Кружок "Функциональная грамотность"
Оценка 4.6

Кружок "Функциональная грамотность"

Оценка 4.6
docx
25.01.2024
Кружок "Функциональная грамотность"
Функциональная грамотность.docx

 

ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

 1 - 4 КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

 

 

 

 

Учитель нач.классов : Борисенко О.Н.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей третьеклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОтность»

            Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом

Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе, результатов участия российских школьников в международных исследованиях PIRLS, TIMS):

– недостаточно владеют смысловым чтением;

– не справляются с задачами на интерпретацию информации;

– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;

– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.


 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно- научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач:

- формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- находить и извлекать информацию из различных текстов;

- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;

- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т. д

- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Программа курса «Функциональная грамотность» разработана на три года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 102 часа (34 часа в каждом классе). Весь курс состоит из 4 блоков : - читательская грамотность (по 8 часов в каждом классе) ; - математическая грамотность (по 8 часов в каждом классе); - компьютерная грамотность (по 8 часов в каждом классе); - грамотность в естественных науках (по 8 часов в каждом классе)..

Содержание программы

      Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно- научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

–  способность проводить математические рассуждения;

–  способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

–  способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно- научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

·  степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

·  поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

·  результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

·        косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

 

 



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА

 

п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-вочасов

Дата

Виды деятельности

Формапроведения занятия

Электронные(цифровые)образовательные ресурсы

1.Блок «Читательская грамотность»

1

Виталий Бианки. Лис и мышонок

1

 

Игровая

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

2

Русская народная сказка.

Мороз и заяц

1

 

Познавательная

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

 3

Владимир Сутеев. Живые грибы

1

 

Научно-познавательная

Викторина

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

4

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

1

 

Игровая

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

5

Михаил Пляцковский.  Урок дружбы

1

 

Познавательная

Дискуссия

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

 

6

Грузинская сказка. Лев и заяц

1

 

Деятельность общения

Парная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

7

Русская народная сказка.

Как лиса училась летать

1

 

Познавательная

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8

Евгений Пермяк. Четыре брата

1

 

Игровая

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Итогопо разделу

8

 

 

 

 

 

9

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

1

 

Познавательная

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

 10

Про козу, козлят и капусту

1

 

Учебная

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11

Про петушка и

жерновцы

1

 

Познавательная

Парная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

12

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

1

 

Познавательная

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

13

Про наливные яблочки

 

1

 

Учебная

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

14

Про Машу и трёх медведей

 

1

 

Игровая

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

15

Про старика, старуху, волка и лисичку

1

 

Познавательная

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

16

Про медведя, лису и мишкин мёд

1

 

Учебная

Викторина

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

Итого по разделу

8

 

3.Блок «Финансовая грамотность»

17

За покупками

1

 

Игровая

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

18

Находчивый  Колобок

1

 

Игровая

Квиз

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

19

День рождения

Мухи-Цокотухи

1

 

Игровая

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

20

Буратино и карманные деньги

1

 

Познавательная

Работа в парах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

21

Кот Василий

продаёт молоко

1

 

Деятельность общения

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

22

Лесной банк

1

 

Познавательная

Беседа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

23

Как мужик и медведь прибыль делили

1

 

Познавательная

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

24

Как  мужик золото менял

1

 

Учебная

Работа в парах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

8

 

3.Блок «Естественно- научная грамотность»

25

Как Иванушка хотел попить водицы

1

 

Научно-познавательная

Проведение опыта

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

26

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

1

 

Познавательная

Работа в парах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27

Про репку и другие корнеплоды

1

 

Игровая

Викторина

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

28

Плывёт, плывёт кораблик

1

 

Научно-познавательная

Беседа с обсуждением

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

29

Про Снегурочку и превращения воды

1

 

Игровая

Проведение опыта

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

30

Как делили апельсин

1

 

Научно-познавательная

Беседа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

1

 

Игровая

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

32

Иванова соль

1

 

Познавательная

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

33

Владимир Сутеев. Яблоко.

1

 

Игровая

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

9

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

 

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА

№п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол=во

 часов

Дата

Виды деятельности

Форма проведения занятия

Электронные ( цифровые) образовательные ресурсы

1

Михаил Пришвин. Беличья память

 

1

 

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

 

2

Про беличьи запасы

 

1

 

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным.

Викторина

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

3

Беличьи

деньги

 

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Дискуссия

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

4

Про белочку и погоду

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Парная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

5

И. Соколов-Микитов.

В берлоге

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

 

6

Медвежье

потомство

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

 

7

Повреждённые и фальшивые деньги

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Мозговой штурм

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

 

8

Лесные сладкоежки

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Квиз

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

9

Лев Толстой. Зайцы

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10

Про зайчат и зайчиху

1

 

 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11

Банковская карта

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

12

Про Зайчишку и овощи

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самост.работа

 

13

Николай Сладков. Весёлая игра

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре

 

14

Лисьи забавы

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

15

Безопасность

денег на

банковской карте

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

16

Лисьи норы

 

1

 

 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

17

Обыкновенные

кроты

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

18

Про крота

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

19

Про кредиты

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

20

Корень – часть растения

1

 

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности:

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

 

21

Эдуард Шим.

Тяжкий труд

1

 

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

22

Про ежа

1

 

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

23

Про вклады

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

24

Занимательные особенности яблока

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

25

Полевой

хомяк

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

26

Про полевого

хомяка

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Викторина

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27

Ловушки для денег

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию .Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

28

Про хомяка и его запасы

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

29

Про бобров

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Беседа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

30

Бобры-строители

1

 

Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Работа в группе

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

31

Такие

разные деньги

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

32

Материал для плотин

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

33

Позвоночные животные

1

 

Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

 

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА

 

п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

Форма проведения занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

РАЗДЕЛ 1.  

