Кровь - зеркало
Оценка 4.6

Кровь - зеркало

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
биология
Детсад—11 кл
07.06.2019
Кровь - зеркало
Программа "Кровь- зеркало здоровья" предназначена для 8-х классов, изучающих раздел биологии "Анатомия и физиология человека", а так же для учащихся 9-11 классов, выбравших естественно-научный профиль обучения. Программа сопровождается полноценным образовательным сайтом с одноименным названием. Программа интересна и детям и взрослым. Получила много положительных отзывов. Помогает заботиться о своем здоровье.
Семере О.Б. - программа Кровь - зеркало здоровья.doc
Департамент образования г. Сургута Интернет­проект «Кровь – зеркало здоровья» www.krov.me­biology.ru Заботиться о здоровье сегодня – означает дать себе шанс жить завтра. Автор проекта:  Семерез Ольга Борисовна Учитель биологии МБОУ СОШ № 44 Семерез Ольга Борисовна 2011 2 Семерез Ольга Борисовна Содержание: Информация об опыте Технология опыта Библиографический список Приложение к опыту 3 5 12 13 Приложение 1 – Авторская программа элективного курса «Кровь – зеркало здоровья». Приложение 2 – Учебно­тематический план  .  krov Приложение 3 – Скриншоты сайта www     .  ru  .  me   ­  biology   Приложение 4 – Разработки учебных занятий 3 Семерез Ольга Борисовна Аннотация Курс «Кровь – зеркало здоровья» предназначен для учащихся 8­х классов,  изучающих раздел биологии «Анатомия и физиология человека», а так же для  учащихся 9 – 11 классов, выбравших естественно­научный профиль обучения. Данный курс базируется на знаниях учащихся по анатомии и физиологии  человека, информатике и ИКТ, физике. В программе курса важное место занимают лабораторные и практические  работы, которые помогают учащимся готовиться к осознанному выбору  профессии. Проект реализован в школе № 44 г. Сургута, имеется свидетельство  департамента образования Администрации г. Сургута о прохождении  экспертизы. Интернет­проект вызывает неподдельный интерес у школьников и  взрослых людей, неравнодушных к своему здоровью. Информация об опыте Интернет–проект «Кровь – зеркало здоровья» В   современном   мире,   когда   часто   взрослые   и   дети   говорят   на   разных языках, и дети во многих областях оказываются куда более «продвинуты», чем взрослые,   поддержать   интерес   ребят  к   обучению  традиционными   формами  и методами сложно.  Представленный   образовательный   Интернет–проект   предназначен   для учащихся   8­х   классов   изучающих   раздел   биологии   «Анатомия   и   физиология человека»,   а   так   же   для   учащихся   9   –   11   классов,   выбравших естественнонаучный   профиль   обучения.   Проект   имеет   название:   «Кровь   – 4 Семерез Ольга Борисовна зеркало здоровья» и содержит информацию о достижениях современной науки в области здравоохранения. Интернет–проект   доступен   широкому   кругу   пользователей   и   вызывает интерес   у   учащихся   разных   возрастов   и   их   родителей,   давая   возможность работать не только с текстом, а также с видео и анимацией. Пропаганда   здоровья   остаётся   актуальной   во   все   времена.   А информационного портала, предназначенного непосредственно для школьников на понятном и интересном для них языке, где была бы собрана такая полная информация,   нет.   Новости   по   данной   тематике   представлены   на   страницах многих   книг   и   сайтов,   собрав   её   воедино   на   одном   ресурсе,   я   облегчила подготовку к занятиям и школьников и учителей. Ведущее   место   в   обучении   отведено   методам   поискового   и исследовательского   характера,   стимулирующим   познавательную   активность учащихся.   Значительна   доля   самостоятельной   работы   с   различными источниками   учебной   информации.   При   этом   главная   функция   учителя   – фасилитация   –   лидерство,   основанное   на   совместной   деятельности, направленное   на   достижение   общей   образовательной   цели.   Такой   подход позволяет создать лишённый духа соперничества, конкуренции, агрессивности, доверительный психологический климат, в основе которого – взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. В традиционном обучении учитель­фасилитатор превращается   в  «проводника»   в  мир   знаний:   эксперта   и   консультанта   –  при изучении   теоретического   материала   и   выполнении   самостоятельных   заданий, ведущего – в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта – при выполнении учебного проекта. Предусмотрено использование таких методов и форм обучения, которые дают   представление   учащимся   об   условиях   и   процессах   будущей профессиональной   деятельности   в   соответствии   с   выбранным   профилем 5 Семерез Ольга Борисовна обучения, т.е. в какой­то степени моделируют их (ролевая игра «На приёме у врача»). Созданы   условия   для   самообразования,   формирование   у   учащихся приёмов   самостоятельной   работы   и   самоконтроля,   включение   различного материала,   способствующего   развитию   мышления,   творческого   отношения   к изучаемому материалу, реализации деятельностного подхода к обучению; В   наличие   чёткая   методологическая   основа,   позволяющая   достигать определенной   формализации   и   моделирования   познавательной   деятельности, проектирования способов закрепления знаний и умений и осуществления связи с другими средствами обучения и самоконтроля. Программа элективного курса была разработана и прошла апробацию в школе №44 г. Сургута, имеются положительные рецензии экспертов, получено свидетельство ДОиН г. Сургута о прохождении экспертизы в 2005 году. На базе элективного курса создан сайт www   .  krov    .  me   ­  biology    .  ru. С   данным   проектом   я   участвовала   в   конкурсе   педагогических   идей «Открытый   урок   2007—2008»  на   сайте  www   .  