Кружок по музею "Музей воспитывает юных. Основы музейного дела"

  • docx
  • 10.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кружок по музею 6 класс.docx

Согласовано:

Заместитель директора

по воспитательной работе:

______________/Бер Т.И.

от «____»__________2019 г.

 

Утверждаю:

Директор КГУ «Журавлёвская средняя школа»

________________/Баймагамбетова В.С.

 

 

 

 

 

 

 

Календарное планирование кружка

«Музей воспитывает юных. Основы музейного дела»

на 2019-2020 учебный год

6 класс

 

 

 

 

 

Автор – составитель: Аликадиева Р.Р.

руководитель музея, учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГУ «Журавлевская средняя школа»

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Образовательная программа кружка «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела»

Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся по программе детей:  10-13 лет, учащиеся 6 класса

Место: историко – краеведческий музей при КГУ «Журавлёвская средняя школа»

Время проведения: среда, 16.00 часов

 

Школьный историко – краеведческий музей – основная база патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений.

В соответствии с Государственной программой «Рухани Жангыру» разработана образовательная программа музееведческого кружка «Музей воспитывает юных. Основы музейного дела» патриотической направленности. В программе отражены основные цели и задачи, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, верности Отечеству, развитие интереса к историческим ценностям.

Данная программа ориентирована на учащихся 5-7 классов (10-13 лет). Сроки реализации программы 2019-2020 учебный год.

 

Цель программы: формирование личности гражданина и патриота Республики Казахстан, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

 

Задачи программы:

1.      Изучение истории родного края, школы, их исторических и культурных ценностей;

2.      Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли Казахстана в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

3.      Воспитание личности гражданина - патриота Казахстана, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;

4.      Обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания;

5.      Формирование навыков работы в музее;

6.      Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;

7.      Воспитание творческого подхода к решению любых задач;

8.      Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.

 

 

 

Механизм реализации программы: 

  • Изучение символики Республики Казахстан, Акмолинской области, города Кокшетау. 
  • Изучение флоры и фауны родного края Республики Казахстан;
  • Изучение архивных документов находящихся в историко-краеведческом музее школы;
  • Проведение поисковой работы по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы;
  • Встречи с ветеранами войны и труда; 
  • Информационное обеспечение мероприятий;
  • Совместная работа со школьной библиотекой и другими подразделениями школы

 

Основные направления работы
1. Усвоение теоретических знаний;
2. Формирование практических навыков.

Формы и методы работы.

1.      Словесные, наглядные, практические 

2.      Проектно-исследовательская деятельность   

3.      Активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет-ресурсов.

В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, руководитель музея  намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:

  • лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО); 
  • семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала; 
  • научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов); 
  • оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций); 
  • организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).

 

 Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом: 
- проведение экскурсий в школьном музее, 
- встречи с интересными людьми, 
- выступления членов кружка на занятиях,
- обсуждение работы кружка,
- реализация социальных проектов.

Программа кружка составлена для учащихся школы на 1 год обучения (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю – по 1 часу. Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

Обучающийся должен знать:

1.      Функции музея в целом, в том числе школьного музея;

2.      Фондовую работу музея;

3.      Направления деятельности музея;

4.      Основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;

5.      Методику проектно-исследовательской деятельности и оформление работ;

6.      Формы и методы просветительной и образовательной работ в музее.

 

Уметь:

1.      Вести поиск музейных материалов

2.      Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;

3.      Оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;

4.      Провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;

5.      Вести интервьюирование;

6.      Работать с источниками исследований;

7.      Писать и оформлять исследовательские работы;

8.      Составлять и оформлять социально-значимые проекты;

9.      Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой 

 

Ожидаемые результаты программы:

1.      Формирование личности гражданина и патриота Республики Казахстан

2.      Расширение знаний о родном крае.

3.      Развитие познавательной деятельности.

4.      Привитие любви к своей Родине.

5.       Освоение навыков музейного дела.

6.     Сохранение культурного наследия для будущих поколений


 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

часы

сроки

Раздел №1 «Введение в музееведение» - 7 часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

04.09.19

2

Введение  в  музееведение. Общее понятие о музее.

1

11.09.19

3

Общее понятие о типах и профилях  музея.

1

18.09.19

4

Классификация  музейных  предметов.

1

25.09.19

5

Знакомство с историко-краеведческим музеем школы. Классификация блоков музея.

1

02.10.19

6

Музейная  терминология.

1

09.10.19

7

Практическое  занятие: Деловая игра «Музейные слова» 

1

16.10.19

Раздел №2 «Краеведение и школьные  музеи РК» -3 часа

8

Развитие культуры, образования, их влияние  на развитие  краеведения.

1

23.10.19

9

Краеведение и школьные  музеи  на современном  этапе.

1

06.11.19

10

Практическое  занятие -  игра «Символика РК и края»

1

13.11.19

Раздел №3 «Школьный  музей: его  специфика и место  в музейной  сети»-3 часа

11

Школьный  музей  в системе образования.

1

20.11.19

12

Нормативная  база историко-краеведческого музея.

1

27.11.19

13

Практическое  занятие -  виртуальное посещение одного из школьных музеев нашего района.

1

04.12.19

Раздел №4 « Краеведческо-поисковая работа   школьного  музея» -21 час

14

Формы  краеведческой  работы. Распределение обязанностей.

1

11.12.19

15

Природа родного края. Умение оформлять календарь погоды.

1

18.12.19

16

Знакомство с историей образования села.

1

25.12.19

17

Мариинское восстание. Знакомство с памятником.

1

15.01.20

18

ВОВ и ее герои.

1

22.01.20

19

Поисковая работа: сбор информации своих героев.

1

29.01.20

20

Подготовка информации для создания баннера «Никто не забыт, ничто не забыто!»

1

05.02.20

21

Знакомство с историей  целины села Журавлевка.

1

12.02.20

22

Поисковая работа: сбор информации о первоцелинниках.

1

19.02.20

23

Образование совхоза «Журавлёвский»

1

26.02.20

24

Изучение газетных вырезок того времени.

1

04.03.20

25

Поисковая работа: герои – труженики села.

1

11.03.20

26

Подвиг лейтенанта Котенко И.Л. Сбор информации.

1

18.03.20

27

Подвиг торпедиста Носачева В.Г. Сбор информации.

1

08.04.20

28

Знакомство с воинами-интернационалистами.

1

15.04.20

29

Образование и развитие КГУ «Журавлевская средняя школа»

1

22.04.20

30

Ветераны педагогического труда. Сбор информации.

1

29.04.20

31

Наши выпускники – наша гордость.

1

06.05.20

32

33

Практическое  занятие: результаты  краеведческой  деятельности. Проект по одной из изученных тем.

2

13.05.20

34

Практическое  занятие: Защита проектов учащимися 5 класса.

1

20.05.20

 

 

 

Используемая литература:

1.     Музееведение. Музеи исторического профиля. — Москва, 1988.

2.     Гиндина Н.Г. ,Фоломеев Б. А. ,Шкурко А. И. «Учёт и хранение фондов школьных музеев», Москва, издательство «Просвещение»,1972 г.

3.     Школьные музеи: пособие для учителей, Гл.ред. Элькин Г.Ю., Огрызка З.А., 1972

4.     Казахская ССР: краткая энциклопедия, Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: 1991 год

5.     Энциклопедия, Гл. ред. Козыбаев М. К.. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983. 

6.     Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 «О памятниках истории и культуры Казахской ССР Республиканского значения».

7.     Интернет ресурсы: сайт «Главные музеи Казахстана»