«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»
Оценка 4.9

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
13.02.2018
«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»
Проектно- значимая работа по теме "Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС начального общего образования". является кружок. Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников. Предмет исследования: кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников. Цель исследования: выявление эффективных приемов активизации познавательной деятельности младших школьников на кружке «Основы православной культуры».
кружок.docx
МБОУ «АВДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» Зарайский район Московская область Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС начального общего образования Проектно- значимая работа по теме: «Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников» Автор: Сидорова Т.Н. Должность учитель Место работы МБОУ «Авдеевская СШ» Актуальность Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших  школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные  действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную  задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка ­  систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять,  реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать  учебные действия и их результат. Развитие познавательной активности  личности в обучении требует в нашем информационном мире  принципиального переосмысления важнейших элементов обучения  (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим  направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких  условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности:  интеллектуальную, личностную, социальную. Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт  убедили меня в том, что наиболее конструктивным решением является  создание психолого­педагогических условий в обучении, в которых  обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной  мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».          Сегодня необходимо сформировать личность ,способную на управление  своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы  общества. В условиях реализации ФГОС НОО возможность в большей  степени представляет внеурочная деятельность, основанная на принципах  добровольности и активности, объединения по интересам и потребностям.  В ФГОС НОО представлены основные формы организации внеурочной  деятельности младших школьников. Их задача активизировать процесс  познавательной деятельности младшего школьника по приобретению  социальных знаний и получению опыта самостоятельного общественного  мнения.  Одной из оптимальных внеурочных форм познавательной деятельности  является кружок. Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности  младших школьников. Предмет исследования: кружок как внеурочная форма активизации  познавательной деятельности младших школьников. Цель исследования: выявление эффективных приемов активизации  познавательной деятельности младших школьников на кружке «Основы  православной культуры». Гипотеза: допустим, что работа в кружке будет более успешной, если  использовать эффективные приемы активизации познавательной деятельности младших школьников. Задачи  1.Выявить пути активизации познавательной деятельности учащихся в рамках  внеурочной деятельности 2.Проанализировать методические основы кружка как формы внеурочной  деятельности 3.Выявить эффективные приемы активизации познавательной деятельности  младших школьников на кружке «Основы православной культуры». Для проверки выдвинутой гипотезы, использовались такие основные методы  исследования: 1.Теоретический анализ педагогической и методической литературы по  проблеме исследования 2.Изучение педагогического опыта учителей­практиков, руководителей  кружков разной направленности 3.Опытно – экспериментальная работа Опытно­ экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Авдеевская  средняя школа» Московской области  с целью выявления эффективных  приёмов активизации познавательной деятельности  обучающихся начальных  классов  на кружке ОПК. В исследовании приняло участие 22 человека. Исследование проводилось в несколько этапов: 1 этап: выявление предпочитаемых форм организации внеурочной  деятельности в начальных классах . 2 этап: выявление приёмов активизации познавательной деятельности  обучающихся начальных классов на занятиях кружка ОПК. 3 этап: определение эффективных приёмов активизации познавательной  деятельности обучающихся на занятиях кружка ОПК. Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные   ориентиры   молодежи,   происходит   деформация   традиционных   для страны моральных норм и нравственных установок. В   российском   обществе   стал   ощущаться   недостаток   сознательно   принимаемых большинством   граждан   принципов   и   правил   жизни,   согласия   в   вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. В   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно­нравственной культуры народов России». Образованию   отводится   ключевая   роль   в   духовно­нравственном   воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором,   обеспечивающим   социокультурную   модернизацию   российского общества.   Поэтому   в   Стандарт   начального   общего   образования   включен   курс «Основы религиозных культур и светской этики».  Культура   России   исторически   формировалась   под   воздействием   Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире. Преподавать основы христианских ценностей в виде занятий духовно­нравственной культуры   православия,   значит   постепенно   открывать   перед   учениками   и   их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.          «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей   степени,   чем   от   политики   или   экономики.   На   фоне   разрушительного влияния   некоторых   средств   массовой   информации,   общего   морального   кризиса никто   не   заменит   слова   учителя   –   слова   настойчивого,   убедительного, подкреплённого   личным   примером   и   объясняющего   детским   душам,   что   порок всегда   разрушителен,   а   верность   незыблемым   нравственным   нормам   приносит человеку истинное благо и подлинное счастье». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу   и   стержень.   Все   богатейшее   наследие   православной   культуры   пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание. Кружок  «Основы православной культуры»  даёт возможность познакомить  школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном  понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами  правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.  Систематическое преподавание кружка «Основы православной культуры» будет  препятствовать деградации нравственного сознания молодёжи. Приоритетный кружок 0%20%40%60%80%100%120% В ходе опроса обучающихся определились 4 группы обучающихся,  которым нравится кружок ОПК: игры, экскурсия беседа размышления похвала не дали ответа В ходе наблюдения анализа и самоанализа кружковых занятий были выявлены  такие приемы активизации познавательной деятельности обучающихся:      – факультативные, индивидуально­групповые занятия, беседы, игры  нравственного и духовного содержания. – Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование,  создание предметов декоративно­прикладного творчества, развитие  способностей сольного и хорового пения, музыкально­сценического  движения. – Проведение праздников и мероприятий. – Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии,  виртуальный музей, создание презентаций). – Исследовательская деятельность учащихся. – Экскурсии. – Организация выставок. – Тематические и творческие вечера. – Участие в смотрах­конкурсах, фестивалях, концертах. Приоритетными приемами активизации познавательной деятельности  учащихся на кружке «Основы православной культуры» являются: ­ посещение храма, встреча со священнослужителями, интересными людьми;  ­ знакомство с образцами церковной архитектуры и живописи;  ­ подготовка мини ­ отчетов, докладов, сообщений на основе  информационного поиска, в том числе с использованием сети Интернет; ­ подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; ­ обсуждение произведений и их свои поступков, главными человеческих правилами жизни; ­ прослушивание церковной музыки литературных Контрольный нравственным учащихся Уровень  2012­ 2013уч. год 2013­ 2014 уч.