ru.   Материалы   моей работы размещены в разделе биология (http://festival.1september.ru/authors/102­  .1   september   384­556/)   и   во   Всероссийском   открытом   конкурсе   «Учебно­методическое обеспечение   –  Электронные   образовательные   ресурсы   в   современной   школе» («ЭОР в школе – 2008») стала лауреатом www.ict.edu.ru. На городском конкурсе Интернет­сайтов   в   2009   г.   Победитель   в   номинации   «Самый   лучший образовательный сайт» Интернет­проект   включает   в   себя   систему   уроков   для   учащихся   8­х классов   по   теме   «Кровь   и   кровообращение»   и   разработку   занятий   для слушателей   элективного   курса   с   одноименным   названием   «Кровь   –   зеркало здоровья»  Массовость   использования   информационно­коммуникационных технологий   в   образовании   определяется   выгодностью   использования 6 Семерез Ольга Борисовна (сокращение   времени   обучения,   повышение   эффективности,   качества   и результативности   обучения,   сокращение   нерациональных   затрат   умственного труда   обучаемых),   удобством   использования   (сокращение   затрат   труда обучаемых), возможностью дистанционного обучения.  В   практике   учителей   города   Сургута   я   являюсь   «первооткрывателем» размещения учебной программы в общедоступной сети Интернет. 7 Семерез Ольга Борисовна Цель Интернет–проекта:  формирование у школьников основных ключевых компетентностей;  просветительская деятельность среди учащихся и родителей;  повышение   у   школьников   интереса   к   предмету   и   повышение успеваемости;  поднятие престижа профессии «учитель»;  создание   ориентационной   и   мотивационной   основы   для   осознанного выбора профессии биологической направленности. Интернет–проект   является   сопровождением   элективного   курса   для учащихся 9­х классов с одноименным названием «Кровь – зеркало здоровья». Программа элективного курса (приложение 1) прошла апробацию в школе № 44   Сургута, г. свидетельство ДОиН г. Сургута о сертификации.    имеются   положительные   рецензии   экспертов,   получено Задачи курса: 1. 2. Рассмотреть специфику соединительной ткани – кровь. Выявить особенности строения и функции клеток крови и плазмы. 3. 4. 5. Развивать   умения   изучать   клетки   микроскопическим   методом исследования, работать с различными источниками информации. Научить   методам   самоконтроля   за   состоянием   сердечно­сосудистой системы,   оказывать   первую   медицинскую   помощь   при   различных   видах кровотечения. Воспитать   бережное   отношение   к   своему   здоровью   и   здоровью окружающих. 8 Семерез Ольга Борисовна Методы   и   формы  обучения   определены   требованиями   профилизации обучения,   учтены   индивидуальные   и   возрастные   особенности   учащихся, развития   и   саморазвития   личности.   В   связи   с   этим   основные   приоритеты методики изучения элективного курса:  междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;  обучение через опыт и сотрудничество;  учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;  интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);  личностно­деятельностный   и   субъект­субъектный   подход   (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);  фасилитация. Ведущее   место   в   обучении   отведено   методам   поискового   и исследовательского   характера,   стимулирующим   познавательную   активность учащихся   (приложение   4).   Значительна   доля   самостоятельной   работы   с различными   источниками   учебной   информации.   При   этом   главная   функция учителя – фасилитация – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное   на   достижение   общей   образовательной   цели.   Такой   подход позволяет создать лишённый духа соперничества, конкуренции, агрессивности, доверительный психологический климат, в основе которого – взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. В традиционном обучении учитель­фасилитатор превращается   в  «проводника»   в  мир   знаний:   эксперта   и   консультанта   –  при изучении   теоретического   материала   и   выполнении   самостоятельных   заданий, ведущего – в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта – при выполнении учебного проекта. 9 Семерез Ольга Борисовна Предусмотрено использование таких методов и форм обучения, которые дают   представление   учащимся   об   условиях   и   процессах   будущей профессиональной   деятельности   в   соответствии   с   выбранным   профилем обучения, т.е. в какой­то степени моделируют их (ролевая игра «На приёме у врача»). Созданы   условия   для   самообразования,   формирование   у   учащихся приёмов   самостоятельной   работы   и   самоконтроля,   включение   различного материала,   способствующего   развитию   мышления,   творческого   отношения   к изучаемому материалу, реализации деятельностного подхода к обучению; В   наличие   чёткая   методологическая   основа,   позволяющая   достигать определенной   формализации   и   моделирования   познавательной   деятельности, проектирования способов закрепления знаний и умений и осуществления связи с другими средствами обучения и самоконтроля. Основное   содержание   курса   представлено   в   виде   Интернет–ресурса    .  krov    .  ru.,   его   основная   функция   –   предоставить   учащемуся  ­  biology   www   .  me  информацию для занятий в классе (тексты, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы по освоению курса, для выполнения домашних заданий, подготовки творческих проектов. Содержание   Интернет–ресурса   учит   самостоятельной   постановке   и решению проблем. При этом используется проблемный стиль изложения, перед учащимися   сначала   излагается   мотивирующая   проблема,   а   затем предоставляются сведения о путях её решения, а не сразу готовый результат. Само решение при этом ясно сформулировано и сопоставлено с поставленной ранее   проблемой.   