1

Про дождевого червяка

 

1

 

Сформировать установку на активное участие в решении задач, осознанием важности образования.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

2

Дождевые черви

 

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Викторина

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

3.

Кальций

 

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Дискуссия

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

4.

Полезный кальций

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

 

Парная работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

5.

Сколько весит облако

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/

6.

Про облака

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с обсуждением

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

 

7.

Хлеб – всему голова

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

8.

Про хлеб и дрожжи

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

9

Про мел

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10.

Интересное вещество – мел.

1

 

 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

 

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11.

Про мыло

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

12.

Чем интересно мыло и как оно «работает»

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Групповая работа

 

13

История свечи

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре

 

14.

Про свечи

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

15.

Магнит

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

16.

Волшебный магнит

 

1

 

 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

 

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

17.

Проверочная работа

1

 

Выполнение заданий по заданной инструкции.

Самостоятельная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

18.

Что такое «бюджет»

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

19.

Расходы и доходы бюджета

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

20.

Семейный бюджет

1

 

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

21.

Планируем семейный бюджет

1

 

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. Развитие интереса к сотрудничеству.

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

22.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

 

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

23.

Подсчитываем семейный доход

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

24.

Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные доходы.

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

 

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

25.

Пенсия и пособия

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

26.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш.

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

 

Групповая работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27.

Подсчитываем случайные нерегулярные доходы

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

28.

На что тратятся семейные деньги?

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

29.

Подсчитываем расходы

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Работа в паре

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

30.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

 

Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Работа в группе

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

31.

Расходы на обязательные платежи.

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

32.

Как сэкономить семейные деньги?

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

 

Работа в паре

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

33.

Подсчитываем сэкономленные деньги

1

 

Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

34.

Проверочная работа

1

 

Выполнение действий по заданной инструкции

Самостоятельная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

34

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА

п/п

Наименование разделов

и тем программы

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

Форма проведения занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

РАЗДЕЛ 1.  

1.

 Старинная  женская одежда

 

1

 

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования.

Беседа.Практическая работа.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

2.

Старинные женские головные уборы

 

1

 

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным.

Викторина.

Практическая работа.

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/);

3.

Старинная мужская одежда и головные уборы

 

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Дискуссия.

Практическая рабоата.

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

4.

Жилище крестьянской семьи на Руси

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Парная работа.

Практическая работа.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

5.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самостоят. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

6.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа с обсуждением.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

7.

История  посуды на Руси

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Мозговой штурм

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

8.

Какие деньги были раньше в России

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Квиз

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

9

Томат

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа.

Работа в паре.

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

10.

Болгарский перец

1

 

 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

11.

Картофель

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

12.

Баклажан. Семейство Паслёновые

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Самост.работа

 

13

Лук

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре

 

14.

Капуста

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

15.

Горох

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности.

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

16.

Грибы

1

 

 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

17.

Творческая работа

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Практическая работа.

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

18.

Потребительская корзина

1

 

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

19.

Потребительская корзина

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

20.

Прожиточный

минимум

1

 

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности:

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

21.

Инфляция

1

 

Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

 

Работа в группах

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

22.

Распродажи, скидки, бонусы

1

 

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Беседа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

23.

Распродажи, скидки, бонусы

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

24.

Благотворительность

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

 

Парная работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

25.

Страхование

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа, игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

26.

В бассейне

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Викторина

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

27.

Делаем ремонт

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

28.

Делаем ремонт

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Самост. работа

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

29.

Праздничный торт

1

 

Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений.

Беседа.

Практическая работа

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

30.

Обустраиваем  участок

1

 

Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

 

Работа в группе

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

31.

Поход в кино

 

1

 

Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

32.

Поход в кино

 

1

 

Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения.

Работа в паре.Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

33.

Отправляемся в путешествие

1

 

Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности.

Беседа.Игра

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)

34.

Составляем словарик по финансовой грамотности

1

 

Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности.

Игра

Портал ИСРО РАО

http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

34

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО   ПРОГРАММЕ

34

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: 
https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ.

1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).

3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».

4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах

Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных…

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных…

- находить и извлекать информацию из различных текстов; - привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем; - развивать у детей способность самостоятельного…

- находить и извлекать информацию из различных текстов; - привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем; - развивать у детей способность самостоятельного…

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений

Планируемые р езультаты освоения курса

Планируемые р езультаты освоения курса

Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу;

Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу;

Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить…

Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить…

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять…

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять…

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;…

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;…

Оценка достижения планируемых результатов

Оценка достижения планируемых результатов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

РЭШ, https :// fg . resh . edu

РЭШ, https :// fg . resh . edu

Итого по разделу 8 3

Итого по разделу 8 3

Про репку и другие корнеплоды 1

Про репку и другие корнеплоды 1

Беседа Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg

Беседа Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg

Про зайчат и зайчиху 1

Про зайчат и зайчиху 1

Обыкновенные кроты 1

Обыкновенные кроты 1

Занимательные особенности яблока1

Занимательные особенности яблока1

Бобры-строители 1

Бобры-строители 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Хлеб – всему голова 1

Хлеб – всему голова 1

Проверочная работа 1 Выполнение заданий по заданной инструкции

Проверочная работа 1 Выполнение заданий по заданной инструкции

Откуда в семье берутся деньги?

Откуда в семье берутся деньги?

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4

Болгарский перец 1 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Болгарский перец 1 Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Работа в группах Портал ИСРО

Работа в группах Портал ИСРО

Поход в кино 1

Поход в кино 1

Лаборатория функциональной грамотности : https://rosuchebnik

Лаборатория функциональной грамотности : https://rosuchebnik
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2024