год 2014­2015 уч.год 2 класс 3 класс 4 класс Высокий Средний Ниже среднего низкий ­ 2 3 1 1 3 2 ­ 2 3 1 ­             героев  поступков, анализ  соотнесение их с  правилами  отношений,  христианской  фрагментов  и пения,  произведений. этап: отношение к  качествам     у  Контрольный этап: динамика роста интереса и знаний учащихся о православии 2 класс 2012год 4класс 2014год семья 93% дружба      42% семья 92% дружба 69% любовь 36% образованность   43% образованность  28% свобода 21% вера  43% любовь  36% вера 21% порядочность 34% порядочность 7% зарплата – 6 % зарплата ­ 0 власть­ 0 власть 6% свобода  ­0 Заключение. Показателями освоения учебного материала является также способность оценки и  навыки анализа духовно­нравственных явлений и категорий как в общем культурно­ историческом, так и в конкретном культурном российском контексте. А также умение  организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с  традиционными нравственными и культурными нормами российского общества.    С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического  процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных  его этапах.. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного  курса на итоговом занятии). Данные итогового контроля позволяют оценить работу  педагога и учащихся.  Следует различать контроль освоения учебного материала, который осуществляется на  каждом занятии, и оценочную деятельность учителя. Что касается системы отметок, то  используется 3­хбалльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Кроме того, в соответствии с авторской концепцией учебного предмета отметка  должна быть стимулом изучения предмета. Для этого она должна приносить радость,  т.е. быть положительной. Поэтому оцениваются все творческие работы учащихся:  рисунки на рассказы учебника, на изучаемые темы, разнообразные поделки и  творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, а также с помощью  родителей, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п.  Данные виды работ даются и на дом в качестве домашнего задания.  Занятия  носят культурологический характер, раскрывают духовные основы  отечественной культуры, показывают культуро­ образующую роль Православия для  России и обеспечивают необходимый минимум содержания духовно­нравственного  историко­культурологического образования. Поэтому дети должны усвоить основные положительные и отрицательные  нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость,  корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение,  человечность, честность, чуткость.) ­ Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь,  обман,  корысть,  этика,  этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство,  любовь, дружба, забота, обида)  ­ Общие понятия гражданско­правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм,  подвиг, герой,  обязанность, ответственность, право, устав,  режим) 2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы;  активно применять правила вежливого общения; 1. оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»; 2. правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее,  общественном транспорте  и т.д.), друг с другом, в семье;  3. быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о  родителях;  4. уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать  некоторые свои проблемы; 5. демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь  формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в  случае ошибки, которых не следует бояться); 6. осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой  большой человеческой ценности; 7. осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и  бескорыстие;  8. уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие  поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что­то зависит;  9. терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из  возможной  ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть  наказать; 10.управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание); 11.действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; 12.выглядеть опрятно и аккуратно; 13. осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю  православной культуры, гордиться символами Государства; культурой  и традициями  своей Родины. Ребенок  научится:  понимать значение ключевых слов: дни творения мира,  человек,  объекты  окружающего мира, семья, детская библия,  православный храм, икона,  Россия, родина,  история городского храма, православные праздники; рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной  стране, о своём  городе, о храме; различать герб Московской области; уважительно относится к людям, которые исповедают православие, оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской  этики: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих. осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять  активность в решении познавательных задач; интерес к новому содержанию и новым способам познания;  формулировать собственное мнение  и позицию по обсуждаемому вопросу: передавать в художественно­ творческой деятельности свое эмоциональное  отношения к своей семье, к окружающему миру; описывать впечатления, возникающие от  восприятия художественного  текста,  живописи, музыкальных произведений Обучающийся  получит возможность научиться: понимать значение  ключевых слов курса: Бог – Творец мира, православные  праздники, иконография, песнопения праздника; различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия  (добро – зло, трудолюбие – леность, красиво – некрасиво); устойчивого интереса к новым способам познания; анализировать литературные источники для приобретения первоначальных  знаний по православной культуре; уважительно относиться к своему городу, людям, которые живут рядом, к  народу, которые исповедают православие, к России как государству,  являющимся нашей Родиной; передавать эпизоды из библейских повествований, связанных с историей  отдельных двунадесятых праздников из православного календаря;  описывать впечатления, возникающие от созерцании  иконы праздника; учитывать разные мнения и обосновывать свою; проявлять познавательную инициативу. Эффективными приемами активизации познавательной деятельности на  кружке являются: широкое использование разных видов наглядности,  беседы, игры, занимательный материал, элементы соревнования,  практическая и групповая работа с элементами делового общения,  тренинговые упражнения, разные виды стимулирующего поощрения При их использовании на кружковых занятиях разной направленности  повышается посещаемость детей данных занятий, удовлетворенность  этими занятиями, происходят позитивные изменения в развитии разных аспектов личности младшего школьника что указывает на подтверждение  выдвинутой гипотезы и достижение поставленной цели выпускной  квалификационной работы Материалы исследования могут быть использованы в работе руководителей  кружков начальной школы и в этом заключается практическая значимость  выполненной выпускной квалификационной работы

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018