Важное   значение   имеет   справочно­методический   аппарат Интернет–ресурса:   схемы   курса   и   его   разделов,   рубрикация,   словарь, контрольные,   проблемные   и   творческие   вопросы   и   задания,   задания   к иллюстрациям,   шрифтовые   и   цветовые   выделения   (термины,   смысловые акценты, примеры, интересные факты). 10 Семерез Ольга Борисовна Разработки   учебных   занятий   представлены   в   методическом   пособии «Кровь – зеркало здоровья». Интернет–проект   является   хорошим   дополнением   курса   анатомия   и физиология человека (тема «Кровь и кровообращение») и элективного курса, поэтому вызывает неподдельный интерес у школьников.  Сайт   имеет   яркое   цветовое   решение,   содержит   рисунки,   фотографии   и анимации. На сайте представлены следующие разделы: 1. Раздел   «Об   авторе»   содержит   сведения   об   авторской   педагогической концепции, так же позволяет узнать о творческих достижениях и планах на будущее. Раздел «Сведения о проекте» рассказывает об участии элективного курса в   конкурсах,   тематическое   содержит   пояснительную   записку, планирование и разработки учебных занятий. Раздел   «Сегодня   на   уроке»   предназначен   для   учащихся   8­х   классов, изучающих   тему   «Кровь   и   кровообращение»,   пропустивших   учебные занятия   по   различным   причинам:   спортивные   соревнования,   болезнь,   а также для детей, желающих получить опережающее домашнее задание или просто не понявших тему. Ребята могут посмотреть на сайте объяснение нового   материала,   выполнить   предложенные   задания   и   подготовиться   к зачету. Раздел   «Проверьте   свои   знания»   включает   различные   задания   для учащихся,   в   том   числе   развлекательно­познавательное   «Поиграй­ка» (флэш­анимация).   Школьникам   предлагается   собрать   тело   человека воедино, расставить органы на свои места и тогда человек оживёт. Раздел «Полезные ресурсы» содержит информацию об Интернет­ресурсах, привлечённых для создания сайта. 2. 3. 4. 5. 11 Семерез Ольга Борисовна 6. Раздел   «Это   интересно»   для   учащихся,   желающих   знать   больше,   чем предлагает школьный курс. Содержит сведения о группах крови человека, их   наследовании.   Интересны   факты   о   происхождении   групп   крови   и связанными с ними заболеваниями человека. Рассказывается о новейших наноразработках в области медицины и многое другое. В   рубрике   «Выяснено»,   предложена   короткая   и   ёмкая   информация   о, казалось бы, обычной жидкости – крови человека. Информационный   баннер   привлекает   к   себе   внимание   и   предлагает познакомиться с терминологией по теме кровь. Сайт   оказывает   практическую   помощь   учащимся   и   их   родителям   и содержит полезную информацию прикладного характера: − первая помощь при различных видах кровотечения; − − − − анализ   крови   человека   в   норме   с   расшифровкой   показателей   и указанием причин возможных отклонений; заболевания крови, симптомы и течение; методики функциональной самодиагностики организма; памятки по сохранению и укреплению здоровья. Сайт   оказывает   практическую   помощь   учащимся   и   их   родителям   и содержит полезную информацию прикладного характера: − первая помощь при различных видах кровотечения; − анализ   крови   человека   в   норме   с   расшифровкой   показателей   и указанием причин возможных отклонений; − заболевания крови, симптомы и течение; − методики функциональной самодиагностики организма; − памятки по сохранению и укреплению здоровья. 12 Семерез Ольга Борисовна На сайте удобная навигация и кнопки возврата на главную страницу. А также кнопка обратной связи с автором – написать электронное письмо. Для   того   чтобы   отследить   посещаемость   был   установлен   счётчик посещаемости,   отображающий   количество   посетителей   и   информирующий автора,   востребован   ли   он.   Стабильные   ежедневные   посещения   120   –   150 человек. В содержании программы курса выделяю две части: 1. Теоретическая. 2. Практическая (лабораторные и практические работы, семинары) Работа над проектом и его защита. Содержание   программы   расширяет   знания   учащихся,   полученные   на уроках биологии в 8 классе по данной тематике. Во многих семьях имеется персональный   компьютер,   поэтому   ребята   могут   продолжить   дома   работу, начатую в школе. В   теоретической   части   раскрывается   общая   характеристика   крови,   её состав, работа сердца человека и животных; история открытия клеток крови и современные способы её исследования, вклад российских и зарубежных учёных в   изучение   причин   эпидемий   и   способов   повысить   иммунитет;   открытие антибиотиков,   переливание   крови   и   группы   крови,   история   изучения   работы кровеносной   системы,   движение   крови   по   сосудам,   влияние   физических упражнений   на   состояние   сердечно­сосудистой   системы,   а   также   вредное влияние   наркотиков,   табака   и   алкоголя,   исследования   работы   сердечно­ сосудистой   системы,   болезни   и   лечение   сердца.   Учащиеся   знакомятся   с различными видами кровотечений и способами оказания первой медицинской помощи. 13 Семерез Ольга Борисовна В практической части предлагаются лабораторные работы, направленные на   исследование   микроскопическим   методом.   А   также   предполагаются практические работы, направленные на самоконтроль за состоянием сердечно­ сосудистой системы. Элективный курс «Кровь – зеркало здоровья» предусматривает классно­   лекционно­практическую   систему, урочную,   использование   личностно­ ориентированных, информационных педагогических технологий. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета биологии и персонального компьютера (кабинет информатики). Предлагаемый элективный курс рассчитан на 30 ч.  Как   уже   было   сказано,   главным   содержанием   курса   является   научная исследовательская   деятельность.   Она   включает   в   себя   такие   методы,   как наблюдение,   эксперимент,   измерение,   анализ   информационных   источников,   а также предполагает использование коммуникативных умений, сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов. Содержание   программы   определялось   следующими   требованиями   и ограничениями:  входящие   в   неё   исследовательские   задачи   имеют   ясную   и   интересную постановку, которая сама мотивирует ребят к исследованию;  задачи   не   требуют   дорогостоящего   или   сложного   оборудования,   оно входит в обычные лабораторные комплекты школы естественнонаучных кабинетов или может быть быстро изготовлено из подручных средств;  последовательность задач подчиняется определённой логике, основанной, главным   образом,   на   постепенном   усложнении   исследовательских 14 Семерез Ольга Борисовна действий   от   задачи   к   задаче   и   учитывает   содержание   программ систематических естественнонаучных курсов и математики;  сценарий   учебных   занятий   по   выполнению   исследовательских   задач обязательно включает такие формы коммуникативной деятельности, как работа   в   группе,   участие   в   дискуссии,   презентация   полученных результатов. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. 1. 2. ПЭВМ. Доступ к глобальной сети Интернет (www.krov.my­biology.ru). 3. Типовое оборудование кабинета биологии. Преподавать курс могут как начинающие, так и опытные учителя. Партнерами проекта являются: родители учащихся, инженер­программист (консультация),   дизайнер   (консультация),   медицинский   работник   школы, (помощь в проведении лабораторных и практических работ), психолог школы (обработка   анкет),   медицинские   учреждения   города   (статистическая информация,   лекции),   Сургутский   государственный   унивеситет   (экскурсия), медицинское   училище   (лекции),   мак­хост   (предоставление   хостинга   и консультации),  Муниципальное   образовательное   учреждение   дополнительного образования «Центр развития образования» (издание методического пособия).  Представленный   образовательный   Интернет–проект   предназначен   для учащихся   8­х   классов   изучающих   раздел   биологии   «Анатомия   и   физиология человека», а так же для учащихся 9–11 классов, выбравших естественнонаучный профиль   обучения.   Проект   может   изучаться   группой   25   человек   и индивидуально одним учащимся. Этап проекта План реализации проекта Сроки Мероприятия, дата ответственный реализации направленные 15 Семерез Ольга Борисовна подготовительный 1 месяц 2 месяца  на реализацию проекта Анкетирование учащихся  март 2004 (выяснение  запросов),  обработка  результатов Написание  программы Элективного  Апрель – май 2004 Семерез О.Б.,  учитель  биологии,  Ильясова Г.Ф.,  психолог  школы Семерез О.Б.,  учитель  биологии курса «Кровь –  зеркало  здоровья» Апробация курса  3 года 2 месяца год Подготовка  документов для  получения  свидетельства о  сертификации  проекта Написание и  2004­ 2005,  2005 – 2006, Семерез О.Б.,  учитель  биологии; Гажиу Г.Х.,  2006­ 2007 уч. учитель  биологии; г. Февраль –март Макаренко  В.С., учитель  биологии. Семерез О.Б.,  учитель  2005 биологии 2008 г Семерез О.Б.,  16 Семерез Ольга Борисовна издание  методического  пособия учитель  биологии еженедельно Разработка сайта, 2007­ Семерез О.Б.,  2011 наполнение,  обновление  информации постоянно Распространение  педагогического  30 ч опыта Реализация  проекта  учащимися учитель  биологии; Мак­хост,  инженер­ программист,  дизайнер,  учащиеся Семерез О.Б.,  учитель  биологии Учащиеся,  социальные  партнеры,  учителя Важным   элементом   методической   системы   Интернет–проекта   является определение   ожидаемых   результатов   изучения   курса,   а   также   способов   их диагностики и оценки.  Интернет–проект   связывает   три   составные   части   образовательного процесса: – учителя, ученика и родителей. Получается треугольник, в котором все себя комфортно чувствуют.  Информационное общество предполагает: − развитие   у   школьников   самостоятельности   и   способности   к самоорганизации;  17 Семерез Ольга Борисовна − формирование готовности к сотрудничеству, развитие способности к групповой работе и коммуникациям; − формирование   толерантности,   способности   к   поиску,   диалогу   с оппонентами, умения достигать содержательных компромиссов при решении конкретных вопросов. В результате работы с Интернет–проектом учащиеся получают следующие ключевые компетентности: − умение   работать   в   группе   в   тесной   кооперации,   беря   на   себя ответственность и участвуя в принятии решений в целях достижения ожидаемых результатов; − умение работать с проблемами и искать пути их решения; − умение осуществлять анализ новой ситуации, используя имеющиеся знания; − умение   действовать   в   неопределенной   ситуации,   самостоятельно добывая недостающую информацию. Мировая   педагогическая   практика   показывает,   что   одной   из образовательных ориентированный подход в образовании, является метод проектов. поддерживающих   технологий,     компетентностно­ В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, в   котором   происходит   как   формирование,   так   и   проявление   ключевых компетентностей   учащихся,   кроме   того,   может   быть   оценен   уровень   их сформированности.   