Департамент общего образования томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«Птицы – друзья человека!»
Сценарий круглого стола
Время реализации: 40 минут
Возраст: обучающиеся 8-10 лет
Отделение слабослышащих детей
Автор:
Раиса Ивановна Моисеева
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск-2016 г.
Цель: закрепление общих представлений о птицах средней полосы России.
Задачи:
1. расширять и активизировать словарь детей по теме: «Птицы»,
2. развивать связную речь, умение составлять предложения, поддерживать диалог с учителем, формирование умение сообщать о выполненном действии;
3. развивать мелкую моторику пальцев рук; закрепить приём обрывания;
4. формирование умения определять форму частей тела птицы с целью точного выполнения задания учителя;
5. формировать произвольность поведения на уроке; выработку навыка работать по образцу;
6. развивать внимание, память, целостное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность.
Оборудование:
иллюстрации птиц сибирского региона: воробей, сорока, ворона, голубь, кукушка. Игрушки, изображающие птиц. Изготовленные учителем образцы птиц: сороки, воробья, вороны, голубя, кукушки методом обрывания. Цветная бумага, клей ПВА, салфетки, цветной картон, экран, аудиоматериал с голосами выше указанных птиц, фотоальбом «Птицы нашего леса», шапочки-маски изображающие птиц, сундучок, бубен.
Слуховой словарь:
чирикает, кукует, трещит, воркует, каркает, оперение, громко, надрывно, грубо.
Оформление класса:
у окна стоят два дерева: берёза и тополь. (на крестовину со стержнем прикреплена «крона» - лист из ватмана) На «кроне» расположены птицы разной величины, формы из цветной бумаги. (образцы, сделанные учителем) Дети в нарядной форме.
План:
I. Речевая зарядка………………………………………………..3 минуты
II. Вопросы и ответы……………………………………………....3 минуты
III. Знакомство с темой ……..………………………………………3 минуты
IV. Представление материала………………………………………5 минут
V. Динамическая пауза……………………………………………..3 минуты
VI. Речевое сопровождение действий……………………………...15 минут
VII. Игровая разминка………………………………………………...3 минуты
VIII. Анализ…………………………………………………………….3 минуты
IX. Задание на дом………………………………………………… ..2 минуты
Ход
|
Речь и действия учителя |
Речь и действия учащихся |
|
I. Речевая зарядка3 М |
|
|
Речевая зарядка выполняется с элементами фонетической ритмики, организована в игровой форме, по методике Т.К. Королевской, А.Н. Пфаренродт. Учитель обыгрывает момент появления в классе сундучка. Почтальон доставляет посылку для детей, в которой находится сундучок. Достаёт из сундучка шапочки-маски, раздаёт детям. Под звуки музыки «Времена года» А. Вивальди, дети выполняют плавные движения: «Полёт птиц», ориентируясь на образец, данный учителем |
|
|
Перед учениками «волшебный сундучок». Речевой образец учителя за экраном: А ____
|
Учащиеся пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами, стоят в кругу у доски, воспринимают речевой материал, данный учителем, на слуховой основе Вместе с учителем: А___ Самостоятельно: А___ |
|
Далее аналогично: ТА__ ТАМ__ О__ ТО__ ЧТО? - ЧТО ТАМ? |
Материал воспринимают на слуховой основе, ориентируются на образец учителя |
|
- Что там? |
- Что там? – хором |
|
- Спроси, Олеся |
- Что там? – спрашивает и заглядывает в сундучок |
|
- Спроси, Женя |
- Что там? – тоже заглядывает в сундучок. – Птицы! -Птички! |
|
- Да. Там птицы. - Какие это птицы? Учитель раздаёт детям игрушки, предлагает изобразить, какие звуки издают птицы, предлагает занять места. - Сядьте. Наденьте наушник - Как вы меня слышите? |
Перечисляют птиц, находящихся в сундучке, перечисляют их. Дети получают из рук учителя птиц, которых педагог достаёт из сундучка, изображают голоса птиц, занимают места, надевают наушники, слушают учителя -Я слышу вас хорошо |
|
II. Вопросы, ответы на вопросы 3 М |
|
|
Учитель начинает урок. Диалог ведёт за экраном. - Доброе утро, дети! - Птицы – наши друзья - Кукушка кукушонку купила капюшон - Воробьишко в сером армячишке - Кормушка для птиц - Как кричит воробей? - Как кричит кукушка? - Как кричит сорока? - Как кричит голубь? - Как кричит ворона? |
- Я сел - Я надел наушники - Я готова слушать вас Далее поддерживают диалог, воспринимают речевую информацию на слуховой основе, правильно проговаривая весь речевой материал, данный учителем - Воробей чирикает: «Чик-чирик» - Кукушка кукует: «Ку-ку, ку-ку» - Сорока трещит: «Тр-тр-тр» - Голубь воркует: «Вр-вр-вр» - Ворона каркает: «Кар-кар-кар» |
|
Учитель обращает внимание детей на птиц, которые расположены на деревьях.
