Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
Широко известно высказывание В.И.Сухомлинского «ум ребенка – на кончиках его пальцев». Но этот ум тоже требует развитие, как и все остальное. Помочь развиться творчеству ребенка, поставить на верный путь, может взрослый. Что мы в своей работе и делаем.
В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обычных материалов, найти нестандартное применение тому, к чему все уже привыкли.
В ходе активного поиска выяснилось, что вермишель, рожки, макароны, лапша - это не только макаронные изделия, но и отличный поделочный материал.
Вообще, как известно, аппликация имеет очень большое значение в развитии ребенка, а именно:
· развивает художественное воображение и эстетический вкус;
· развивает конструкторское мышление - из частей собрать целое;
· развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги используются другие материалы - ткань, крупа, сухоцветы, соломка;
· помогает выучить цвета и формы;
· знакомит с понятием «технология» - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу.
Аппликация - увлекательнейший мир, который вы можете открыть для себя и своих детей! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок!
Мы организовали кружковую работу с детьми по созданию аппликаций с макаронными изделиями различной формы.
Работа с применением макаронных изделий способствуют развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такая деятельность оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Коллективные виды работ позволяют формировать у ребенка умение планировать свою деятельность, с учетом общей цели, распределять операции. Работа в малой группе, небольшом коллективе способствует формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи. Результаты своего труда дети могут увидеть на стенах детского сада в качестве оформления, на различных выставках, конкурсах, что несомненно благоприятно скажется на эмоциональном настрое, гордости за выполненную работу.
Самый ответственный момент – раскрасить изделия. Одни остаются некрашеными: естественный макаронный цвет тоже очень симпатично выглядит. Другие становятся зелеными, розовыми, красными, перламутровыми… Раскрашивать макаронные изделия детям очень нравится – гуашь замечательно ложится – получается яркий устойчивый цвет.
А какие замечательные, удивительные работы получаются из макаронных изделий! Картины, сувениры, бусы, ожерелья, шкатулки, вазочки – все это воспитанники с большим удовольствием делают из различных макаронных изделий (колесиков, палочек, звездочек, бантиков, перьев, ракушек).
На наш взгляд, доступность и разнообразие макаронный изделий позволяют широко использовать данный материал в работе с детьми.
Кружковая работа проводится 2 раза в месяц.
Создание условий
Чтобы успешно работать по данной теме, нам надо было создать необходимые условия. В центре детского творчества, который находится в нашей группе, представлены следующие материалы для аппликации из макаронных изделий:
· разнообразные макаронные изделия (лапша, вермишель, колесики, палочки, звездочки, бантики, перья, ракушки,),
· гуашь,
· акварель,
· подкладные клеенки для раскрашивания макаронных изделий,
· кисти клеевые и для рисования,
· клей ПВА,
· разноцветный картон,
· цветной картон,
· альбомные листы.
Перспективное планирование по работе кружка
«Макаронная фантазия» (аппликация из макарон)
для детей дошкольного возраста
Цель: Развитие творческих способностей детей
Задачи:
· познакомить детей с аппликацией из макарон, основными способами приклеивания макаронных изделий;
· расширять знания об использовании и художественной обработке современных материалов;
· побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах с помощью макаронных изделий.
· способствовать развитию у детей воображения, творчества.
· развивать цветовое восприятие, абстрактное мышление;
· развивать речь и навыки общения в группе;
· развивать мелкую моторику пальцев;
· воспитывать у ребенка художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление;
· воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд.
Сентябрь
№ |
Тема |
Цели |
Оборудование |
Художеств. слово. |
1. |
«Раскрашивание макарон» |
Познакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; учить аккуратно раскрашивать мароны для создания будущих работ; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. |
- макаронные изделия различной формы; -гуашь; - кисти для рисования; - стаканчики для воды; - подкладные клеенки для раскрашивания макаронных изделий; - магнитофон |
|
2. |
«В саду созрели яблоки» |
Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; воспитывать у ребенка художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление; воспитывать интерес к работе с необычными материалами. |
-цветной картон; - ножницы; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
Загадка: Я румяную Матрёшку От подруг не оторву, Подожду, когда Матрёшка Упадёт сама в траву. (Яблоко) |
Октябрь
№ |
Тема |
Цели |
Оборудование |
Художеств. слово |
1. |
«Наши домашние любимцы» (кошка, собака)
|
Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; воспитывать интерес к работе с необычными материалами, аккуратность |
- цветной картон; - ножницы; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
Загадки: Я умею чисто мыться не водой, а языком, мяу! Как мне часто снится Блюдце с тёплым молоком. (Кошка) Гладишь – лаская Дразнишь – кусается. (Собака). |
2. |
«Игрушка мяч»
|
Продолжать учить детей работать с макаронными изделиями; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах; работать в паре; прислушиваться друг к другу.
