Круглый стол "31 мая Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана"
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
история
Взрослым
07.11.2018
Данное мероприятие посвящена жертвам политических репрессий, трагедии народа, лагерям на территории Казахстана. Когда в степи зацветают красные тюльпаны в Казахстане отмечают День Памяти жертв голода и политических репрессий. Кажется, сама природа разлилась кровью, вспоминая страшные дни 20 - 30х годов, когда в степь пришла смерть. Чтобы оставаться людьми – нужно помнить. Сколько в человеке памяти – столько в нем и человека. Знать, что происходило с твоим народом, в твоей стране, не только наш гражданский, то и человеческий долг.В форме круглого стола. Студенты работают с дополнительными материалами. Просматривают ролики, стихотворения по данной теме. Рассказ студентами о мемориальном комплексе АЛЖИР (личное посещения).
круглый стол 31 мая день памяти.docx
Ақмола облысы білім басқармасының
«Степногорск қаласы, № 2 индустриалдықтехникалық колледжі» КММ
КГУ «Индустриальнотехнический колледж № 2, г. Степногорск»
Управления образования Акмолинской области
Внеклассное мероприятие
«31 мая
Память жертвам политических репрессий. Лагеря на
территории Казахстана»
Выполнила преподаватель истории Жетписова Е.М. 2018 г., г. Степногорск
Тема: Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана
Цель:
воспитывать у студентов уважение к историческому прошлому своего народа через
сопереживание к судьбам конкретных людей;
Задачи:
углубить знания студентов о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века
периоде политических репрессий;
показать бессмысленную жестокость репрессий, необыкновенную стойкость и
преданность жен политических репрессированных.
Оборудование: слайды, фотографии, карта Карлага с обозначением на ней точек
отделений, презентация АЛЖИР.
Ход мероприятия:
Эпиграф:
«Знать надо, чтобы помнить, помнить, чтобы не забывать, чтобы трагедий, подобных той,
что была на нашей земле более полувека назад не повторялось…»
Р. Рождественский
Ведущий 1: 5 апреля 1997 года Президент Республики Казахстан подписал Указ об
установлении 31 мая Днем памяти жертв политических репрессий.
И нельзя промолчать,
Как нельзя допустить
Повторения прежних кошмаров…
Ведущий 2: когда в степи зацветают красные тюльпаны в Казахстане отмечают День
Памяти жертв голода и политических репрессий. Кажется, сама природа разлилась кровью,
вспоминая страшные дни 20 30х годов, когда в степь пришла смерть. Чтобы оставаться
людьми – нужно помнить. Сколько в человеке памяти – столько в нем и человека. Знать,
что происходило с твоим народом, в твоей стране, не только наш гражданский, то и
человеческий долг.
Ведущий 3: В 1921 году произошла трагедия Голодной степи – тогда произошло массовое
уничтожение народа. Голод был в Поволжье, на Украине, но для казахов он был страшнее
во много раз, они ведь не знали тогда земледелия, а джут 1921 года уничтожил почти 80%
скота. И грянул голод, люди ели кору, траву – степь из кормилицы превратилась в
ловушку, люди бежали из аулов в города, на станции в надежде найти пропитания и
умирали в пути.
30 ые годы принесли народу Казахстана новые испытания. Началась конфискация скота
и степняки вымирали сотнями тысяч, целыми аулами, районами. В Казахстане в 30 е
годы умерло голодной смертью 1 млн. 750 тысяч человек казахов, 250 тысяч
представителей других этносов. Получается, что умер каждый второй. В это трудно
поверить – каждый второй!
Ведущий 4: Это был голодомор, невиданное убийство своего же населения устроили не
просто так. По всей стране отбирали хлеб и обрекли людей на смерть, потому что хлеб
продавали для того, чтобы купить машины и оборудование на Западе. Миллионами
жизней была оплачена индустриализация. 3:
АРХИПЕЛАГ
Ведущий 1: В период с 1921 по 1954 годы, в Казахстане, было осуждено 100000 человек,
к 25000 из них была применена высшая мера наказания – расстрел.
Ведущий 2: Политические репрессии уничтожили цвет национальной интеллигенции,
кадровых военных, руководителей всех уровней, нанесли невосполнимый урон народному
хозяйству. Но еще больший след они оставили в душах людей. Искалечены были судьбы
репрессированных и их близких.
Ведущий
25 января 1960 года был закрыт ГУЛАГ Главное управление исправительнотрудовых
лагерей, трудовых поселений и мест заключения. Это подразделение НКВД СССР,
осуществлявшее руководство системой исправительнотрудовых лагерей в 1934–1960
годах,
важнейший орган системы политических репрессий в СССР.
