1984. – 271 с. 2. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. ­ М., Наука, 1981. – 321 с. 3. Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События, люди, идеи. ­ М., Наука, 1987. – 359 с. 4. Агаев С.Л. Иранская революция, США и международная безопасность: 444 дня в заложниках. ­ М., Наука, 1986. – 399 с. 5. Арабаджян   А.З.  Сверхдержавы   и  исламская   республика   Иран.  Иран: ислам и власть. ­ М., 2002.  – 270 с. 6. Дунаева Е.В. Иран и страны западной Европы: отношения развиваются. Иран: ислам и власть. М., 2002. – 256 с. 7. Резников А.Б. Иран: падение шахского режима. ­ М., 1983. – 371 с. 18

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа

Кризис конца 1970-х гг. и «исламская революция» 1978-1979 гг. Контрольная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018