Кружок по музею "Музейное дело"
Оценка 4.7

Кружок по музею "Музейное дело"

Оценка 4.7
docx
10.06.2020
Кружок по музею "Музейное дело"
кружок по музею 8 класс.docx

Рассмотрено

на заседании МО «Искусство слова»

Протокол №__

от «____»__________2018 г

Руководитель МО ______________/Коргун Л.П.

 

Согласовано:

Заместитель директора

по учебной работе:

______________/Фролова И.А.

от «____»__________2018 г.

 

Утверждаю:

Директор КГУ «Журавлёвская средняя школа»

________/Баймагамбетова В.С.

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

факультатива «Музейное дело»

на 2018-2019 учебный год

8 класс

 

 

 

 

 

Автор – составитель: Аликадиева Р.Р.

руководитель музея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГУ «Журавлевская средняя школа»

2018-2019 учебный год

 

Пояснительная записка

Образовательная программа факультатива «Музейное дело»

Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся по программе детей:  11-15 лет, учащиеся 8 класса

Место: историко – краеведческий музей при КГУ «Журавлёвская средняя школа»

Время проведения: среда, 17.00.часов

 

      Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

   Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

   Особое место в современных общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан отводится школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

   Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное  отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

   Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

   При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

   В условиях партнерского общения обучающихся  и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

   Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 8 класса в течение 1 года в объеме 34 часов и предназначена для учащихся средней школы.

    Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

   Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением информационных  технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя музея и учащихся школы.

   Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми музея родного села, ознакомить с приемами экспонирования, атрибутикой  и художественным оформлением, умение вести инвентарную ведомость.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный  творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

    По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле и уметь проводить экскурсии для посетителей музея.

       Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах  общественной презентации (выставка, экскурсия, конкурс экскурсоводческого мастерства, создание мануалов).

Цель программы:

ü  создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

ü  помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

ü  формировать навыки экскурсовода и умения брать интервью

ü  умение работать с нормативными документами музея

Задачи программы:

ü  знакомство с историей музейного дела и с музеем города;

ü  развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

ü  развитие самостоятельности и инициативы.

Музейная педагогика дает возможность:

ü  осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

ü  сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников

ü  раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

ü  попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

ü  объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

ü  организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и

внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности программы кружка:

ü  Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

ü  Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

ü  Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

ü  Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно и комфортно.

ü  Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.

ü  Разработка перспективного плана работы школьного музея и работа по его реализации

Формы организации работы с музейной аудиторией:

ü  лекции;

ü  экскурсии;

ü  консультации;

ü  киносеансы;

ü  встречи с интересными людьми;

ü  исторические игры, викторины;

ü  проектная и исследовательская деятельность;

ü  использование интернет – технологий;

ü  создание видеопрезентаций;

ü  посещение школьных музеев района

ü  оформление выставок, обновление и реставрация экспозиций;

ü  встречи с ветеранами войны.

Ожидаемые результаты программы кружка:

1)     В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, села, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей Республики Казахстан в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей РК.

 

2)     В воспитательной сфере:  воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

 

3)     В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

 

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

часы

сроки

Раздел №1 «Введение в музееведение», 3 часа

1

Введение в курс кружка «Музейное дело». Инструктаж по т/б

1

05.09.18

2

Музей - хранитель  местной  истории. Основы музейного дела. Основные понятия и термины музееведения.

1

12.09.18

3

Экскурсоводческое дело. Выбор экскурсоводов среди учащихся.

1

19.09.18

Раздел №2 «Учет  и хранение  фондов  школьного  музея» - 9 часов

4

Изучение нормативной базы и архивных документов  школьного музея.

1

26.09.18

5

Знакомство с экспонатами из фонда школьного музея.

1

03.10.18

6

7

Заполнение  документации музея в книгах учета и картотеке

2

10.10.18

17.10.18

8

Акты приема и передачи  музейных  предметов. Знакомство.

1

24.10.18

9

Принципы и приемы  работы  с музейными каталогами.

1

07.11.18

10

12

Создание электронного  каталога музейных экспонатов школы. Перепись музейных экспонатов.

3

14.11.18

21.11.18

28.11.18

Раздел №3 «Научно- исследовательская работа (поисковая)», 10 часов

13

14

Сбор материалов для обновления музейных экспозиций. Обновление стендов по блокам.

2

05.12.18

12.05.18

15

16

Сбор информации и оформление стендов и альбомов школьного музея (ветераны школы, выпускники школы)

2

19.12.18

26.12.18

17

18

Использование специальных средств, для реставрации экспонатов в условиях школьного музея.

2

16.01.19

23.01.19

19

20

Оформление уголка в музее для воинов интернационалистов. Сбор информации по теме.

2

30.01.19

06.02.19

21

Укрепление материальной базы и эстетическое оформление музея. Составление плана и поиск средств.

1

13.02.19

22

Пропаганда деятельности музея среди организаций села Журавлевка и родителями учащихся. Проведение акции «Возродим музей вместе» на основании плана.

1

20.02.19

Раздел №4 « Краеведческая работа школьного  музея»,   -3 часа

23

Как оформить выставку, музейную экспозицию.

1

27.02.19

24

Как подготовить доклад, экскурсию по музею.

1

06.03.19

25

Работа с экскурсоводами.

1

13.03.19

Раздел №5 «Экскурсионная  деятельность», 5 часов

26

Проведение экскурсии «Мой родной край» для учащихся 0-1 классов. Проведение обзорных лекций

1

20.03.19

27

День открытых дверей. Экскурсия для жителей села.

1

03.04.19

28

Проведение экскурсии «История села Журавлевки» для учащихся 5 класса. Проведение обзорных лекций

1

10.04.19

29

Проведение экскурсии  «Мы помним их имена!» для учащихся 9 класса, посвященной участникам ВОВ и людям тыла. Проведение уроков памяти.

1

17.04.19

30

Экскурсия для выпускников школы по теме «Наша гордость, наша слава!»

1

24.04.19

Раздел №6 «Практическая деятельность учащихся»- 4 часа

31

33

Разработка мануала по работе школьного историко-краеведческого музея. Работа в группах.

3

01.05.19

08.05.19

15.05.19

34

Защита мануалов.

1

22.05.19

 

Используемая литература:

 

1.      Музееведение. Музеи исторического профиля. — Москва, 1988.

2.      Гиндина Н.Г. ,Фоломеев Б. А. ,Шкурко А. И. «Учёт и хранение фондов школьных музеев», Москва, издательство «Просвещение»,1972 г.

3.      Школьные музеи: пособие для учителей, Гл.ред. Элькин Г.Ю., Огрызка З.А., 1972

4.      Казахская ССР: краткая энциклопедия, Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: 1991 год

5.      Энциклопедия, Гл. ред. Козыбаев М. К.. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983. 

6.      Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 «О памятниках истории и культуры Казахской ССР Республиканского значения».

7.      Интернет ресурсы: сайт «Главные музеи Казахстана»

8.      Бучинская В. История Государственного музея искусств им. А.Кастеева. 1950-1976

9.      См.: Асанова С.А. Центральный Государственный музей в 40-50-е годы ХХ века (деятельность А.Жиренчина) // КазНУ им. аль-Фараби. Материалы республиканской научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия» 14 декабря 2005 г. Алматы, 2006.

10. сайт музеев Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 


 

Рассмотрено на заседании МО «Искусство слова»

Рассмотрено на заседании МО «Искусство слова»

Пояснительная записка Образовательная программа факультатива «Музейное дело»

Пояснительная записка Образовательная программа факультатива «Музейное дело»

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности

Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции

Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Используемая литература: 1

Используемая литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2020