Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"
Оценка 4.6

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Оценка 4.6
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа
Детсад
04.04.2017
Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки взрослых для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
круглый стол Одаренные дети.docx
План: I.       Одарённость или нестандартный ребёнок.  II.      Особенности педагога, работающего с одарёнными детьми.  III.     Тест   «Насколько   вы   разбираетесь   в   проблеме   воспитания одаренности?» (Юркевич В. С.) . IV.     Качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми.  V.             Рекомендации   для   педагогов   при   работе   с   одаренными детьми. I. Одарённость или нестандартный ребёнок. Проблема   одаренности   в   настоящее   время   становится   все   более актуальной.   Это,   прежде   всего,   связано   с   потребностью   общества   в неординарной   творческой   личности.   Неопределенность   современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.  Раннее   выявление,   обучение   и   воспитание   одаренных   и   талантливых детей   составляет   одну   их   главных   задач   совершенствования   системы образования.   Однако   недостаточный   психологический   уровень   подготовки взрослых для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.   Нередко   творческое   мышление   одаренного   ребенка рассматривается   как   отклонение   от   нормы   или   негативизм.   Эксперименты, проведенные   во   многих   странах   мира,   убедительно   показали,   насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.  Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети   наиболее   чувствительны   к   оценке   их   деятельности,   поведения   и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.  Одаренный   ребенок   склонен   к   критическому   отношению   не   только   к себе,   но   и   к   окружающему.   Поэтому   педагоги,   работающие   с   одаренными детьми,   должны   быть   достаточно   терпимы   к   критике   вообще   и   себя   в частности.  Талантливые   дети   часто   воспринимают   невербальные   сигналы   как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление  отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех, им   сложно   быть   конформистами,   особенно   если   существующие   нормы   и правила   идут   в   разрез   с   их   интересами   и   кажутся   бессмысленными.   Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.  Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству   и   дестабилизации   поведения.   Такие   дети   нередко   с недостаточной   терпимостью   относятся   к   детям,   стоящим   ниже   их   в   плане развития способностей.  Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции. Всегда   немного   странно   воспринимать   кипучую   деятельность государственных  структур   по подготовке  педагогов  и  созданию  учреждений для   работы   с   детьми,   имеющими   различные   дефекты   развития,   поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где­то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности!  Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда   на   достаточно   большом   временном   отрезке   воспитание   шло   по   пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным,  необходимо  было  “подтвердить”  свои   мысли  у  авторитетов   или коллектива.   Это   был   период   воспроизводства   среднего   производителя   с коллективной ответственностью.  Нынешний   век   новых   технологий   требует   уникумов,   поэтому образовательная   система   стала   вмещать   в   себя   огромное   количество нововведений.   И   главное   звено   этой   системы   ­   педагог   ­   должен   обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.  II. Особенности педагога, работающего с одарёнными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно­ролевых   предписаний   (субъектно­объектные   отношения).   Для одаренных   детей   такой   стиль   не   приемлем.   “Мы   ­   две   личности,   два неповторимых человека на Земле (субъектно­субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”.  А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А. А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде   всего,   у   педагога   должно   быть   такое   качество,   как   гибкость   в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.  Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь   вырабатывать   или   принимать   новые,   оригинальные   подходы   к разрешению   различных   ситуаций   при   неизменных   целях   и   идейно­ нравственных основаниях.  Педагог,   направленный   на   развитие   творческого   потенциала   детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности.  Педагоги,   работающие   с   одаренными   детьми,   имеют   внутреннюю мотивацию   к   труду.   Они   эффективны   в   общении   с   детьми   и   влияние осуществляется   не   через   поучение   (делай   так   и   не   делай   этого,   а   через трансляцию   своих   целей   на   жизненные   цели   и   ценности   своих   маленьких коллег по творчеству.  На востоке говорят: «только знающим дано понять вкус плода по его цветку». Предлагаю Вашему вниманию притчу: Птица и яйцо Жила­была   птица,   которая   не   умела   летать.   Подобно   бескрылым созданиям, она ходила по земле — хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела его вместе со своими яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и развиваться, но   присущая   ему   способность   летать   никак   не   проявлялась.   Иногда   он спрашивал свою приемную мать: — Когда же я полечу?  И птица, привязанная к земле, отвечала: — Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы.  Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в своих силах. Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.  «Если бы не она, рассуждал он сам с собой, — я до сих пор оставался бы в яйце». А иногда он говорил себе так: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени или, возможно, все   зависит   от   моих   собственных   усилий;   а   может   быть,   для   этого   надо обладать какой­то высшей мудростью — других причин не существует. В один прекрасный   день   птица,   которая   привела   меня   к   моему   теперешнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень». Идрис Шах 12 век.  