Т. Комарова. Тестовая методика «Круги интеллекта и творчества»
.
Данная тестовая методика была представлена в журнале «Справочник старшего воспитателя ДУ» №4, апрель/2017. Она не противоречит требованиям ФГОС ДО, в ее основе лежит доступная дошкольникам изобразительная деятельность. С помощью этого теста можно оценить уровень интеллектуального и творческого развития по нескольким параметрам: уровень представлений об окружающем, группировка данных представлений, заполнение формы конкретным содержанием, выделение общих признаков предмета и образного мышления.
Соответствие требованиям ФГОС ДО
Данная диагностическая методика предусматривает:
личностно-развивающее и гуманистическое взаимодействие педагога и детей;
уважение личности каждого ребенка, учет его индивидуальных потребностей и интересов;
поддержку инициативы дошкольников;
развитие познавательной деятельности и творческой активности детей;
интеграцию разных образовательных областей.
Диагностическая методика
Поможет выявить уровень развития художественного творчества у детей;
Охарактеризовать их интеллектуальное развитие:
богатство представлений об окружающем;
умение сгруппировать эти представления;
заполнить обобщенную форму конкретным содержанием и др.
Суть теста
Заключается в том, что дошкольники создают образы разных предметов круглой формы, дополняют их характерными деталями и передают выразительность с помощью разных цветовых решений.
Критерии:
уровень овладения умением создавать изображения(т.е. как ребенок создает образ: передаёт форму, строение предмета, пропорции, композицию, движение цвета, характер его линий и цветовое решение рисунка);
уровень его интеллектуального и художественного развития.
Три основных критерии.
Продуктивность- оцениваем количество кругов, которые ребенок оформил в изображении какого-либо предмета.
Оригинальность –предполагает учет и оценку только тех образов, которые создал один из воспитанников и которые не повторялись у других.
Разработанность - оценивается разнообразие средств выразительности, которые ребенок использовал, характерная детализация, цветовое решение, завершающий вид образа, его полнота, аккуратность.
В результате:
Мы получаем представление о широте созданных детьми образов, обобщенных способах изображения, разнообразии нарисованных предметов, богатстве воображения, объединении нескольких кругов в один образ, выразительности рисунков.
Характеристика составляющих
Диапазон знаний детей.
Аналитические способности.
Уровень развития ассоциативных связей.
Оригинальность мышления.
Умение объяснять, модифицировать и трансформировать имеющий опыт
Обработка полученных данных позволяет оценить уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза и обобщения.
Результаты
Наиболее высокие результаты были получены в старшей группе:
Незначительное количество или отсутствие картинок в круге. То есть почти все круги дети оформили в образ, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития образного мышления.
Более высокое количество оригинальных изображений, что позволяет предположить и более высокий уровень креативности у детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.