В результате очередной реорганизации советских спецслужб, 10 июля 1934 года был
создан Народный комиссариат внутренних дел СССР, в состав которого вошли пять
главных управлений. Одним из них было Главное управление лагерей (ГУЛАГ).
По всей территорий бывшего СССР было 36 исправительнотрудовых лагерей, ГУЛАГ
осуществлял
ими.
Ведущий 4: В 1930 году по постановлению Совнаркома был образован КАРЛАГ –
Карагандинский исправительно трудовой лагерь, а всего в Казахстане было создано 10
концлагерей, где сидели ни в чем неповинные люди. Всю страну опутали колючей
проволокой, посадили в лагеря миллионы людей, которые под дулами автоматов валили
лес, строили каналы, дороги, осваивали новые земли.
руководство
ГУЛАГ
Поселок Долинка находится в 40 км от Караганды. Наибольшую известность Долинка
получила в начале 1930х годов, когда здесь находилось Управление исправительно
трудового лагеря КарЛАГ.
Ведущий 1: КАРЛАГ… эти шесть букв – политическое завещание сотен тысяч узников
Карагандинского исправительнотрудового лагеря МВД особого режима. Что представлял
из себя Карлаг? Вся Долинка была опоясана колючей проволокой. Вход на территорию
осуществлялся по специальным пропускам. Внутри разделение шло еще на две зоны. По
углам каждой – сторожевые вышки. Там, за колючей оградой действовали иные законы.
Иные представления о чести и справедливости. Уголовники в глазах надзирателей
считались оступившимися, но своими, советскими людьми. «Политические» носили клеймо
врагов народа, и отношение к ним было соответственное. А ведь в зонах находились
специалисты высокой квалификации – врачи, педагоги, ученые, инженеры – цвет
интеллигенции.
Ведущий 2: Была еще тяжелая работа, и еда, которую трудно назвать едой. Лагерная
баланда и ночлег – вот и вся оплата за труд. Были еще допросы и пытки. Для следователей
все средства были хороши во время допросов. Действовала «камера пыток» и вечный
кружащий голову голод. Необузданный произвол не щадил никого.
Студент:
Наш круг все слабее и реже, друзья,
Прощанья все чаще и чаще…
За завтрашний день поручиться нельзя.
И даже за день настоящий.
И в эти тяжелые, страшные дни,
В чреде их неверной и лживой,
Так хочется верить, что мы не одни,
Услышать во мраке: «Мы живы».
Мы прежним любимым знаменам верны, И даже под небом ненастья
Попрежнему меряем счастье страны
Свое отлетевшее счастье…
И пусть безнадежен мой путь и кровав –
Мои не смолкают призывы.
Кричу я, последние силы собрав:
«Мы живы, товарищ, мы живы!
Ведущий 3: Страшны и трагичны страницы Карлага. В Карлаге, как известно, отбывали
свой срок не только взрослые, но и дети «врагов народа». Причем многие из них были
рождены в лагерных застенках. По архивным данным, на 1 января 1938 года среди
прибывших 2103 женщин – «членов семей изменников Родины» в Карлаге было
зарегистрировано 655 беременных женщин. А сколько их было за всю историю Карлага?
С момента рождения дети, появившиеся на свет в местах заключения, были приговорены
жить в холодных застенках без материнской любви и ласки. Полуголодные, никому не
нужные малютки звали тетьнадзирательниц, чтобы те дали им кипяточку или кусочек
хлеба. Грубое и жестокое обращение с детьми было нормой поведения многих работников
Карлага.
Ведущий 4: Александр Исаевич Солженицын в своей книге «»Архипелаг ГУЛАГ» писал:
«Малолеток бьют сапогами, держат в страхе, чтобы были молчаливыми и послушными.
Часть пайка малолеток уходит с кухни в утробы воспитателей…». Надзирательницам
запрещалось брать на руки младенцев – детей «врагов народа», качать их, приласкать. В их
обязанности входила только смена пеленок. Матерям лишь изредка разрешалось кормить
своих детей. Матери младенцев, работавшие в лагере по 10 и более часов, часто теряли
грудное молоко, и дети умирали от голода. В этих страшных условиях выживали единицы.
В Карлаге было много детей и подростков, приговоренных к трем, пяти и даже десяти
годам общих лагерей. Их называли «дети НКВД». Судили за горсть зерна, взятого с
колхозного поля, за случайно разбитый бюст Сталина и за многое другое.
Ведущий 1: Большинство заключенных составляли люди обычные, которые никогда не
занимались политикой. Они никогда не читали газет, честно работали на государство. В
Карлаге сидели люди знаменитые, известные ученые, художники и врачи. Но у них есть и
будут свои исследователи. Их фамилии останутся в истории. А фамилии простых людей
забудутся вместе со временем.
Ведущий 2: Копали глубокую яму….
