Круги Эйлера
Цели: ознакомить учащихся с возможностями иллюстрации соотношения между множествами с помощью кругов Эйлера; продолжить формировать умения находить объединение и пересечение множеств.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Пусть даны множества А = {х | х – имя девочки} и В = {х | х – имя мальчика}. Выпишите:
а) два элемента, принадлежащих множеству А, но не принадлежащих множеству В;
б) два элемента, принадлежащих множеству В, но не принадлежащих множеству А;
в) два элемента, принадлежащих и множеству А, и множеству В;
г) два элемента, не принадлежащих ни множеству А, ни множеству В.
2. Найдите А В, если:
а) А = {0, 1, 2, 3, 4} и В = {1, 2, 3, 4, 5};
б) А = {х | х – двузначное число} и В = {х | х – число, меньше 75}.
3. Найдите А В, если:
а) А = {17, 18, 19} и В = {3};
б) А = {у | у – число, меньшее 32} и В = {у | у – число, большее 7, но меньшее 45}.
III. Объяснение нового материала.
1. М о т и в а ц и я и з у ч е н и я.
Предложим учащимся для решения задачу, которую достаточно трудно решить без наглядного представления информации.
З а д а ч а. В классе 35 учеников. Из них 20 занимаются в математическом кружке, 11 – в биологическом, 10 ребят не посещают кружки. Сколько биологов увлекаются математикой?
Р е ш е н и е
Изобразим различные множества учащихся в виде кругов. Большой круг будет изображать всех учащихся класса. В этот круг поместим два поменьше. Один обозначим буквой М, и он будет изображать математиков класса. Другой круг обозначим Б – биологи класса. Очевидно, в общей части кругов, обозначенной МБ, окажутся те самые биологи-математики, которые нас интересуют. Теперь посчитаем: всего внутри большого круга 35 ребят, внутри двух меньших 35 – 10 = 25 ребят. Внутри «математического» круга М находятся 20 ребят, значит, в той части «биологического» круга, которая расположена вне круга М, находятся 25 – 20 = 5 биологов, не посещающих математический кружок. Остальные биологи, их 11 – 5 = 6 человек, находятся в общей части кругов МБ. Там образом, 6 биологов увлекаются математикой.
О т в е т: 6 биологов увлекаются математикой.
2. С о о б щ а е м у ч а щ и м с я, что эти круги называются кругами Эйлера.
Один из величайших математиков петербургской академии Леонард Эйлер (1707–1783) за свою долгую жизнь написал более 850 научных работ. В одной из них появились круги, которые «очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». С помощью этих кругов удобно геометрически иллюстрировать операции над множествами. Можно рисовать не только круги, но и овалы, прямоугольники и другие геометрические фигуры.
В учебнике на с. 169–170 рассматриваем иллюстрацию пересечения и объединения двух множеств с помощью кругов Эйлера.
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке учащиеся решают качественно новые упражнения, в которых необходимо рассматривать множества различной природы, а не только числовые. Востребуются знания из других разделов математики.
1. № 803.
2. Известно, что точки A, B, C и D расположены на одной прямой, причём пересечением множеств точек отрезков AB и CD являются:
а) отрезок CD; б) отрезок СВ.
Для каждого случая сделайте чертёж.
Р е ш е н и е
а)
б)
3. № 804 (а).
Р е ш е н и е
– Вспомним определения.
Прямоугольником называется параллелограмм, у которого есть прямой угол.
Ромбом называется параллелограмм, у которого смежные стороны равны.
Изобразим соотношение множества этих фигур с помощью кругов Эйлера.
Параллелограмм
|
Пересечением двух множеств будет множество параллелограммов, у которых есть прямой угол и равны смежные стороны. Это множество квадратов.
О т в е т: множество квадратов.
4. № 805.
Р е ш е н и е
Из темы «Действительные числа» учащиеcя знают, что N Z Q R.
а) N Z = N; N Z = Z;
б) Z Q = Z; Z Q = Q;
в) Q I = ; Q I = R.
5. № 806.
Р е ш е н и е
А = {х | х – кратное 4},
В = {у | у – кратное 3}.
А В – множество чисел, которые одновременно делятся на 3 и на 4, значит, это множество чисел, кратных 12.
О т в е т: А В = {z | z – кратное 12}.
6. № 808 (а).
Р е ш е н и е
Х У = ;
Х У = N \ {1}.
Так как по определению:
– натуральное число называется простым, если оно имеет только два различных делителя: 1 и само это число;
– число, имеющее более двух делителей, называется составным;
– число 1 не относится ни к простым, ни к составным, так как имеет только один делитель.
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Для чего служат круги Эйлера?
– Как с помощью кругов Эйлера изобразить пересечение множеств? объединение множеств?
Домашнее задание.
1. № 804 (б), № 807, № 808 (б).
2. № 937.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.