- У кого воробей? - У кого сорока? - У кого ворона? - У кого голубь? - У кого кукушка?
|
Дети по очереди называют птиц, сравнивают птицу-игрушку с образцом. - У меня воробей - У меня сорока - У меня ворона - У меня голубь - У меня кукушка
|
|
III. Знакомство с темой 3М |
|
|
- Сегодня мы будем делать птиц методом обрывания. Посмотрите, я беру кусочек цветной бумаги, делаю небольшие надрывы. Обрываю бумагу маленькими кусочками. Работают три пальца обеих рук: указательные, средние и большие. По ходу работы проговариваю свои действия: «Туловище – овальной формы, хвост – треугольной формы, крыло тоже треугольной формы»
|
Дети внимательно слушают объяснение, смотрят показ выполнения работы, затем самостоятельно приступают к работе, по ходу которой вступают в диалог с учителем |
|
- Выберите, какая птица вам больше нравится? |
Дети отвечают на поставленные вопросы |
|
- Почему тебе нравиться эта птица? |
- Потому что она красивая |
|
- Какой у неё хвост?
|
- Хвост у моей птицы длинный, чёрный
|
|
- Какое у твоей птицы оперение? |
- Оперение у моей птицы красивое |
|
- Какой формы клюв?
|
- Клюв у моей птицы треугольной формы |
|
- Как кричит твоя птица?
|
- Моя птица кричит громко - Моя птица кричит надрывно - Моя птица кричит грубо - Моя птица воркует - Моя птица кукует - Моя птица каркает - Моя птица чирикает - Моя птица трещит |
|
IV. Представление материала 5 М |
|
|
Учитель представляет детям весь наглядный материал с целью опоры в процессе работы. Обращает внимание детей на качество выполнения работы, правильное пользование кистью и клеем. Оказывает посильную помощь в работе нуждающимся детям, активизирует на речевые высказывания |
Дети приступают к выполнению работы. В словесной форме обращаются к учитель: - «Помогите, пожалуйста», «Подойдите ко мне», - «Я не могу выполнить» |
|
V. Динамическая пауза 3М |
|
|
Предлагает всем детям встать и подойти к столу учителя
|
На просьбу учителя, дети подходят к столу, слушают учителя |
|
- Ребята, сейчас мы поиграем. Давайте посмотрим, что ещё есть в нашем волшебном сундучке? Учитель организует игру: «День и ночь»
|
Дети достают из сундучка бубен. По считалке «Чили, чили, воробей, клюй, клюй конопель!» выбирают сову, остальные – воробьи. В роли совы, попеременно выступают три ребёнка |
|
VI. Речевое сопровождение действий 15 М |
|
|
Далее учитель предлагает всем занять свои места и продолжить работу |
Дети отвечают по ходу работы на поставленные учителем вопросы |
|
- Каким цветом у твоей птички будут крылья? - Почему? |
- Коричневым - Потому что это воробей |
|
- Что ты сейчас делаешь? - Что это будет? |
- Я обрываю бумагу - Это будет хвостик |
|
- Как ты будешь делать голову птицы? - Почему? |
- Я буду обрывать бумагу - Потому что у птицы голова круглая |
|
- Чем питается твоя птица? |
- Зёрнами, хлебными крошками, плодами деревьев |
|
- Почему ты делаешь эту птицу? - Как ты помогаешь птицам зимой? |
- Потому что она мне нравится - Я с папой сделал кормушку для птиц, из бутылки. |
|
- Чем ты кормишь птиц? |
- Семечками, хлебными крошками |
|
