Кружок по музею "Музейное дело"

  • docx
  • 10.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кружок по музею 8 класс.docx

Рассмотрено

на заседании МО «Искусство слова»

Протокол №__

от «____»__________2018 г

Руководитель МО ______________/Коргун Л.П.

 

Согласовано:

Заместитель директора

по учебной работе:

______________/Фролова И.А.

от «____»__________2018 г.

 

Утверждаю:

Директор КГУ «Журавлёвская средняя школа»

________/Баймагамбетова В.С.

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

факультатива «Музейное дело»

на 2018-2019 учебный год

8 класс

 

 

 

 

 

Автор – составитель: Аликадиева Р.Р.

руководитель музея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГУ «Журавлевская средняя школа»

2018-2019 учебный год

 

Пояснительная записка

Образовательная программа факультатива «Музейное дело»

Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся по программе детей:  11-15 лет, учащиеся 8 класса

Место: историко – краеведческий музей при КГУ «Журавлёвская средняя школа»

Время проведения: среда, 17.00.часов

 

      Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

   Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

   Особое место в современных общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

   Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное  отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

   Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

   При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

   В условиях партнерского общения обучающихся  и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

   Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 8 класса в течение 1 года в объеме 34 часов и предназначена для учащихся средней школы.

    Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

   Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных  технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и учащихся школы.

   Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми музея родного села, ознакомить с приемами экспонирования, атрибутикой  и художественным оформлением, умение вести инвентарную ведомость.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный  творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

    По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле и уметь проводить экскурсии для посетителей музея.

       Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах  общественной презентации (выставка, экскурсия, конкурс экскурсоводческого мастерства, создание мануалов).

Цель программы:

ü  создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

ü  помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

ü  формировать навыки экскурсовода и умения брать интервью

ü  умение работать с нормативными документами музея

Задачи программы:

ü  знакомство с историей музейного дела и с музеем города;

ü  развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

ü  развитие самостоятельности и инициативы.

Музейная педагогика дает возможность:

ü  осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

ü  сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников

ü  раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

ü  попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

ü  объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

ü  организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и

внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности программы кружка:

ü  Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

ü  Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

ü  Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

ü  Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно и комфортно.

ü  Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.

ü  Разработка перспективного плана работы школьного музея и работа по его реализации

Формы организации работы с музейной аудиторией:

ü  лекции;

ü  экскурсии;

ü  консультации;

ü  киносеансы;

ü  встречи с интересными людьми;

ü  исторические игры, викторины;

ü  проектная и исследовательская деятельность;

ü  использование интернет – технологий;

ü  создание видеопрезентаций;

ü  посещение школьных музеев района

ü  оформление выставок, обновление и реставрация экспозиций;

ü  встречи с ветеранами войны.

Ожидаемые результаты программы кружка:

1)     В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, села, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Республики Казахстан в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей РК.

 

2)     В воспитательной сфере:  воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

 

3)     В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

 

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

часы

сроки

Раздел №1 «Введение в музееведение», 3 часа

1

Введение в курс кружка «Музейное дело». Инструктаж по т/б

1

05.09.18

2

Музей - хранитель  местной  истории. Основы музейного дела. Основные понятия и термины музееведения.

1

12.09.18

3

Экскурсоводческое дело. Выбор экскурсоводов среди учащихся.

1

19.09.18

Раздел №2 «Учет  и хранение  фондов  школьного  музея» - 9 часов

4

Изучение нормативной базы и архивных документов  школьного музея.

1

26.09.18

5

Знакомство с экспонатами из фонда школьного музея.

1

03.10.18

6

7

Заполнение  документации музея в книгах учета и картотеке

2

10.10.18

17.10.18

8

Акты приема и передачи  музейных  предметов. Знакомство.

1

24.10.18

9

Принципы и приемы  работы  с музейными каталогами.

1

07.11.18

10

12

Создание электронного  каталога музейных экспонатов школы. Перепись музейных экспонатов.

3

14.11.18

21.11.18

28.11.18

Раздел №3 «Научно- исследовательская работа (поисковая)», 10 часов

13

14

Сбор материалов для обновления музейных экспозиций. Обновление стендов по блокам.

2

05.12.18

12.05.18

15

16

Сбор информации и оформление стендов и альбомов школьного музея (ветераны школы, выпускники школы)

2

19.12.18

26.12.18

17

18

Использование специальных средств, для реставрации экспонатов в условиях школьного музея.

2

16.01.19

23.01.19

19

20

Оформление уголка в музее для воинов интернационалистов. Сбор информации по теме.

2

30.01.19

06.02.19

21

Укрепление материальной базы и эстетическое оформление музея. Составление плана и поиск средств.

1

13.02.19

22

Пропаганда деятельности музея среди организаций села Журавлевка и родителями учащихся. Проведение акции «Возродим музей вместе» на основании плана.

1

20.02.19

Раздел №4 « Краеведческая работа школьного  музея»,   -3 часа

23

Как оформить выставку, музейную экспозицию.

1

27.02.19

24

Как подготовить доклад, экскурсию по музею.

1

06.03.19

25

Работа с экскурсоводами.

1

13.03.19

Раздел №5 «Экскурсионная  деятельность», 5 часов

26

Проведение экскурсии «Мой родной край» для учащихся 0-1 классов. Проведение обзорных лекций

1

20.03.19

27

День открытых дверей. Экскурсия для жителей села.

1

03.04.19

28

Проведение экскурсии «История села Журавлевки» для учащихся 5 класса. Проведение обзорных лекций

1

10.04.19

29

Проведение экскурсии  «Мы помним их имена!» для учащихся 9 класса, посвященной участникам ВОВ и людям тыла. Проведение уроков памяти.

1

17.04.19

30

Экскурсия для выпускников школы по теме «Наша гордость, наша слава!»

1

24.04.19

Раздел №6 «Практическая деятельность учащихся»- 4 часа

31

33

Разработка мануала по работе школьного историко-краеведческого музея. Работа в группах.

3

01.05.19

08.05.19

15.05.19

34

Защита мануалов.

1

22.05.19

 

Используемая литература:

 

1.      Музееведение. Музеи исторического профиля. — Москва, 1988.

2.      Гиндина Н.Г. ,Фоломеев Б. А. ,Шкурко А. И. «Учёт и хранение фондов школьных музеев», Москва, издательство «Просвещение»,1972 г.

3.      Школьные музеи: пособие для учителей, Гл.ред. Элькин Г.Ю., Огрызка З.А., 1972

4.      Казахская ССР: краткая энциклопедия, Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: 1991 год

5.      Энциклопедия, Гл. ред. Козыбаев М. К.. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983. 

6.      Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 «О памятниках истории и культуры Казахской ССР Республиканского значения».

7.      Интернет ресурсы: сайт «Главные музеи Казахстана»

8.      Бучинская В. История Государственного музея искусств им. А.Кастеева. 1950-1976

9.      См.: Асанова С.А. Центральный Государственный музей в 40-50-е годы ХХ века (деятельность А.Жиренчина) // КазНУ им. аль-Фараби. Материалы республиканской научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия» 14 декабря 2005 г. Алматы, 2006.

10. сайт музеев Казахстана.