Объектами   оценки   являются   портфолио   проектной деятельности   учащегося,   презентация   продукта,   а   также   наблюдение   за способами   деятельности,   владение   которыми   демонстрирует   учащийся   при работе в группе и во время проведения консультаций. Необходимо описать уровень достижений учащихся в каждой из указанных областей деятельности по окончании изучения курса. 18 Семерез Ольга Борисовна Контрольными   параметрами   при   изучении   данного   курса   являются лабораторные и практические работы учащихся, семинары и проекты.   Лабораторные работы – 7  Практические работы – 2  Семинары – 9  Проектные работы учащихся. Система   педагогической   деятельности,  в   основе   которой  –  современные   подтверждается   высокими   и   стабильными   результатами. технологии, Повседневные   наблюдения   за   учебной   работой   обучающихся,   устный   опрос, поурочный   балл,   проверка   домашнего   задания,   контрольные   работы, программированный контроль, зачеты, тестирования, проекты – всё подчинено единой задаче: стремлению помочь успешной социализации учащихся в жизни, помочь   учащимся   адаптироваться   к   новым   формам   экзаменов   в   выпускных классах   средней   школы   и   в   высших   учебных   заведениях.  За   последние   три учебных года  определяется позитивная динамика общей успеваемости. В течение 3­х лет успеваемость учащихся по биологии составляет 100%. Позитивная динамика «качества знаний» учащихся (процент учащихся, имеющих «4» и «5» по итогам учебного года и полугодия)  за последние три года Учебный 2008­2009 учебный 2009­2010 учебный 2010­2011 учебный год % «качества обучения» процент  учащихся, год год год I II I II I II полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие 63% 65% 64% 67% 69% 72% 19 Семерез Ольга Борисовна имеющих  «4» и «5»  по итогам  учебного  года и  полугодия В школе за последние три учебных года наблюдается увеличение в 3 раза количества   творческих   работ   учащихся   по   биологии, здоровьесбережению.   Многие   работы   учащихся     экологии   и   носят   исследовательский характер, больше стало работ – проектов. Количество   учащихся,   испытывающих   интерес   к   изучению   биологии,   за последние   три   года   увеличилось   на   100%,   о   чём   свидетельствует предоставление работ детей для школьных и городских конкурсов и турниров. Большинство моих выпускников обучается на «бюджетных местах», в том числе   в   таких   престижных   университетах   и   институтах,   как   Тюменская медицинская   академия,   Белгородский   медицинский   институт,   Башкирский медицинский   университет,   Сургутский   медицинский   институт.  Московская медицинская   академия   им.   И.М.   Сеченова   Уральский   государственный медицинский институт Российский Государственный Медицинский Университет РГМУ «Медицинский университет им. И.П. Павлова».  Я   считаю,   что   у   проекта   хорошие   перспективы.   За   время   его существования был сделан редизайн, учитывая пожелания школьников и новое видение проекта самим автором. Читая новости, делая для себя открытия, я спешу   поделиться   ими   со   своими   ребятами,   поэтому   информация   на   сайте постоянно обновляется.  Содержание   проекта   «Кровь   –   зеркало   здоровья»   представлено   в методическом   пособии   опубликовано   в   Муниципальном   образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития образования» (2008 20 Семерез Ольга Борисовна г.), на образовательном сайте www.krov.mу­biology.ru, его основная функция – предоставить учащемуся информацию для занятий в классе (тексты, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы по освоению курса, для выполнения домашних заданий, подготовки творческих проектов, на www.surwiki.ru/wiki/index.php, на сайте  www.1september.ru. Материалы работы размещены в разделе биология (www.festival.1september.ru/authors/102­384­556/) и во Всероссийском открытом конкурсе «Учебно­методическое обеспечение – Электронные образовательные ресурсы в современной школе» («ЭОР в школе – 2008») www.ict.edu.ru. Работа опубликована в материалах III Межрегиональной научно­практической конференции «Предпрофильная подготовка и профильное обучение: содержание, технологии, эффективность», II Международной заочной научно­практическая   конференции   «Актуальные   проблемы   науки»   В библиотечке «Педагогическое мастерство» «Института развития образования» ХМАО–Югра,   опубликована   статья   «Методика   преподавания   элективного курса «Кровь­зеркало здоровья». Все это расширяет круг пользователей сайта. На   электронный   почтовый   ящик   автора   приходят   отзывы,   вопросы, благодарности из разных регионов нашей необъятной Родины. Литература 1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1991 г. 2. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. Обучения: 9 кл./ – М.: Просвещение, 1997 г. – 320 с. ил. 3. Анисимова   В.С.   и   д.р.   Самостоятельные   работы   учащихся   по   анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1978 г. 21 Семерез Ольга Борисовна 4. Батуев А.С., Соколова Л.В., Левитин М.Г.. Человек: Основы физиологии и психологии: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / М.: Дрофа, 2000 г. 5. Володин В. Энциклопедия для детей т. 18 Человек. М.: Аванта+, 2001 г. 6. Залесский М. Занимательная анатомия, М.: Росмен, 1998 г. 7. Залесский М. Занимательная анатомия. М.: Росмен, 1998 г. 8. Зверев   И.Д.   Человек:   Организм   и   здоровье:   Пособие   для   учащихся общеобразовательной школы 8–9 классы. – М. 6 Вентана–графф, 2000 г. – с. 3046 ил. 9. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986 г. 10. Косицкий Г.И. Цивилизация и сердце.