Рассмотрено на заседании МО «Искусство слова» Протокол №__ от «____»__________2018 г Руководитель МО ______________/Коргун Л.П.
|
Согласовано: Заместитель директора по учебной работе: ______________/Фролова И.А. от «____»__________2018 г.
|
Утверждаю: Директор КГУ «Журавлёвская средняя школа» ________/Баймагамбетова В.С. |
Календарно - тематическое планирование
факультатива «Музейное дело»
на 2018-2019 учебный год
8 класс
Автор – составитель: Аликадиева Р.Р.
руководитель музея
КГУ «Журавлевская средняя школа»
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Образовательная программа факультатива «Музейное дело»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся по программе детей: 11-15
лет, учащиеся 8 класса
Место: историко – краеведческий музей при КГУ «Журавлёвская средняя школа»
Время проведения: среда, 17.00.часов
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 8 класса в течение 1 года в объеме 34 часов и предназначена для учащихся средней школы.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.
Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и учащихся школы.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми музея родного села, ознакомить с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, умение вести инвентарную ведомость.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле и уметь проводить экскурсии для посетителей музея.
Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, конкурс экскурсоводческого мастерства, создание мануалов).
Цель программы:
ü создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
ü помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
ü формировать навыки экскурсовода и умения брать интервью
ü умение работать с нормативными документами музея
Задачи программы:
ü знакомство с историей музейного дела и с музеем города;
ü развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
ü развитие самостоятельности и инициативы.
Музейная педагогика дает возможность:
ü осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
ü сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников
ü раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
ü попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
ü объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
ü организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Направления деятельности программы кружка:
ü Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
ü Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
ü Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
ü Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно и комфортно.
ü Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
ü Разработка перспективного плана работы школьного музея и работа по его реализации
Формы организации работы с музейной аудиторией:
ü лекции;
ü экскурсии;
ü консультации;
ü киносеансы;
ü встречи с интересными людьми;
ü исторические игры, викторины;
ü проектная и исследовательская деятельность;
ü использование интернет – технологий;
ü создание видеопрезентаций;
ü посещение школьных музеев района
ü оформление выставок, обновление и реставрация экспозиций;
ü встречи с ветеранами войны.
Ожидаемые результаты программы кружка:
1) В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, села, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Республики Казахстан в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей РК.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование темы |
часы |
сроки |
Раздел №1 «Введение в музееведение», 3 часа |
|||
1 |
Введение в курс кружка «Музейное дело». Инструктаж по т/б |
1 |
05.09.18 |
2 |
Музей - хранитель местной истории. Основы музейного дела. Основные понятия и термины музееведения. |
1 |
12.09.18 |
3 |
Экскурсоводческое дело. Выбор экскурсоводов среди учащихся. |
1 |
19.09.18 |
Раздел №2 «Учет и хранение фондов школьного музея» - 9 часов |
|||
4 |
Изучение нормативной базы и архивных документов школьного музея. |
1 |
26.09.18 |
5 |
Знакомство с экспонатами из фонда школьного музея. |
1 |
03.10.18 |
6 7 |
Заполнение документации музея в книгах учета и картотеке |
2 |
10.10.18 17.10.18 |
8 |
Акты приема и передачи музейных предметов. Знакомство. |
1 |
24.10.18 |
9 |
Принципы и приемы работы с музейными каталогами. |
1 |
07.11.18 |
10 12 |
Создание электронного каталога музейных экспонатов школы. Перепись музейных экспонатов. |
3 |
14.11.18 21.11.18 28.11.18 |
Раздел №3 «Научно- исследовательская работа (поисковая)», 10 часов |
|||
13 14 |
Сбор материалов для обновления музейных экспозиций. Обновление стендов по блокам. |
2 |
05.12.18 12.05.18 |
15 16 |
Сбор информации и оформление стендов и альбомов школьного музея (ветераны школы, выпускники школы) |
2 |
19.12.18 26.12.18 |
17 18 |
Использование специальных средств, для реставрации экспонатов в условиях школьного музея. |
2 |
16.01.19 23.01.19 |
19 20 |
Оформление уголка в музее для воинов интернационалистов. Сбор информации по теме. |
2 |
30.01.19 06.02.19 |
21 |
Укрепление материальной базы и эстетическое оформление музея. Составление плана и поиск средств. |
1 |
13.02.19 |
22 |
Пропаганда деятельности музея среди организаций села Журавлевка и родителями учащихся. Проведение акции «Возродим музей вместе» на основании плана. |
1 |
20.02.19 |
Раздел №4 « Краеведческая работа школьного музея», -3 часа |
|||
23 |
Как оформить выставку, музейную экспозицию. |
1 |
27.02.19 |
24 |
Как подготовить доклад, экскурсию по музею. |
1 |
06.03.19 |
25 |
Работа с экскурсоводами. |
1 |
13.03.19 |
Раздел №5 «Экскурсионная деятельность», 5 часов |
|||
26 |
Проведение экскурсии «Мой родной край» для учащихся 0-1 классов. Проведение обзорных лекций |
1 |
20.03.19 |
27 |
День открытых дверей. Экскурсия для жителей села. |
1 |
03.04.19 |
28 |
Проведение экскурсии «История села Журавлевки» для учащихся 5 класса. Проведение обзорных лекций |
1 |
10.04.19 |
29 |
Проведение экскурсии «Мы помним их имена!» для учащихся 9 класса, посвященной участникам ВОВ и людям тыла. Проведение уроков памяти. |
1 |
17.04.19 |
30 |
Экскурсия для выпускников школы по теме «Наша гордость, наша слава!» |
1 |
24.04.19 |
Раздел №6 «Практическая деятельность учащихся»- 4 часа |
|||
31 33 |
Разработка мануала по работе школьного историко-краеведческого музея. Работа в группах. |
3 |
01.05.19 08.05.19 15.05.19 |
34 |
Защита мануалов. |
1 |
22.05.19 |
Используемая литература:
1. Музееведение. Музеи исторического профиля. — Москва, 1988.
2. Гиндина Н.Г. ,Фоломеев Б. А. ,Шкурко А. И. «Учёт и хранение фондов школьных музеев», Москва, издательство «Просвещение»,1972 г.
3. Школьные музеи: пособие для учителей, Гл.ред. Элькин Г.Ю., Огрызка З.А., 1972
4. Казахская ССР: краткая энциклопедия, Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: 1991 год
5. Энциклопедия, Гл. ред. Козыбаев М. К.. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983.
6. Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 «О памятниках истории и культуры Казахской ССР Республиканского значения».
7. Интернет ресурсы: сайт «Главные музеи Казахстана»
8. Бучинская В. История Государственного музея искусств им. А.Кастеева. 1950-1976
9. См.: Асанова С.А. Центральный Государственный музей в 40-50-е годы ХХ века (деятельность А.Жиренчина) // КазНУ им. аль-Фараби. Материалы республиканской научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия» 14 декабря 2005 г. Алматы, 2006.
10. сайт музеев Казахстана.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.