Эта   притча   кажется   простой   и   очевидной   и   комментарии   вроде   бы излишни.  Однако   постарайтесь   воспринять   ее   не   только   поверхностно,   но   и осознайте чувства и ощущения, которые возникают. По мнению самого Идрис Шаха человек может истолковать ее интуитивно, соответственно тому уровню сознания, которого он достиг.  Эта   притча   не   только   поучительна,   но   помимо   всего   прочего иллюстрирует   подоплеку   современной   цивилизации.   В   ней   выделяются   две идеи.  Первая   идея:   предположение,   что   одно   обязательно   вытекает   из другого, может оказаться абсурдным и помешать дальнейшему прогрессу.  Вторая: если человек может справиться с какой­нибудь одной задачей («высидеть яйцо», это еще не значит, что он может справиться и с другой тоже («научить птенца летать»).  Сразу вспоминается изречение «рожденный ползать летать не может», но и рожденный летать не может ползать, это будет тормозить его развитие и в итоге приведет к деградации.  Эта птица не знала, какой птенец в ее гнезде и поэтому не могла ему помочь. Она сама не могла летать и естественно не могла понять какие условия необходимо   создать   для   своего   птенца   и   как   он   может   проявить   себя   при правильно созданных условиях. Формально ее нельзя обвинить.  Так   и   человек,   не   имеющий   врожденных   способностей   к   созданию ювелирных изделий, например, или к экономике не может создать условия для ребенка, чтоб он ярко и активно проявил свои способности. Формально, какие могут быть претензии? Да никаких, и ребенок, конечно, будет рассуждать так же, как и птенец из притчи: «Тот, кому я обязан своим появлением на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени… »  Но, спустя время, ребенок, достигнув зрелости, через многие труды и переживания возможно поймет, что прожил жизнь не так, как ему хотелось. Хорошо,   если   это   произойдет   в   40   лет,   и   есть   еще   силы   и   здоровье   на построение новой жизни.  Очень важно, чтобы педагоги понимали, что имеют все возможности к осознанию собственных ограничений и пониманию потребностей детей, чтобы научились   «выталкивать   птенца   из   гнезда»,   чтобы   он   получил   собственный практический  опыт. Дети  проявят свои врожденные  способности  ярко, если создать  условия,  т. е. хотя  бы  «вытолкнуть  из  гнезда». Но для совершения такого   поступка   нужно   не   быть   наседкой,   необходимо   самим   подняться   на другую ступень развития, а это требует определенных усилий.  Дети не всегда проявляют интерес именно к тем областям, в которых лежат их врожденные способности, особенно дети с тактильным типом памяти и   низким   показателем   трудолюбия.   Они   ждут,   что   им   все   «принесут   на подносе» и они, попробовав и получив свой практический опыт, смогут решить нравится им это или нет.  Каждому   ребенку   нужны   индивидуальные   условия,   созданные специально для него. И под индивидуальными условиями понимается не только отдельная   комната   и   посуда,   одежда   и   игрушки,   а   целостный   подход   по созданию психологического климата в семье, группе где поведение родителей, педагогов   должно   соответствовать   особенностям   ребенка.   И   вот   тут происходит столкновение интересов.  Родители,   педагоги   хотят   жить,   так   как   им   удобно   и   полагают,   что ничего плохого с ребенком не случиться, ведь они тоже выросли в таких же условиях, главное чтоб был сыт и  одет.  Не редко можно  услышать  и такое мнение:   «Мы   сами   выбрали   профессию,   наши   родители   не   знали   никаких диагностик, а сколько успешных профессионалов из них получилось, придет время и все проявится».  Да, это отчасти правда, но не стоит забывать тот факт, что до начала 20 века подавляющее большинство профессий были просты и понятны, их было в 2500 раз меньше, чем сейчас и по статистике каждые 5 лет появляется около 100 новых специальностей. По всем «старым» профессиям давно разработаны развивающие игры, и познакомиться с ними сравнительно легко, тогда как по современным   профессиям   зачастую  нет  даже  просто  понятной   для   ребенка информации.  В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются   две   стороны:   воспитание   профессионализма   и   развитие   его личности.  Если   о   профессиональной   подготовке   думает   как   педагог,   так   и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь   профессионализм   всегда   опосредован   индивидуальными   качествами, которые   и   позволяют   наиболее   полно   реализовать   творческий   потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и детей, заботиться об индивидуальности каждого.  III. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» (Юркевич В. С.)  Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?  Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка?  Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю.  1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.  2. Память ­ это самое главное для развития способностей.  3.   Пока   ребенок   мал,   никаких   жестких   требований   к   нему   нельзя предъявлять.  4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного.  5.   Одаренные   дети   иногда   с   трудом   усваивают   знания   и   навыки,   не соответствующие их способностям.  6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей.  7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования ­ от этого страдает личность. 8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку ­ без этого не будут развиваться способности.  9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.  10.   Математику   до   12­13   лет   должны   достаточно   полно   изучать   все дети, вне различий в способностях.  11.   Нужно,   чтобы   с   первых   дней   обучения   в   школе   ребенок   был ориентирован только на отличные отметки.  12.   Нельзя   к   ребенку,   пусть   даже   маленькому,   постоянно   проявлять свою любовь ­ можно избаловать.  13.   Детей   до   11   лет   нельзя   обучать   в   профилированных   классах   ­ математических, гуманитарных.  14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.  15.   Ребенка   нельзя   заставлять   читать,   особенно   художественную литературу.  16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.  