Круглый стол «Я выбираю свой профессиональный путь»
для воспитанников 15-16 лет
Цель: формирование представлений воспитанников об основах профессионального самоопределения.
Задачи:
- создать положительную мотивацию выбора профессии;
- сформировать представление о некоторых видах профессий;
- расширить представления воспитанников о качествах, которые необходимы человеку при выборе профессии;
- повысить уровень ориентации воспитанников в выборе своей будущей профессии;
-познакомить с учебными заведениями города Рыбинск
Оборудование: 5 конвертов с заданиями; паззл «Моряк»; определения «Профессия», «Специализация», «Специальность», «Квалификация»; презентация «Я выбираю свой профессиональный путь»; пособие «Выбери профессию»; список источников информации об учебных заведениях; буклеты «Учебные заведения города Рыбинск» по количеству воспитанников;
Ход занятия:
Вступление:
В.: Наше занятие будет проходить в формате круглого стола.
Ребята, кто из вас знает, откуда берет свое начало понятие круглый стол?
(ответы воспитанников)
В.: Существует несколько легенд возникновения круглого стола. Но все они говорят о том, что круглый стол объединял людей, сводил их во мнениях друг с другом, использовался для бесед и пиршеств.
Круглый стол представляет собой место, где все рыцари могли бы собраться вместе как равные и работать для достижения общей цели.
Круглый стол стал мощным символом единства и равенства.
Поэтому существует 3 основных правила круглого стола:
-все участники равны (в том числе и я)
- обязательно выслушиваем мнение каждого
- не критикуем, не осуждаем, а высказываем свое мнение (точку зрения, взгляд на ситуацию)
Тема нашего круглого стола звучит так - «Я выбираю свой профессиональный путь»
Основная часть:
В.: Итак, предлагаю начать переговоры. Максим, бери конверт под номером №1 и громко читай то, что там написано.
Конверт №1
(ребенок читает вслух три вопроса, которые находятся в конверте):
1. Зачем нужно определять свой профессиональный путь?
2. Могут ли на пути самоопределения встретиться трудности, и какие?
3. Кто или что может нам оказать помощь при выборе профессии?
В.: Напоминаю вам, что отвечать на вопросы нужно всем, по кругу, как и принято на круглом столе. Все высказывают свое мнение, не отмалчиваются. На каждый вопрос мы будем отвечать отдельно и по очереди.
(воспитанники отвечают на поставленные вопросы)
Вывод воспитателя: Каждому человеку нужно разумно подходить к выбору профессии и месту своего обучения по выбранной специальности. Ведь от того, насколько правильно мы выберем свой профессиональный путь будет зависеть наше благополучие и жизненный успех.
В.: Чтобы мы смогли двигаться дальше, я хочу познакомить вас с некоторыми терминами, касающимися трудовой деятельности, а именно (воспитатель вывешивает на доску определение и комментирует его своими словами):
Профессия - это род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.
Специальность – это узкая, малая область трудовой деятельности в рамках одной профессии.
Специализация — это углубленное изучение определенной специальности
Квалификация — это уровень профессиональной подготовки.
Пример: возьмем профессию повар. Повара бывают разные, они работают в разных направлениях, разных учреждениях. Поэтому:
Повар – это профессия.
Повар-кондитер – это специальность.
Повар-кондитер десертов для ресторанов – это специализация.
Повар-кондитер десертов для ресторанов высшей категории – это уровень подготовки.
Ребята, вам понятны отличия профессии и специальности? Тогда следуем дальше!
Сережа, прочитай нам, пожалуйста, что во втором конверте.
Конверт №2 Вопрос-практикум. Выполните задание и ответьте на вопрос:
- Предназначена ли данная профессия для мужчин или для женщин? Бывают ли только «женские» или только «мужские» профессии, если да, то какие?
В.: Пройдите к столу №1
(на столе находится паззл, сложив который ребята получают слово «Моряк»)
В: Ребята, это задание, которое потребует вашей смекалки. Вам необходимо всем вместе сложить паззл и отгадать загаданную профессию. После того, как вы ее отгадаете, мы вернемся за наш круглый стол и обсудим те вопросы, которые были зачитаны.
(воспитанники выполняют задание и отвечают на вопросы из конверта №2)
В.: Профессия моряка требует сил, выносливости, умения быстро реагировать и принимать решения. Как правило, эту профессию выбирают мужчины. Существует даже пословица «Женщина на корабле – к несчастью». Но это все в прошлом, и наши девушки зачастую имеют такую замечательную физическую подготовку, что нередко встают в один строй с мужчинами. В нашей стране в 2020 году на Черноморском флоте завершился и признан успешным эксперимент по созданию женского экипажа на патрульном катере.
Анна Брикез – командир патрульного катера, Юлия Курочкина-рулевой сигнальщик и Ольга Чулкова- моторист. В женские руки был доверен противодиверсионный патрульный катер П-834. Команда составляет самостоятельную флотскую боевую единицу.
А как вы теперь считаете, есть шансы у женщин быть наравне с мужчинами? (ответы воспитанников)
В.: Выражу свое мнение: в далеком прошлом многие профессии были недосягаемыми для женщин, в наше же время и для девушек все пути открыты. Главное, знания, физическая форма и желание. В нашем городе тоже есть прекрасная возможность связать свою судьбу с флотом, поступив учиться в Рыбинское речное училище. Но, тем не менее, многие девушки выбирают более «женские» профессии – повар, учитель, медсестра. Почему? Просто потому, что девушке хочется не только реализовываться в профессии, но и стать мамой, воспитать детей, помочь им найти свой путь в мире. А это тоже огромный труд, требующий самоотдачи!