Организует диалог между детьми - Спроси у товарища, какую птицу он делает? - Какую птицу ты делаешь? По мере выполнения работы, учитель предлагает справившимся с работой ученикам для просмотра альбом «Птицы нашего леса» |
Поддерживают диалог с помощью учителя
- Я делаю воробья
|
|
VII. Игровая речевая разминка 3М |
|
|
Учитель предлагает детям взять игрушки-свистульки, изображающие птиц и подойти к столу |
Под звуки бубна, дети с птичками в руках бегают по классу, имитируя с помощью игрушки-свистульки крики птиц. На громкий удар бубна останавливаются, кружатся на месте. Повторяют три раза |
|
Учитель предлагает всем детям разместить своих птиц на деревьях, в процессе чего дети закрепляет названия птиц и названия деревьев. Предлагает детям достать из сундучка речевые фольклорные карточки |
- Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова) - Мать, отца не знаю, но часто называю, детей знать не буду, чужим сбуду. (кукушка) - Что с земли легко поднимешь, а далеко не закинешь? (пух, перо) - Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо) - Дома, дома воробей, дома, дома молодой! Ничего не говорит - головушка болит, право плечико щемит. - Перепёлка перепелят прятала от ребят
|
|
VIII. Анализ 3М |
|
|
- Чем вы занимались на уроке? |
Дети отвечают на поставленные вопросы, если испытывают затруднения берут помощь учителя, ориентируются на заранее заготовленные ответы на речевых карточках
Рефлексия деятельности. Дети самостоятельно оценивают свой труд |
|
- Каких птиц вы сделали? |
|
|
- В какие игры играли? |
|
|
- Рабочее место оставили в порядке? |
|
|
- На каких деревьях сидят ваши птицы? |
|
|
- Из чего вы делали птиц? |
|
|
- Где лежали игрушки? |
|
|
- Какую бумагу надо взять, ребята? |
|
|
- Поднимите руку, кто устал сегодня на уроке? |
|
|
- Какую оценку вы поставите себе за работу? |
|
|
- Все сегодня справились с заданием, молодцы! Учитель ставит оценки в дневники |
|
|
IX. Задание на дом 2М |
|
|
Учитель предлагает перечень литературы, который позволит дать детям представления о многообразии видов птиц, различия в их образе жизни, среде обитания; пробудит интерес к слову и к книге как носителю информации |
|
|
- Ребята, я предлагаю вам сходить в библиотеку с родителями, подобрать книги: |
Дети внимательно слушают, воспринимают информацию, записывают задание в дневник |
|
В. Бианки. «Чей нас лучше?», «Кто чем поёт?», «Кукушонок», «Сова», «Синичкин календарь», «Подкидыш» |
|
|
- Ребята, я предлагаю вам с воспитателем Ольгой Алексеевной закончить работу над альбомом: «Птицы – наши друзья». Своими работами украсьте альбом. |
|
|
- Тема нашего следующего урока: «Голоса птиц в природе» |
|
Литература
1. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. – 644 с.
2. Зыкова Т. С. Виды работы на уроках предметно-практической деятельности // Дефектология. – 1970 - № 4.
3. Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112 с.
4. Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть: Рус.дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.
5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.: ил.
6. Энциклопедия для детей. Птицы и звери / Глав.ред. В.А. Володин, вед ред. Г.Е. Вильчик. - М.: - Аванта+, 2002. – 448 с.: ил.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.