17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.  18.   Нужно   постоянно   проявлять   свою   любовь,   когда   ребенок   мал, любовью избаловать невозможно.  19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности ­ плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.  20.   Если   ребенок   обыкновенный,   нельзя   чтобы   он   считал   себя способным, это будет мешать ему в жизни.  21. Одаренность только от Бога. 22. Одаренного ребенка можно сразу определить ­ он поражает всех своими знаниями и суждениями.  23.   Маленького   ребенка   нельзя   постоянно   брать   на   руки   ­   этим   его можно избаловать.  24. Хороший учитель ­ тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время.  25.   Нужно,   чтобы   с   самого   раннего   детства   ребенку   поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.  26.   Маленького   ребенка   нельзя   наказывать,   это   ведет   к   подавлению личности.  27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.  28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.  29.   Одаренным   детям   ни   в   коем   случае   нельзя   говорить,   что   они   ­ одаренные, они могут зазнаться.  30. Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком.  31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две­три страницы.  А теперь подсчитайте количество правильных ответов.  Итак,   если   у   вас   более   половины   ответов   неправильных,   то   вам необходимо   заняться   своим   самообразованием   (либо   сочинить   свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.  Если   неправильных   ответов   всего   5­7   ­   очень   неплохо,   в   целом   вы чувствуете,   что   называется,   истину,   остается   только   реализовать   ее   на практике.  Если   неправильных   ответов   всего   2­3   ­   это   просто   замечательно,   вы настоящий гений педагогической интуиции ­ вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.  Ответы: верно ­ (+), не верно ­ (­) . 1. (­) 6. (+) 11. (­) 16. (+) 21. (­) 26. (­) 31. (­)  2. (­) 7. (­) 12. (­) 17. (+) 22. (­) 27. (­)  3. (­) 8. (­) 13. (­) 18. (+) 23. (­) 28. (­)  4. (­) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (­) 29. (­)  5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (­) 25. (­) 30. (­)  IV. Качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми (Обсуждение) •   Разбираться   в   психологических   особенностях   одаренных   детей, учитывать их потребности и интересы.  •   Быть   доброжелательным   и   чутким;   уметь   строить   обучение   в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка.  • Быть  зрелым, т.  е.  четко  осознавать  свои  цели  и  задачи,  обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения. • Быть эмоционально стабильным, т. е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами.  •   Иметь   высокий   уровень   интеллектуального   развития,   широкий   круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию.  • Обладать чувством юмора.  •   Быть   готовым   к   работе   с   одаренными   детьми   и   к   приобретению специальных знаний.  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность.  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.  V. Рекомендации для педагогов при работе с одаренными детьми (Памятка) •   Поверьте,   работа   с   одаренным   ребёнком   оставит   в   вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием   на   прочность   вашей   личности,   вашего   самоуважения   и   в   очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.  •   Изучайте   индивидуальные   особенности,   особенности   поведения одарённого ребёнка.  • Уважайте и обсуждайте любую идею ребёнка. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.  • Готовясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной   умственной   нагрузке   одарённого   ребёнка.   Самостоятельность мышления,   вопросы   к   педагогу,   а   потом   и   к   самому   себе   ­   обязательные составные части успешности.  •   Подумайте   о   методике   обучения.   Одаренные   дети   требуют принципиально   иной   подготовки,   поскольку   их   отличает   необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.  •   Центральной   задачей   педагога   в   работе   с   одаренным   ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.  •   Развивайте   в   себе   чувство   юмора.   Но   необходимо   помнить,   что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью ­ и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.  •   Постарайтесь   создать   благоприятную   атмосферу   работы   с   детьми. Будьте   доброжелательными,   не   критикуйте.   Одаренные   дети   наиболее восприимчивы.  • Стимулируйте ребёнка, хвалите его.  • Экспериментируйте, не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.  •   Позволяйте   детям   вести   себя   свободно   и   задавать   вопросы.   Если ребенок   чем­то   интересуется,   значит,   он   думает,   а   если   он   думает,   значит, педагог кое­чего достиг. Ребёнок может чего­то достичь в жизни, или просто стать   хорошим   человеком,   и,   следовательно,   педагог   свои   обязанности выполнил. VI. Развивающие игры, повышающие креативность.  (для педагогов) . Игры,   рассчитанные   на   повышение   креативности,   основываются   на следующих   принципах:   научить   человеческий   мозг,   во­первых,   задавать необычные   вопросы,   искать   неожиданные   ответы   и экспериментировать с образами и идеями.    во­вторых, Пять   самых   знаменитых   упражнений,   которые   необходимо   регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.  «И все­таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем,   открыв   его   наугад   и   ткнув   пальцем   в   первое   попавшееся   слово. Выбрав   два   понятия,   которые,   казалось   бы,   не   имеют   между   собой   ничего общего,   попытайтесь   «нащупать»   между   ними   какую­нибудь   связь.   Любым способом.   Даже   если   понадобится   придумать   совершенно   невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует   мозг   на   сознание   непривычных   комбинаций   и   учит   пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например: «Что общего между глазом и водопроводным краном»?  • Оба слова ­ из четырех букв; • В обоих случаях буква «А» ­ третья по счету; •   При   помощи   глаза   кран   можно   увидеть,   при   помощи   крана   –   глаз помыть; • И то и другое может блестеть; • Из них иногда льется вода; • Когда они портятся, из них подтекает.  Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.  «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш).  Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.  Задание:   нарисуйте   фантастическое   животное,   которое   будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное ­ «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.  «Сумасшедший архитектор». Задание:   необходимо   нарисовать   дом.   Для   этого   вам   понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад   назвать).   Задача   такая:   вы   архитектор,   к   вам   обратился   заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе   должны   быть   представлены…   (далее   следует   10   выбранных   слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.  Например:   «Кастрюля»   ­   отлично,   дом   будет   иметь   форму   кастрюли. «Ворона»…   пусть   крыльцо   будет   черным,   как   ворона.   «Кресс   –   салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.  Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.  «Десять плюс десять». Возьмите   любое   существительное   и   напишите   в   столбик   10 прилагательных, которые к нему подходят.  Например: «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д. ».   Это   легко.   А   вот   теперь   попробуйте   написать   в   другой   столбик   десять прилагательных,   которые   этому   существительному   не   подходят.   Это   не   так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем,   кислой.   …   Старайтесь   подбирать   прилагательные   из   разных   сфер восприятия   (например,   если   вы   написали   «желтый»,   можете   считать,   что   с цветовой гаммой покончено) . «И это называется… » Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что­либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.  Например: «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.  Приложение 1 Тест  «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » (Юркевич В. С.)  Деловая игра для педагогов "Детская одаренность"  Цель: Закрепление знаний педагогов по теме "Детская одаренность"  В игре участвует весь педагогический коллектив. Педагоги разбиваются на две команды. Команды придумывают название.  Жюри: заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель.  Ведущий: Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее  диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть  объяснено общественными потребностями.  1. "Разминка"  Продолжите высказывание: "Одаренность, это.."  (Системное развивающееся в течении жизни качество психики, которое  определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,  незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по  сравнению с другими людьми), "Одаренный ребенок – это ребенок..."  ( который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися  достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в  том или ином виде деятельности).  2. Игра "Слова рассыпались" составьте из слогов слагаемые одаренности.  (Мотивация, креативность, способности выше среднего)  3."Выбери эффективную модель взаимодействия частных проблем  одаренности", объясните свой выбор.  Предполагаемые ответы.  Схема№1 ­ отличает эту модель то, что психодиагностика выступает в ней не  как внешний по отношению к прогнозированию и развитию процесс, а как  органическая часть единого педагогического процесса. Диагностика,  вплетенная в ткань педагогического процесса, будет значительно более  достоверной и станет базой для более надежного прогнозирования, создаст  реальные возможности для систематической корректировки процессов  воспитания, обучения и развития;  Схема №2 ­ процессы диагностики, прогнозирования и развития разведены по  разным ведомствам и таким образом искусственно разобщены, в  педагогической практике данные проблемы нуждаются в тесной интеграции, их разобщенность порождает массу сложностей.  4. Игра "Кто больше?" Какие формы работы с семьей по выявлению и развитию детской одаренности вы знаете?, выигрывает команда назвавшая большее  количество форм.  (Анкетирование, тестирование, беседы, консультации, родительские собрания,  папки­передвижки, день открытых дверей, круглый стол, дискуссионный клуб,  персональные рекомендации, участие родителей в создании развивающей  среды, посещение на дому, пропаганда лучшего опыта семейного воспитания,  родительская газета и др.).  5. Подберите критерии одаренности из предложенных:  1 команда­ Ребенок имеет музыкальный талант, если он:  2 команда ­Ребенок имеет артистический талант, если он:   с удивляющей легкостью передразнивает чьи­то привычки, позы,  выражения;    можно послушать музыку;  увлечением о чем­то рассказывает;  любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где  стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с  очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно  вслушивается в них, лег¬ко их запоминает;  меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая  человеку, о котором рассказывает;  если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в  исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;  с большим желанием выступает перед аудиторией, причем  стремится, чтобы его зрителями были взрослые;  сочиняет свои собственные мелодии;  пластичен, открыт всему новому;  научился или учится играть на каком­либо музыкальном     инструменте.   Правильный ответ  любит и понимает значение красивой или характерной одежды.              Ребенок имеет музыкальный талант, если он:  любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где  можно послушать музыку;  очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно  вслушивается в них, лег¬ко их запоминает;  если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в  исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;  сочиняет свои собственные мелодии;  научился или учится играть на каком­либо музыкальном  инструменте.  Ребенок имеет артистический талант, если он:  стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с  увлечением о чем­то рассказывает;  человеку, о котором рассказывает;  меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая  с большим желанием выступает перед аудиторией, причем  стремится, чтобы его зрителями были взрослые;  с удивляющей легкостью передразнивает чьи­то привычки, позы,  выражения;  пластичен, открыт всему новому;   любит и понимает значение красивой или характерной одежды.    