Вспоминает бывшая узница Карлага А. Михайловская: «Расскажу, как хоронили
заключенных. Умирало по несколько человек в сутки. Копали яму глубокую и широкую,
чтобы вместилось не меньше 20–25 человек. Бросали голых, куда голова, куда ноги, куда
руки...
Это были скелеты, обтянутые кожей. Невозможно было столько выкопать могил, сколько
в сутки умирало людей. Ведь условия были ужасные. Голод, холод, вши, клопы и
непосильный труд».
Ведущий 3: ДЕТГОРОДОК
«Мамочкино кладбище», место захоронения детей узников Карагандинского лагеря.
Поселок Долинка Карагандинской области, сентябрь 2006 года.
Мария Барковская, 1914 года рождения, осуждена ОСО НКВД СССР по 58й статье. В
Долинке 21 мая 1940 года она родила дочь, которую назвала Тамарой. Мария Барковская вспоминает: «Как я помню, недалеко от Долинки, позже в советское
время это был совхоз «Карагандинский», на центральной усадьбе его находились огромная
женская зона ЦПО и детгородок, где содержались дети заключенных матерей до
двухлетнего возраста, потом детей отправляли по детским домам. Матерей водили на
кормление под конвоем, который над ними зачастую куражился, всячески стараясь унизить
и дать понять, что, мол, «какая она мать – враг народа» и не имеет права воспитывать
ребенка.
Детей очень много умирало. В холодном коридоре стояло несколько бочек, куда трупики
мертвых детей складывали, и там бегали крысы и часто грызли эти окоченевшие трупики.
А каково матери? Набирали определенную партию мертвых детей и потом хоронили
недалеко от детгородка (это кладбище частично дожило до наших дней – 2005 год). Это
там, где конечная остановка маршрута № 5 в совхозе «Карагандинском».
Так вот, направо от остановки было кладбище заключенных женщин и их детей. Сейчас там
свалка, но коекакие следы захоронения остались. Хоронили заключенных и детей
«пачками», без гробов, вместо памятника столбики с дощечками – на них номер, а то и
вовсе без ничего. Как говорилось, «лекпом спишет» (лекпом медработник, помощник
лекаря)».
Ведущий 4: О отделении КАРЛаГА на 26 точке в так называемом АЛЖИРе – лагере жен
изменников родина отбывали срок жены партийных и советских работников вместе со
своими малолетними детьми, через этот лагерь прошло более 18 тысяч женщин.
Студент:
Репрессии – тридцатые, в лагерях они зажатые,
В истории они проклятые,
Ведь люди умирали, как мухи,
Испытывая на себе адские муки.
Средь степей выделялся АЛЖИР –
Темный лагерь, где замирал даже мир.
И быть может лагеря были везде,
Но сюда обращался мужчина к жене.
Мало кто знал, что испытали они,
Сохраняя в душе надежды огни.
Но женщин не смог сломить жесткий режим
И теперь мы с гордостью о них говорим.
Спасибо, любимые, что сохранили себя
За преданность вашу целуют мужья
Пусть каждый узнает, что вы испытали,
Ведь жизнью своей урок преподали! Ведущий 1: Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен
«изменников» Родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она рассказала
сотрудникам музея «Алжир» как впервые увидела местных казахов и как они отнеслись к
заключенным женщинам.
Студент: Дело было в одно буранное зимнее утро. Женщиныузницы под усиленным
надсмотром конвоя собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков. У
каждой заключенной была своя норма и для ее выполнения приходилось работать по 17–20
часов в сутки. Измученные женщины буквально валились с ног, когда из зарослей камыша
выскочили старики и дети — местные жители соседнего казахского села Жанашу. Старшие
дали команду, и дети стали забрасывать камнями женщин. Конвоиры начали громко и
жестоко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, даже дети не
любят.
«Было очень больно и обидно и, в первую очередь, морально» — вспоминает Гертруда
Платайс.
Такие «избиения» повторялись в течение нескольких дней. По лицам оскорбленных узниц
текли слезы. Они тихо взывали к судьбе и роптали на несправедливость задурманенных и
казахов…
озлобленных
пропагандой
сталинской
Но однажды обессилев от летевших в нее камней, Гертруда споткнулась и упала лицом на
эти самые камни. Секунду спустя до нее донесся запах творога. Камни, от которых она так
старалась укрыться, пахли сыром и молоком. Она подняла один из них с земли и положила
в рот — он оказался очень вкусным. Она собрала камешки и отнесла в барак, где
находились заключенные, среди которых были и женщиныказашки. Они рассказали, что
это курт, соленые и высушенные на солнце плотные комочки творога. Оказалось, чтобы
хоть както помочь пленным женщинами, местные казахи нашли единственный способ,
который не привлекал внимания надзирателей, ибо был сокрыт под маской жестокого
пренебрежения к пленным. Казахи пережили голодные 1930е годы, но даже страх потерять
своих детей не останавливал их. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса,
толокно.
