Круглый стол «Мы и толерантность»
Цель: воспитание толерантности среди подростков.
Задачи:
- познакомить учащихся с термином «толерантность», углубить понимание его значение;
- познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
- развивать умение понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей;
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на этом мероприятии. Сегодня наш разговор посвящен
толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд,
звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для
существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек
– это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством
самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком
высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в
целом.
В1
Толерантность - это дружба, Труд и
уважение.
И для нас она не служба, А одно спасенье.
Толерантным будь всегда! Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда, Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой, Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей, Нет поступков
низких!
Доверяй своим друзьям! Будь терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам! Не кати ком снежный!
В2-
Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это терпение.
- Толерантность - это дружба.
В1 В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Как это слово определяется на разных языках земного шара?
В2 в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В1Какое из определений вам нравится больше всего?
В2Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
В1А что же объединяет эти определения?
В2Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
В1 Человек имеет право выбирать толерантной или интолерантной дорогой следовать ему по жизни.
В2 Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
В1 Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев
В2 Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Знакома ли вам ситуация ,которую мы представляем вашему вниманию?
Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”.
Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдёте себе счастье.
Участники сценки задают вопросы присутствующим.
-Почему молодой человек отказался помочь?
-Как бы вы поступили в этом случае?
-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
-Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
В1 Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
В2 Давайте распределим слова в II колонки, где в I – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:
В1В2(по очереди)Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
В1Зачитайте черты толерантной личности
В2Зачитайте черты интолерантной личности
В1Закончить нашу встречу мы хотим китайской притчей
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже
Учитель : Школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни скандалов.
Первый ученик:
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Второй ученик:
Толерантность. Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу- это все земное,
То, на чем стоит планета вся.
Толерантность- это люди света,
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе .
Третий ученик:
Нет нужды опасаться, что тебя обидит
Люди цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность-слово для живых.
Итог Видеоролик
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.