6."Простая аналогия". С каким изображением вы можете соотнести  детскую одаренность и почему?  (Представим многочисленные способности человека в виде ветвей дерева: чем  больше этих частных способностей, чем выше уровень развития каждой – тем  мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем  гармоничней развиты эти частные способности (ветви), тем дерево выглядит  более органичным. И подобно тому, как у дерева, и крона в целом, каждая из  многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого,  общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности  произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью.).  7. Подведение итога игры.  8. Обратная связь.  Портрет одаренного ребенка     Модель одаренности:   Способности выше среднего или таланты;   Настойчивость и усердие в решении задач;   Креативность (творческий, созидательный подход ко всему),  выражающаяся в оригинальных способах достижения результатов.  Одаренных людей объединяет творческий поиск и новаторство.  Одаренность – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой  деятельности. Общей характеристикой одаренности является ярко  выраженная потребность познавать.  Одаренный ребенок  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно  задает вопросы.  2. вопросы.  Предлагает много идей, решений задач, ответов на  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво,  энергично отстаивает его.  4. 5. Склонен к рискованным действиям.  Обладает богатой фантазией, воображением; часто  озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор  6. в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.  Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.  Не конформист, не приспособленец, не боится отличаться  7. 8. 9. от других.  Конструктивно критичен, не принимает авторитарных  указаний без критического изучения.  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.  Условия, которые должны быть созданы в ДУ для развития способностей и  ранней одарённости дошкольников:   Развивающая среда (материальная база).   Компетентность педагога.   Программно­методическое обеспечение работы с одарёнными  детьми (программа, планирование, методическая литература и методические  рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический  инструментарий).   Диагностика.  Преемственность и система взаимодействия в работе всех  специалистов ДУ.   Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта.   Система работы с семьёй.   Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми.   Система индивидуальной работы с дошкольником.   Кружковая работа.   Эмоционально­психологический комфорт, адаптивная  образовательная среда   Право выбора вида деятельности для ребёнка.   Передовой педагогический опыт по проблеме.   Раннее выявление детских способностей и их развитие.   Система стимулирования педагогической деятельности.  Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости,  должен ЗНАТЬ:   Психологию одарённости   Нормативную базу по проблеме   Инновационные технологии   Методы выявления детской одарённости   Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды  детской одарённости   Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней  одарённости   Качественные характеристики необходимой развивающей  предметно­пространственной среды группы   Программы (комплексные и специализированные)   Современную научно­методическую литературу по проблеме   Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей   Возрастные особенности проявления признаков одарённости   Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка   Интересы ребёнка.   Социальные и материальные возможности семьи, семейный  психологический микроклимат.   Возможности для развития ребёнка в условиях семьи   Эффективные формы и методы работы с родителями.  Педагог, организующий работу с детьми с признаками ранней одарённости,  должен УМЕТЬ:   Создавать развивающую среду.   Создавать эмоционально­комфортную обстановку и благоприятный  психологический микроклимат в группе.   Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости  средствами наблюдений и диагностики.   Применять инновационные технологии и методики.  Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми   Проявлять свои личностные творческие способности.   Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности.   Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по  самообразованию)   Организовывать работу с родителями.   Вести разъяснительную работу с родителями о развитии детских  способностей и одарённости.   Организовывать взаимодействие с семьёй по прогнозированию  будущих достижений ребёнка.   Взаимодействовать со всеми специалистами ДУ, занимающимися с  одарённым ребёнком.   Осуществлять диагностико­аналитический подход к планированию  и организации работы с детьми.   Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком.   Разработать учебную программу кружковой работы.   Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки  вопросов.   Организовывать оптимальные формы работы с детьми.   Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей и  детей.  ТЕСТ­АНКЕТА  для обследования предрасположенности ребенка к различным видам  человеческой деятельности  Ребенок имеет очевидные технические способности, если он:  интересуется самыми разными механизмами и машинами;  любит конструировать моде¬ли, приборы;  сам докапывается до причин неисправностей механизмов или  аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;  может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы,  использовать старые де¬тали для создания новых игрушек, приборов,  поделок; находить оригинальные решения;  любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов;   интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической  литературой    Ребенок имеет музыкальный талант, если он:   любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где  можно послушать музыку;           очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно  вслушивается в них, легко их запоминает;  если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в  исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;  сочиняет свои собственные мелодии;  научился или учится играть на каком­либо музыкальном  инструменте.  