лепешки,
курт
и
Благодарность на всю жизнь сохранилась в сердцах выживших. «Все лагеря плохие, —
рассказывают женщины — но именно в казахстанских выживали многие и, в первую
очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения».
Ведущий 3: Воспоминания Гертруды Платайс легли в основу стихотворения «Курт
драгоценный камень». Его автор преподаватель истории Раиса. Вот отрывок из ее
стихотворения
О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.
Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.
Они поняли, что мы не враги, А просто несчастные женщины.
И чем смогли помогли,
Поразив нас своей человечностью.
Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.
А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.
Я просила старикам здоровья,
Женщинамматерям счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.
Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей.
2:
Не
зарастет
бурьяном
Музейномемориальный комплекс жертв политических
Ведущий 4: Даже в глубокой старости Гертруда Платайс с благодарностью вспоминает тех
казахов, которые, рискуя жизнью, подкармливали узниц сталинского лагеря таким вот
необычным способом. Она считает, что именно курт помог ей выжить. Немудрено, ведь это
очень полезный продукт. Курт древнее изобретение кочевых народов.
Презентация студентов:
репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» в городе Астана.
тропинка...
Ведущий
День памяти жертв политических репрессий это напоминание о трагических страницах в
истории страны, когда сотни тысяч людей были бездоказательно обвинены в
преступлениях, отправлены в лагеря, расстреляны. Нравственные и физические мучения
коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких.
Жертвами репрессий становились не только активные политические противники
большевиков и выражавшие несогласие с их политикой, но и представители всех слоев
населения. Хотя наиболее тяжелый урон понесли идеологически "ненадежные" классы и
социальные прослойки крестьянство, духовенство, интеллигенция. Ряд историков
считает, что красный террор большевиков, в отличие от сталинских репрессий, происходил
в
войны.
Ведущий 3: Мероприятия памяти репрессированных проводятся в Казахстане с 1993 года,
а с 1997 года 31 мая отмечается как День памяти жертв политических репрессий.
После выхода в свет Закона РК "О реабилитации жертв массовых политических репрессий"
от 14 апреля 1993 года начался новый этап процесса реабилитации безвинно осужденных.
Данный закон предусматривает восстановление в гражданских правах жертв репрессий,
устранение иных последствий произвола со стороны государства, обеспечение
компенсации
материального
объективных
исторических
условиях
гражданской
морального
ущерба.
и
Ведущий 4: В Казахстане проживает более 60 тысяч человек, выживших в сталинских
репрессиях, из них 3200акмолинцы. По всей стране выпущены "Книги скорби" и "Книги памяти", в которых опубликованы списки осужденных к высшей мере наказания, данные на
лиц, репрессированных по политическим мотивам. Живые цветы несут многие казахстанцы
к подножиям гранита и бетона обелисков в местах массовых казней и бывших лагерей.
Ведущий 1:
Продолжается работа по реабилитации невинно пострадавших
соотечественников в суровые годы лихолетья. Это важный политический вопрос, от
решения которого зависит авторитет и имидж страны в глазах широкой общественности.
Немало предстоит еще сделать для того, чтобы благодарные потомки могли с гордостью
сказать уроки истории не прошли даром и наше молодое суверенное государство стало
действительно правовым, а его законы стоят на страже прав и интересов граждан.
Ведущий 2: В 1999 году во всех областях Казахстана сооружены мемориалы. 31 мая
повсеместно к местам памятных знаков и монументов в "узловых" точках гигантской сети
сталинского ГУЛАГа и местам массового упокоения его жертв пережившие репрессии, их
дети, общественность съезжаются на траурный митинг. У мемориалов проходят церемонии
возложения венков и цветов.
Преподаватель: закончить наш урок мне бы хотелось, так
Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им
наши слезы и скорбь, наша вечная память!
Минута молчания.
Преподаватель: Мы изучаем историю, чтобы не повторять ее ошибок. Чтобы не смотря ни
на какие трудности оставаться прежде всего Людьми! Быть гуманными, справедливыми,
честными!
От каждого из нас зависит судьба нашей Родины. Вы будущее своей страны!
Спасибо всем!
Круглый стол "31 мая Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана"
Круглый стол "31 мая Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана"
Круглый стол "31 мая Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана"
Круглый стол "31 мая Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана"
Круглый стол "31 мая Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана"
Круглый стол "31 мая Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана"
Круглый стол "31 мая Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана"
Круглый стол "31 мая Память жертвам политических репрессий. Лагеря на территории Казахстана"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.