­ М.: Наука, 1977 г. 11. Маш Р.Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 8 (9) Кл. общеобразоват. учреждений. – 2­е изд., испр. И доп. – М.: Мнемозина, 1997 г. – 190 с. 12. Петровского Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 1998 г. 13. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. – М., 1992 г. 14. Семерез   О.Б.   Методическое   пособие   для   учителя   и   учащихся   «Кровь   – зеркало здоровья». Сургут, 2008 г. 15. Титов А.П., Караба В.Д. Ваше сердце: Краткая популярная энциклопедия. – М., 1998 г. 16. Тюмасева   З.И.,   Гольнева   Д.П.   Целительные   силы   природы   и   здоровье человека: У­м пособие для студентов педагогических вузов. – Челябинск: Взгляд, 2003 г. – 216 с. 17. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.. Экология человека: Культура здоровья: Учебное  пособие  для учащихся 8 класса  общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана­Граф, 2004 г. – 144 с.: ил. 22 1. 2. 3. 4. Семерез Ольга Борисовна Приложение Приложение 1 – Авторская программа элективного курса «Кровь – зеркало здоровья». Приложение 2 – Учебно­тематический план  .  krov Приложение 3 – Скриншоты сайта www     .  ru  .  my   ­  biology   Приложение 4 – Разработки учебных занятий 23 Семерез Ольга Борисовна Авторская программа элективного курса «Кровь – зеркало здоровья». Приложение 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный   курс   «Кровь   –   зеркало   здоровья»   предназначен   для   учащихся естественнонаучного или химико­биологического профиля обучения.  Программа   предназначена   для   учащихся   9­го   класса,   выбирающих   дальнейший профиль обучения в старшей школе.  Цель данного элективного курса создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем.  Задачи курса: 1. Рассмотреть специфику соединительной ткани – крови. 2. Выявить особенности строения и функции клеток крови и плазмы. 3. Развивать умения изучать клетки микроскопическим методом исследования, работать с различными источниками информации. 4. Научить   методам   самоконтроля   за   состоянием   сердечно­сосудистой   системы, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. 5. Воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В содержании программы курса выделяю две части: 3. Теоретическая; 4. Практическая (лабораторные и практические работы) Работа над проектом и его защита. В теоретической части раскрывается общая характеристика крови, её состав. Работа сердца человека и животных. История открытия клеток крови и современные способы её исследования.   Вклад   российских   и   зарубежных   учёных   в   изучение   причин   эпидемий   и способов повысить иммунитет. Открытие антибиотиков. Переливание крови и группы крови. 24 Семерез Ольга Борисовна История   изучения   работы   кровеносной   системы.   Движение   крови   по   сосудам.   Влияние физических упражнений на состояние сердечно­сосудистой системы. А также вредное  Приложение 1 влияние наркотиков, табака и алкоголя. Исследования работы сердечно­сосудистой системы. Болезни и лечение сердца. Учащиеся знакомятся с различными видами кровотечения и способами оказания первой медицинской помощи. В   практической   части   предлагаются   практические   работы,   направленные   на исследование   микроскопическим   методом.   А   также   предполагает   практические   работы, направленные на самоконтроль за состоянием сердечно­сосудистой системы. Элективный курс «Кровь – зеркало здоровья» предусматривает как классно­урочную, лекционно­практическую   систему,   так   и   использование   личностно­ориентированных педагогических   технологий.   Практическая   часть   предполагает   использование   типового школьного оборудования кабинета биологии. Предлагаемый элективный курс рассчитан на 30 ч.  Как   уже   было   сказано,   главным   содержанием   курса   является   научная исследовательская   деятельность.   Она   включает   в   себя   такие   методы,   как   наблюдение, эксперимент,   измерение,   анализ   информационных   источников,   а   также   предполагает использование   коммуникативных   умений,   сотрудничество   при   работе   в   группе,   культуру ведения дискуссии, презентации результатов. Содержание программы определялось следующими требованиями и ограничениями:  входящие   в   неё   исследовательские   задачи   имеют   ясную   и   интересную   постановку, которая сама мотивирует ребят к исследованию;  задачи не требуют дорогостоящего или сложного оборудования, оно входит в обычные лабораторные   комплекты   школы   естественнонаучных   кабинетов   или   может   быть быстро изготовлено из подручных средств;  последовательность   задач   подчиняется   определённой   логике,   основанной,   главным образом, на постепенном усложнении исследовательских действий от задачи к задаче и учитывает   содержание   программ   систематических   естественнонаучных   курсов   и математики; 25 Семерез Ольга Борисовна  сценарий   учебных   занятий   по   выполнению   исследовательских   задач   обязательно включает такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов. В   результате   изучения   курса,   помимо   формирования   собственной   позиции относительно выбора профиля, ученики смогут (на определённом уровне) освоить следующие умения:  фиксировать   эмпирические   данные   (с   учётом   погрешностей)   в   виде   графика   и Приложение 1 таблицы;      предлагать   и   проводить   эксперименты   (наблюдения),   позволяющие   выявить   новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель; сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе; представлять   результаты   работы   в   форме   короткого   сообщения   с   использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков); обладать уровнем пользователя ПК (работать с программным обеспечением);  создавать собственные презентации. Данный   курс   базируется   на   знания   учащихся   по   анатомии   и   физиологии   человека, информатике и физике. Учащиеся получают знания и применяют их на практике и готовятся к осознанному выбору профиля обучения. Программа элективного курса прошла апробацию в школе № 44 г. Сургута, имеются положительные рецензии экспертов, получено свидетельство ДОиН г. Сургута о прохождении экспертизы. На базе элективного курса создан сайт www   .  