У ребенка способности к научной работе, если он:  обладает явно выраженной способностью к пониманию и  использованию абстрактных по¬нятий, к обобщениям;  умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или  наблюдение;  любит читать или смотреть детскую техническую литературу  (или даже научно­популярные книжки), опережая в этом своих  сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной  литературе;  часто пытается найти собственное объяснение причин смысла  самых разнообразных событий;  с удовольствием проводит время за созданием собственных  проектов, конструкций, схем, коллекций;  не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение  или проект не поддержаны или осмеяны.  Артистический талант проявится у ребенка, если он:  часто когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой,                 жестами, движениями;  увлечением о чем­то рассказывает;  человеку, о котором рассказывает;  стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с  меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая  с большим желанием выступает перед аудиторией, причем  стремится, чтобы его зрителями были взрослые;  с удивляющей легкостью передразнивает чью­0то привычки, позы,  выражения;  пластичен , открыт всему новому;  любит и понимает значение красивой или характерной одежды.    У ребенка незаурядный интеллект, если он:   хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное,  улавливает причины и мотивы поступков других людей;  обладает хорошей памятью;  легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;  задает очень много продуманных и оправданных ситуацией  вопросов;    любит читать книги, причем по своей собственной программе;  обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно  является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему  скучно;   гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о  событиях и проблемах, не касающихся его непосредствен¬но (о мировой  политике, экономике, науке и т. д.);  обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла,  рассудителен не по годам, даже расчетлив;  очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно  остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.  У ребенка спортивный талант, если он:     очень энергичен и все время хочет двигаться;  смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;  почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой­ нибудь спортивной игре;  и лыжами, мячами и клюшками;  неизвестно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками лучше многих других сверстников физически развит и  координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;  предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры,  соревнования, даже бесцельную беготню;  кажется он никогда всерьёз не устает;  неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким­ нибудь одним, но у него есть свой герой­спортсмен, которому он явно или  втайне подражает.                 У ребенка литературное дарование, если он:  рассказывая о чем­либо, умеет придерживаться выбранного  сюжета, не теряет основную мысль;  любит фантазировать или импровизировать на тему  действительного события, причем придает событию что­то новое и необычное; выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова,  которые хорошо передают эмоциональные состояния, переживания и чувства  героев сюжета;  изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными,  очеловеченными;  любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать  писать роман о собственной жизни.  Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:  не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке  для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;  в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего­то  вполне удавшегося;  серьезно относится к произведениям искусства, становится  вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое либо  произведение искусств или пейзаж;   Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит,  комбинирует материалы и краски;  стремится создать какое либо произведение, имеющее очевидное  прикладное значение— украшение для дома одежды или что­нибудь  подобное;   не робеет высказывая собственное мнение о классических  произведениях причем может даже попробовать критиковать их, приводя  вполне разумные доводы.  Информация полученная в ходе обследования поможет вам выяcнить, к  каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать:  талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому,  чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует noвторять  неоднократно.  Особенности педагога, работающего с одаренными детьми  Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной  творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды  требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности  нестандартного поведения.  Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей  составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.  Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для  работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении,  приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их  деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка  рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты,  проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько  сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к  одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.  Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в  особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и  мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают  отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не  только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с  одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к  себе в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные  сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой  ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого,  постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных  требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если  существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся  бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не  является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято,  когда и зачем.  Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному  расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с  недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане  развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их  социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В  этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего  это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.  Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных  структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с  детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И  можно только удивляться равнодушию и где­то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть  ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно  анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом  временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности.  Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было  “подтвердить” свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период  воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью.  Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная  система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное  звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только  профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными  детьми.  Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь  нормативно­ролевых предписаний (субъектно­объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на  Земле (субъектно­субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот  мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще  А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать  себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время.  Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в  поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко  отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств  деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать  или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных  ситуаций при неизменных целях и идейно­нравственных основаниях.  Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в  собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к  экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги,  работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они  эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение  (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные  цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству. В формировании профессиональной и творческой активности педагога  выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его  личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и  государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А  ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами,  которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал  человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной  индивидуальности. Сегодня одаренными детьми называют: • детей с интеллектом выше среднего; • детей с высоким уровнем творческих способностей; •   детей,   достигших   успехов   в   определенных   областях   деятельности (юные музыкан­ты, художники, математики, шахматисты) ; • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность) . То   есть,   Одаренные   дети   ­   дети   с   достаточно   высоко   развитыми способностями.  Степень одаренности  • Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочислен­ная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.  • Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2 3 %.  • Третья — собственно одаренные (15 25 %).  •   Остальные   дети   входят   в   пределы   нормы   (70   %)  и   2­5%   относят   к умственно отста­лым.  1. Неприязнь к школе, к детскому саду и т.д. Такое отношение часто  появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для  одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут  появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не  интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.  Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные  требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти  стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными. 4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей  характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и  социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и  играть с детьми старшего возраста. Из­за этого им порой трудно становиться  лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.  Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей  характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не  достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.  6. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе  связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь  совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к  своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной  неадекватности и низкая самооценка. 7. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой  завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают  переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила,  которая приводит к высоким достижениям. 8. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более  восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они  склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим.  Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или  невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 9. Потребность во внимании взрослых. В силу природной  любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко  монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это  вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда  такого внимания. 10. Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной  терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном  развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими  презрение или нетерпение.

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"

Круглый стол для воспитателей ДОО "Одаренные дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017