|
- коробки картонные из-под конфет; - трафарет рыбок; - бисер; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
Мой веселый звонкий мяч Ты куда пустился вскачь..Красный .желтый голубой .Не угнаться за тобой. |
Ноябрь
№ |
Тема |
Цели |
Оборудование |
Художеств. слово |
1. |
«Новый наряд для куклы Даши» |
Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; воспитывать интерес к работе с необычными материалами, аккуратность. |
- картон; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
Беседа о том. как и чем украшают праздничную одежду. |
2. |
« Дымковская игрушка» |
Продолжать учить детей создавать аппликацию из макаронных изделий; аккуратно приклеивать; воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. |
- цветной картон - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
Чем знаменито Дымково? В ней что-то есть от радуги,
|
Декабрь
№ |
Тема |
Цели |
Оборудование |
Художеств. слово |
1. |
«Раскрашивание макарон» |
Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. |
- макаронные изделия различной формы; -гуашь; - кисти для рисования; - стаканчики для воды; - подкладные клеенки для раскрашивания макаронных изделий; - магнитофон |
|
2. |
«Птица - Снегирь » |
Продолжать учить детей работать с такими материалами как соленое тесто и макаронные изделия; создавать объемную работу; воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. |
- кисти клеевые; - подставки для кисточек; - подкладные клеенки; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - нитки №10; - магнитофон |
«Снегири» Попросили снегири |
Январь
№ |
Тема |
Цели |
Оборудование |
Художеств. слово |
1. |
«Снеговик» |
Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; воспитывать интерес к работе с необычными материалами, аккуратность. |
- цветной картон; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
«Снеговик» Появился во дворе Он в холодном январе Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой К ветру зимнему привык Наш приятель . . .(снеговик) |
2. |
«Шкатулка для украшений» |
Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать объемные работы; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. |
- картонные коробочки; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
Стихотворение «Шкатулка». Ты не найдёшь, ходя по свету, |
Февраль
№ |
Тема |
Цели |
Оборудование |
Художеств. слово |
1. |
«Снежная горка» |
Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. |
- цветной картон; - ножницы; - шаблоны домиков различной конфигурации; - кисти клеевые; - подкладные клеенки; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
|
3. |
«Светофор -Красный желтый зеленый» |
Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. |
- цветной картон; - ножницы; - простые карандаши; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - подкладные клеенки; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
Светофор - наш верный друг, |
Март
№ |
Тема |
Цели |
Оборудование |
Художеств. слово |
1. |
«Раскрашивание макарон» |
Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. |
- макаронные изделия различной формы; -гуашь; - кисти для рисования; - стаканчики для воды; - подкладные клеенки для раскрашивания макаронных изделий; - магнитофон |
|
2. |
«Подарок для любимой мамочки»
|
Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. |
- цветной картон; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - подкладные клеенки; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
У мамы моей праздник Цветы ей подарю. Маму поздравляю, Песенку спою А в песней этой самой Немного слов совсем Очень люблю маму И это скажу, всем.
|
Апрель
№ |
Тема |
Цели |
Оборудование |
Художеств. слово |
1. |
«Ракета» |
Продолжать учить детей работать с такими материалом как макаронные изделия; создавать сюжетные композиции; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд |
- альбомные листы; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - подкладные клеенки; - клей ПВА; - макаронные изделия разных формы; - магнитафон |
Загадка: Чудо птица – алый хвост Прилетела в стаю звезд. (Ракета). |
2. |
«Царь зверей» |
Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. |
- цветной картон; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
Загадка про льва. Царь зверей раскатисто рычит, Всех зверей собрать спешит На камень грандиозно сев Скажите, кто же это ? Лев могуч и гладок Любит он во всём порядок Лишь причёска подкачала- Льву одной расчёски мало. |
Май
№ |
Тема |
Цели |
Оборудование |
Художеств. слово |
1. |
«Праздничный салют к 9 Маю» |
Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать оригинальные работы |
-основы из картона в форме яйца; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - клей ПВА; - макаронные изделия; - фломастеры; - магнитафон
|
Стихотворение про салют. Вдруг из чёрной темноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, пунцовые, золотые, Распускаются цветы, Небывалой красоты. И все улицы под ними, тоже стали голубыми, Разноцветными. |
2. |
«Красивая божья коровка» |
Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. |
- листы с подготовленным фоном – нарисованными стеблями и листьями; - кисти клеевые; - подставки для кисточек; - клей ПВА; - макаронные изделия различной формы; - магнитофон |
Стихотворение: «Про жука» Я нашла себе жука на большой ромашке.. Не хочу держать в руках, Пусть лежит в кармашке.. |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка. 3-6 стр.
2.Возрастные особенности детей 4-5лет. 7-11 стр.
3.Перспективно-тематический план. 12-20стр.
4.Список литературы 21стр
5.Диагностика.
а) первое полугодие 22стр
б) второе полугодие 24стр
Список литературы:
1. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа.
2. Программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
3. Художественная литература (стихи, загадки, потешки, песни).
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.