krov    .  me   ­  biology    .  ru. Контрольными параметрами при изучении данного курса являются лабораторные и  практические работы учащихся, семинары и проекты.   Лабораторные работы – 7  Практические работы – 2  Семинары – 9 26 Семерез Ольга Борисовна  Проектные работы учащихся. 27 Семерез Ольга Борисовна Учебный план: № Программный материал Кол­во часов Лекции Практическая часть 1 Кровь – удивительная  ткань организма 2 Защитные свойства крови 3 Вклад российских и  зарубежных ученых в  учение об иммунитете 4 Восполнение потерь крови 5 Работа сердца в  содружестве с сосудами 6 Кровотечения 7 8 9 10 Исследования сердечно­ сосудистой системы Заболевания, диагностика  и лечение сердечно­ сосудистой системы Влияние различных  факторов на сосуды и  сердце. Профилактика  нарушений деятельности  сердечно­сосудистой  системы.  Проектная деятельность  учащихся 4 1 2 2 2 1 1 6 5 6 30 1 1 1 3 1 7 3 1 1 2 1 1 1 3 5 5 23 Приложение 1 Контроль Практическая  работа тестирование лабораторная  работа Практическая  работа сообщения,  работа с  различными  источниками  информации Семинар  Семинар  лабораторная  работа Лабораторная  работа Лабораторная  работа Лабораторная  работа Семинары, Лабораторная  работа Семинары Защита проекта 28 Семерез Ольга Борисовна Содержание программы Приложение 1 1. Кровь – удивительная ткань организма (4 ч.). Лекция. Красные клетки крови. Первые открытия. Как считают клетки крови. Меченые атомы  в крови. Дыхательная функция крови. Эритроциты и потребление кислорода. Транспорт  кислорода гемоглобином. Л.Р. № 1. Нарушение кровообращения в пальце после его перетяжки. Л.Р. № 2. П.Р. № 1.  Защитные свойства крови (1 ч.). Рассматривание под микроскопом клеток крови. Решение расчетных задач. Предохранительное   заражение.   Заражение   и   заболевание.   Что   такое   иммунитет? Антитела.   Что   такое   воспаление?   Иммунитет   и   повышенная   чувствительность (аллергия). Иммунитет против раковых клеток. П.Р. № 2.  Вклад российских и зарубежных учёных в учение об иммунитете (2 ч.). Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Семинар № 1. Героизм учёных (Э. Дженнер, Л. Пастер, Н.Ф. Гамалей, Э. Ру, Р. Кох). И.И. Мечников – рыцарь борьбы с болезнями. Героизм русских врачей (И.А. Деминский, И.В. Мамонтов, Н.К. Завьялова, Н.И.  Латышев). Лекция.  Сверхмелкие возбудители болезней. Открытие вирусов (Д.И. Ивановский). Открытие  антибиотиков (Л. Пастер, И.И. Мечников, В.А. Манасеин, А.П. Полотебнов, А.  Флеминг, Н.Н. Бурденко). Восполнение потерь крови (2 ч.). Лекция. Свёртываемость крови – защита от её потерь. Первые попытки перелить кровь от  человека к человеку. Лечение кровью. Замена крови. Искусственная кровь. Борьба с  кровопотерями при операциях.  Л. Р. № 3.  Измерение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа. 2. 3. 4. 29 Семерез Ольга Борисовна Совместимость и несовместимость крови. Переливание крови – в  Семинар № 2.  практику медицины. Быть донором почётно.  Работа сердца в содружестве с сосудами (2 ч.). 5. Приложение 1 Лекция. История изучения работы сердечно­сосудистой системы. Движение крови в сосудах. Сеть сосудов и обращение крови. Давление крови.  Давление минимальное и максимальное. Кровяное депо. Развитие сердца и сосудов  Работоспособность сердца. Невесомость и работа сердца. Сердце и мозг.  Л.Р. № 4. Реакция сердечно­сосудистой системы на физическую нагрузку. 6. Кровотечения (1 ч.). Классификация кровотечений. Особенности капиллярного, венозного, артериального  кровотечения. Способы остановки кровотечений.  Л.Р. № 5. кровотечения. Оказание   первой   медицинской   помощи   при   различных   видах 7. 8. Исследования работы сердечно­сосудистой системы (1 ч.). Лекция. О чём говорит пульс. Прослушивание и простукивание. Гидравлический удар сердца.  Современные методы исследования сердца. Л.Р. № 6. Заболевания, диагностика и лечение сердечно­сосудистой системы (5 ч.). Измерение артериального давления. Лекция. Малокровие. Белокровие. Пересадка костного мозга. Семинар № 3. Гемофилия. СПИД. Лекция. Гипертония. Гипотония. Тромбофлебит. Атеросклероз. Причины заболевания. Методы предупреждения и профилактики. Семинар № 4. Пороки сердца. Инфаркт. Стенокардия. Ремонт клапанов.  Лекция. Сердце работает после смерти. Операции на сердце. Операции в барокамере. Холод и сердце. Пересадка сердца. Один орган – две жизни. Взаимное отторжение. Не вреди больному. На пути к искусственному сердцу. 30 Семерез Ольга Борисовна 9. Изучение электрокардиограммы. Л.Р. № 7. Влияние различных факторов на сосуды и сердце. Профилактика нарушений деятельности сердечно­сосудистой системы (5 ч.). Резервы сердца. Как увеличить силу сердца. Капилляры – это микросердца.  Семинар № 5. Физиологические   правила   повышения   работоспособности   сердца. Спортивные упражнения.  Семинар № 6. Вредное   влияние   табака,   наркотиков   и   спиртных   напитков, Приложение 1 лекарственных средств на сердце и кровеносные сосуды. Семинар № 7. Влияние воздуха, состава   радиационного   фона   и     климатогеографических условий на сердце и кровеносные сосуды. Семинар № 8. Рациональное   питание   и   здоровье   человека.   