Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе: ______________/ Бер Т.И.. от «____»__________2019 г.
|
Утверждаю: Директор КГУ «Журавлёвская средняя школа» ________/Баймагамбетова В.С. |
Календарно - тематическое планирование кружка
«Активисты школьного музея»
(поисково-исследовательская работа)
на 2019-2020 учебный год
9 класс
Автор – составитель: Аликадиева Р.Р.
руководитель музея, учитель истории
КГУ «Журавлевская средняя школа»
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Образовательная программа кружка «Активисты школьного музея»
Срок реализации программы: 1 год
Направление: поисково-исследовательская работа
Возраст обучающихся по программе детей: 13-16
лет, учащиеся 9 класса
Место: историко – краеведческий музей при КГУ «Журавлёвская средняя школа»
Время проведения: среда, 17.00.часов
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Минобразование Казахстана рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями общества охраны памятников истории и культуры.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, активисты музея приобретают уважение к прошлому, развивают бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Активисты школьного музея» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 9 класса в течение 1 года в объеме 34 часов и предназначена для учащихся средней школы.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.
Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и учащихся школы.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми музея родного села, ознакомить с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, умение вести инвентарную ведомость.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности, развивает лидерские качества.
По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской и научной работы, основные термины, применяемые в музейном деле и уметь проводить экскурсии для посетителей музея.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, конкурс экскурсоводческого мастерства, создание мануалов).
Цель программы:
ü создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
ü помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
ü формировать навыки экскурсовода и умения брать интервью
ü умение работать с нормативными документами музея
Задачи программы:
ü знакомство с историей музейного дела и с историко-краеведческим музеем школы;
ü развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
ü развитие самостоятельности и инициативы.
Музейная педагогика дает возможность:
ü осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
ü сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников
ü раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
ü попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
ü объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
ü организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
ü Развивать навыки поисковой и исследовательской работы;
ü Воспитывать патриота и активиста школьного музея.
Направления деятельности программы кружка:
ü Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
ü Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
ü Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
ü Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно и комфортно.
ü Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
ü Разработка перспективного плана работы школьного музея и работа по его реализации
Формы организации работы с музейной аудиторией:
ü лекции;
ü экскурсии;
ü консультации;
ü киносеансы;
ü встречи с интересными людьми;
ü исторические игры, викторины;
ü проектная и исследовательская деятельность;
ü использование интернет – технологий;
ü создание видеопрезентаций;
ü посещение школьных музеев района
ü оформление выставок, обновление и реставрация экспозиций;
ü встречи с ветеранами войны.
Ожидаемые результаты программы кружка:
1) В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, села, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Республики Казахстан в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей РК.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью метапредметных обобщений.
Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения с использованием трех базовых методик:
- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить обучающихся, а обогатить педагога и ребенка);
- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.
Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у обучающихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Календарно-тематическое планирование
(поисковая работа)
№ |
Наименование темы |
часы |
сроки |
Раздел №1 «Введение в музееведение», 3 часа |
|||
1 |
Введение в курс кружка «Активисты школьного музея». Инструктаж по т/б |
1 |
04.09.19 |
2 |
Основы музейного дела. Основные понятия и термины музееведения. |
1 |
11.09.19 |
3 |
Экскурсоводческое дело. Выбор экскурсоводов среди учащихся. |
1 |
18.09.19 |
Раздел №2 «Поэзия родной природы» - 5 часов |
|||
4 |
Изучение природно-географического положения нашего села на карте. Подбор карт. |
1 |
25.09.19 |
5 |
Изучение флоры села и края. |
1 |
02.10.19 |
6 |
Изучение фауны села и края. |
1 |
09.10.19 |
7 |
Сбор информации о флоре и фауне нашего села через разные источники: СМИ, интернет ресурсы, фото и видео материал. |
1 |
16.10.19 |
8 |
Работа с экспонатами по данному разделу. Реконструкция и замена материала по необходимости. Проведение экскурсии. |
1 |
23.10.19 |
Раздел №3 «Образование и становление села», 9 часов |
|||
9 |
История образования села Журавлевка. |
1 |
06.11.19 |
10 |
Встреча с жителями села. Взятие интервью. Экскурсия. |
1 |
13.11.19 |
11 |
Мариинское восстание. Подбор фото и видео материала о памятнике периода Гражданской войны. |
1 |
20.11.19 |
12 |
Имена героев ВОВ, героев нашего села. Знакомство с их подвигами. |
1 |
27.11.19 |
13 |
Внесение в книгу памяти новых имен и фактов их жизни. |
1 |
04.12.19 |
14 |
История совхоза «Журавлевский». |
1 |
11.12.19 |
15 |
Знакомство с тружениками села, сбор информации о их подвигах. |
1 |
18.12.19 |
16 |
Сбор информации по данному разделу в СМИ и дополнительных источниках. |
1 |
25.12.19 |
17 |
Оформление брошюры по теме «Мое село, мое Отечество!» |
1 |
15.01.20 |
Раздел №4 « Герои нашего села», 5 часов |
|||
18 |
Выявить имена героев нашего села, привести доказательства. |
1 |
22.01.20 |
19 |
Собрать информацию о судьбах героев, фото и видео материал. |
1 |
29.01.20 |
20 |
Систематизация информации в форме брошюры. |
1 |
05.02.20 |
21 |
Оформить и подать материал в типографию на создание «Аллеи памяти» |
1 |
12.02.20 |
22 |
Подготовка и проведение концерта для населения «Герои живут среди нас». Проведение экскурсии. Выставка. |
1 |
19.02.20 |
Раздел №5 «История школы», 5 часов |
|||
23 |
Изучение информации о создание школы. |
1 |
26.02.20 |
24 |
Работа по сбору информации о ветеранах педагогического труда. |
1 |
04.03.20 |
25 |
Работа по сбору информации о ветеранах педагогического труда. |
1 |
11.03.20 |
26 |
История наших учителей сегодня. Сбор информации. |
1 |
18.03.20 |
27 |
Создание альбома «Гордое имя учитель!» |
1 |
08.04.20 |
Раздел №6 «Наши выпускники – наша гордость», 4 часа |
|||
28 |
Сбор информации о выпускниках и их достижениях. Фото и видео материал. |
1 |
15.04.20 |
29 |
Сбор информации о выпускниках и их достижениях. Фото и видео материал. |
1 |
22.04.20 |
30 |
Оформление стенда о выпускниках. |
1 |
29.04.20 |
31 |
Создание брошюры «Наши выпускники – наша гордость!» |
1 |
06.05.20 |
Раздел №7 «Подведение итогов работы кружка», 3 часа |
|||
32-33 |
Разработка мануала по работе школьного историко-краеведческого музея. Работа в группах. |
2 |
13.05.20 |
34 |
Презентация и защита мануалов. |
1 |
20.05.20 |
Используемая литература:
1. Музееведение. Музеи исторического профиля. — Москва, 1988.
2. Гиндина Н.Г. ,Фоломеев Б. А. ,Шкурко А. И. «Учёт и хранение фондов школьных музеев», Москва, издательство «Просвещение»,1972 г.
3. Школьные музеи: пособие для учителей, Гл.ред. Элькин Г.Ю., Огрызка З.А., 1972
4. Казахская ССР: краткая энциклопедия, Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: 1991 год
5. Энциклопедия, Гл. ред. Козыбаев М. К.. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983.
6. Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 «О памятниках истории и культуры Казахской ССР Республиканского значения».
7. Интернет ресурсы: сайт «Главные музеи Казахстана»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.