А мы продолжаем нашу дискуссию и следующий конверт под номером три зачитает нам Александра.
В.: Итак, пред нами конверт №3, ведущий достает карточку с заданием и зачитывает его.
Конверт №3: Пройдите к столу № 2 и выполните задание «Куда пойти учиться в Рыбинске?»
Примечание: для данного упражнения используется дидактическое пособие «Выбери профессию».
После того, как все воспитанники подошли к столу № 2, воспитатель организует выполнение задания.
Инструкция: Вы видите перед собой карточки, где изображено фото учебного заведения и его название. Под фотографией зашифрованы те профессии, обучится на которые вы сможете, поступив в данное учебное заведение. Только они «спрятались» между буквами и словами, которые не имеют отношения к профессиям. Вам необходимо выбрать и обвести фломастером только те слова, которые относятся к профессиям, но имейте в виду, что в каждой карточке есть профессия, которую получить в данном учреждении невозможно. Вы должны сами догадаться, какая это профессия!
Подводя итог, воспитатель предлагает детям правильный вариант решения задания. Все вместе еще раз повторяют те специальности и профессии, которые можно получить, поступив в то или иное учебное заведение.
В.: У нас осталось всего два конверта, давайте уже узнаем, что находится в четвертом конверте.
Конверт №4: Перед вами список источников информации о том, в каком заведении учат на выбранную вами специальность. Подумайте и проранжируйте этот список от самого надежного источника до самого ненадежного (субъективного).
Пояснение воспитателя: Ребята, все мы нуждаемся в том, чтобы узнать больше информации о том, куда пойти учиться. И часть этой информации может быть верной, а часть очень субъективной, недостоверной. Например, ваш знакомый, который учится в каком-то учреждении, может сказать: «Да тут вообще плохо учат, тут все преподаватели вредные и злые». Вы ему поверите, и не будете поступать в это учреждение. Но, с другой стороны, этот ваш знакомый лодырь и прогульщик. Поэтому его часто ругают, и ему приходится пересдавать многое работы, так как он ленится выполнить их хорошо. Поэтому нам с вами надо определиться, какие источники информации более надежны, а какие нет (хотя и к ним надо порой прислушиваться!)
Список источников информации:
Знакомая соседка сказала
Официальный сайт учреждения
Информация из СМИ (радио, телевидения, газет)
Студент, учащийся рассказал
Рекламный буклет или листовка
Объявление в транспорте
Примечание: воспитатель организует общую работу детей со списком, помогая и направляя их рассуждения о тех или иных источниках информации. По выполнению задания, воспитатель подводит итог, который сводится к наиболее точным в смысле значимости источникам информации:
1. Официальный сайт учреждения.
2.Рекламный буклет, листовка.
3. Информация из СМИ.
4. Объявления в транспорте.
5. Студент, учащийся.
6. Соседка, знакомая.
Общий вывод: При выборе учреждения необходимо ориентироваться преимущественно на официальные источники информации. Мнение того или иного человека может зависеть от его настроения, личностных особенностей и т.д. Многие учебные заведения для нашего удобства создают информационные буклеты.
Дополнительный вопрос воспитателя: А вы, ребята, умеете пользоваться информацией, которая содержится в буклете? Нет, тогда я вас научу.
(детям выдается образец буклета)
В.: Буклет включает в себя 3 блока: визуальный ряд, информационный материал и контактную информацию. В буклете не должно быть лишней информации, вся информация носит тезисный характер. Буклет удобен для хранения и в любое время может быть под рукой. Ребята, вы справляетесь со всеми заданиями, узнаете новое, решаете головоломки, ведете диалог. Информации много, и чтобы она легче запомнилась, пригодилась вам в дальнейшем, сохраните буклет «Учебные заведения города Рыбинск», чтобы освежить в памяти всю информацию с нашего круглого стала.
В.: У нас остался последний конверт и право его открыть я передаю (имя воспитанника). Зачитай, пожалуйста, что нас ждет далее.
Конверт №5: Внимательно посмотрите видео обзор на тему «Рыбинский авиационный колледж»
В.: Ребята, иногда вас тревожит новое и неизвестное. Но, поверьте, учиться в колледжах-это интересно, пусть иногда встречаются трудности, но учеба эта сильно отличается от учебы в школе. Для вас подготовила видео обзор Непряхина Елена Сергеевна, психолог и педагог-организатор рыбинского авиационного колледжа. Все внимание на экран. Ваша задача не просто просмотреть этот видеоролик, но и поделиться после просмотра своими впечатлениями, ответив на вопрос: что вам понравилось, что вызвало отклик в вашей душе.
(воспитанники вместе с воспитателем просматривают видеосюжет)
После просмотра сюжета воспитатель и ребята обсуждают его, делятся впечатлениями, отвечая на ранее поставленный вопрос.
Рефлексия:
В.: Все конверты мы с вами открыли, головоломки решили, познакомились с колледжами нашего чудесного города. Много за нашим круглым столом было обсуждений.
Теперь хочу вас спросить, а что же вам показалось самым важным? Что нового узнали вы сегодня? Каким видите свой путь при выборе профессии? (ответы воспитанников)
В.: На этом наш круглый стол подошел к концу. И хочу закончить его словами К.Д. Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.