Железосодержащие продукты. Лекарственные растения, используемые  при оздоровлении  кровеносной и сердечно­ сосудистой системы. Семинар № 9. Условия полноценного развития системы кровообращения. Проектная деятельность учащихся (6 ч.). 10. Цель: сформировать отношение к здоровью как одной из главных ценностей. Тема 1. Роль прививок в поддержании здоровья населения. Ход работы: 1. Распределение обязанностей в группе учащихся. 2. Посещение медицинского кабинета для составления графика обязательных прививок  (с указанием названий, сроков проведения, противопоказаний). 3. Работа с литературой по вопросу: «Вакцинация населения в нашей стране». 4. Беседа с учениками, учителями, родителями о значении прививок и их отношении   к вакцинации. 5. Оформление проекта. 6. Урок­конференция (защита проектов). Тема   2.  Артериальное   давление   и   пульс   –   показатели   состояния   сердечно­сосудистой системы. 31 Ход работы: Семерез Ольга Борисовна 1. Выбор объекта исследований. Возможно самонаблюдение или наблюдение за членами семьи и товарищами. 2. Сравнение показателей людей, например: разных возрастных групп, разных весовых категорий, тренированных и нет. 3. Выбор   времени   замеров:   после   пробуждения,   в   состоянии   покоя,   после   мышечной деятельности, умственной работы, в период проявления бурных эмоций. 4. Сравнение показателей и оформление вывода о роли этих видов деятельности в работе сердечно­сосудистой системы. 5. Составление рекомендаций для исследуемых лиц. Оформление проекта. 6. Урок­конференция (защита проектов). Приложение 1 Тема 3. Помощь больным, страдающим сердечными или онкологическими заболеваниями. Ход работы: 1. Обратитесь в ближайшую поликлинику, больницу или службу социальной помощи. 2. – 4. Узнайте, какая помощь требуется лицам, страдающим заболеваниями  органов кровообращения. 5. Постарайтесь   оказать   посильную   помощь   в   больнице   и   дома   пожилым   или больным людям – это будет самая лучшая работа. Не стесняйтесь рассказывать о своей помощи одноклассникам и учителям! 6. Урок­конференция (защита проектов). 32 Семерез Ольга Борисовна Учебно­тематический план Приложение 2 № Программный материал Кровь – удивительная  ткань организма Кол­ во часов 4 1 2 Кровь – удивительная  ткань организма.  3 Дыхательная функция  крови. 4 Основные показатели  состава крови. Защитные свойства  крови 1 Практическая часть Оборудование Контроль Таблица, рисунки, видеофильм, ПЭВМ, работа с сайтом Микроскоп,  микропрепараты Нитка или  аптечная резинка,  таблица, рисунки,  видеофильм, ПЭВМ, работа с сайтом Данные анализов,  табличные  данные,  микроскоп,  микропрепараты Практи­ ческая  работа Лаборатор­ ная работа Лаборатор­ ная работа Таблица, рисунки, видеофильм, ПЭВМ, работа с сайтом Практи­ ческая  работа Практическая  работа № 1  Решение  расчетных задач Лабораторная  работа № 1 Нарушение  кровообращени я в пальце после его перетяжки Лабораторная  работа № 2 Рассматривание под  микроскопом  клеток крови Практическая  работа № 2  Оценка  состояния  противоинфекц ион­ного  иммунитета 5 6 7 8 9 Вклад российских и  зарубежных ученых в  учение об иммунитете Восполнение потерь  крови 10 11 Работа сердца в  содружестве с сосудами 2 Семинар № 1 Семинар № 2 Лабораторная  работа № 3  Измерение  скорости  кровотока в  капиллярах  ногтевого ложа Лабораторная  работа № 4 Реакция  2 2 Портреты ученых, ПЭВМ, работа с сайтом Семинарско е занятие Линейка,  секундомер,  таблицы, ПЭВМ, работа с сайтом Семинарско е занятие,  лабораторн ая работа Секундомер,  таблицы,  видеофильм,  Лаборатор­ ная работа,  тестирован 33 Семерез Ольга Борисовна сердечно­ сосудистой  системы на  физическую  нагрузку Лабораторная  работа № 5  Оказание  первой  медицинской  помощи при  различных  видах  кровотечения Лабораторная  работа № 6  Измерение  артериального  давления 1 1 5 муляж сердца  человека ие ПЭВМ, работа с сайтом, бинт, жгут Лаборатор­ ная работа ПЭВМ, работа с сайтом, видеофильм, тесты Лаборатор­ ная работа 12 Кровотечения. 13 Исследования сердечно­ сосудистой системы.  Заболевания,  диагностика и лечение  сердечно­сосудистой  системы Малокровие.  Белокровие. Пересадка  костного мозга. 14 15 Гемофилия. СПИД. Семинар № 3 16 17 18 Гипертония. Гипотония.  Тромбофлебит.  Атеросклероз.  Пороки сердца.  Инфаркт. Стенокардия.  Ремонт клапанов. Семинар № 4 Лабораторная  работа № 7  Изучение  электрокардиог раммы ПЭВМ Работа с сайтом Видеофильм Памятки для  учащихся Рисунки, готовые  ЭКГ Контроль­ ные  вопросы  Семинарско е занятие тестирован ие Семинарско е занятие,  лабораторн ая работа Контроль­ ные  вопросы 19 Операции на сердце. Видеоматериал Влияние различных  факторов на сосуды и  сердце. Профилактика  нарушений  деятельности сердечно­ сосудистой системы 5 20 Условия полноценного  развития системы  Семинар № 5 Сборник  физических  Семинарско е занятие 34 кровообращения. Вредное влияние табака,  наркотиков и спиртных  напитков на сердце и  кровеносные сосуды. Влияние состава воздуха, радиационного фона и  климатогеографических  условий на сердце и  кровеносные сосуды. Рациональное питание и  здоровье человека.  Лекарственные растения, используемые при  оздоровлении сердца и  кровеносных сосудов. Физиологические  правила повышения  работоспособности  сердца. Проектная  деятельность учащихся 21 22 23 24 25 30 Семерез Ольга Борисовна упражнений Семинар № 6 Рисунки, таблицы Семинарско е занятие Семинар № 7 Физическая карта, экологическая  карта Семинарско е занятие Семинар № 8 Травник. Книга о лечебном  питании Семинарско е занятие Семинар № 9 Видеофильм Семинарско е занятие 6 ПЭВМ, работа с сайтом Защита  проекта 35 Семерез Ольга Борисовна 36 Семерез Ольга Борисовна 37

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало

Кровь - зеркало
Скачать файл