Кружок "Мой мир"

  • Работа в классе
  • doc
  • 25.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Иконка файла материала Кружок 3 класс Балехаева М.А.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Укырская средняя общеобразовательная школа «СОГЛАСОВАНО»                                   «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по ВР:                                 Директор  _______ А.Т. Хамханова                              МБОУ Укырская СОШ                           «___» _____________2014 г.                          _________Логинова Л.Ш.                                                          Приказ №______                                                                    от «____»_________2014г. Программа внеурочной образовательной деятельности духовно­нравственному направлению «Мой мир»       3 классСоставитель: учитель нач. классов, Балехаева М.А, I квалификационная категория_ (Ф.И.О. учителя, предмет,  квалификационная категория) Укыр 2014г 1.Пояснительная записка Детство ­ это цветущий луг, залитый солнцем,  по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту.  И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий,  опытный наставник.[1]    В настоящее время вопрос духовно­нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной   ситуации   явились:   отсутствие   чётких   положительных   жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно­досуговой деятельности с детьми   и   молодежью;   отсутствие   патриотического   воспитания  и   некоторые другие.   Необходимость   нравственного   образования   в   школе,   начиная   с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности,   способной   следовать   принятым   в   социуме   нормам   и   правилам общения,   нести   моральную   ответственность   за   свои   действия   и   поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи   добра   и   справедливости,   проблемы   общения   –   наиболее   интересны   для детей   данного   возраста.  Перед   семьёй,   общеобразовательной   школой   стоит задача   воспитания   ответственного   гражданина,   способного   самостоятельно оценивать   происходящее   и   строить   свою   деятельность   в   соответствии   с интересами   окружающих   его   людей.   Решение   этой   задачи   связано   с формированием устойчивых духовно­нравственных свойств и качеств личности школьника.   Условия   современного   общества   стимулируют   человека   учитьсямобильности   и   приобретать   способность   ориентироваться   в   новых   условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни. Нормативно­правовой   и   методологической   основой   программы   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени   начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС,   Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России. 2.Цели и задачи курса. Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной,   творческой,   трудолюбивой   личности,   знающей   историю   и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни. Задачи программы:  — формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;  — воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;  — воспитывать нравственные качества личности ребёнка;  — способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;  — приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.   Программа   реализуется   образовательным   учреждением   в   постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями        с   учителями   художественно­эстетического   цикла,   с   другими   субъектами социализации     —   социальными   партнерами   школы:   школьная   библиотека, сельская библиотека, музеи и театры и др. обучающихся,  Общая характеристика Программа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на ступени   начального   общего   образования   "   Мой   мир"     направлена   на формирование   общей   культуры   обучающихся,   на   их   духовно­нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной   реализации   учебной   деятельности,   обеспечивающей социальную   успешность,   развитие   творческих   способностей,   саморазвитие   исамосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Дети   проводят   в   учебном   заведении   большую   часть   своей   школьной   жизни. Насыщенная   учебная   программа,   участие   в   олимпиадах,   занятия   в   группе продлённого дня ­ после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для   этого   необходима   интересная   внеурочная   деятельность,   которая способствует   всестороннему   развитию   личности.   Воспитание   обучающихся невозможно   без   организации   эффективного   общения   с   ними.   Учитель, работающий с младшими школьниками должен понимать, что детям необходимо доброжелательное   сотрудничество   с   педагогом.   Это   помогает   обучающимся преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни. Место курса в учебном плане Программа "Мой мир" разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени   общего   образования   как   фундамента   всего   последующего   обучения. Программа   является   компонентом   внеурочной   деятельности,   рассчитана   68 часов во 2­4 классах, 2 часа в неделю. Общее количество часов ­135 часов.  3. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты по разделу «Мы – граждане России»:   —   ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   своему   краю, отечественному   культурно­историческому   наследию,   государственной символике,   законам   Российской   Федерации,   русскому   и   родному   языку, народным традициям, старшему поколению;   —   элементарные   представления   о   России   как   государстве   и   социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о   традициях   и   культурном   достоянии   своего   края,   о   примерах   исполнения гражданского и патриотического долга;   —   первоначальный   опыт   постижения   ценностей   гражданского   общества, национальной истории и культуры; —   начальные   представления   о   правах   и   обязанностях   человека,   гражданина, семьянина, товарища. Ожидаемые результаты по разделу «Учимся жить среди людей»: —   начальные   представления   о   моральных   нормах   и   правилах   нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп;— нравственно­этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;  — уважительное отношение к традиционным религиям;  — неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; — первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;  — первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;  — элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;  — способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе   и   обществе   в   целом,   анализировать   нравственную   сторону   своих поступков и поступков других людей;  — уважительное отношение  к старшим, заботливое отношение к младшим;  — знание традиций своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Ожидаемые результаты по разделу «Моя семья»:  — знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.   —   уважительное   отношение   к   родителям   (законным   представителям),   к старшим, заботливое отношение к младшим;   —   ценностное   отношение   к   труду   и   творчеству,   человеку   труда,   трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;  — ценностное и творческое отношение к учебному труду;  — элементарные представления о различных профессиях;   —   первоначальные   навыки   трудового   творческого   сотрудничества   со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; Ожидаемые результаты по разделу «Живи земля»: — ценностное отношение к природе;   —   первоначальный   опыт   эстетического,   эмоционально­нравственного отношения к природе;   —   элементарные   знания   о   традициях   нравственно­этического   отношения   к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;  — первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. Ожидаемые результаты по разделу «Береги здоровье смолоду»: — ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;   —   элементарные   представления   о   взаимообусловленности   физического, нравственного,   социально­психологического   здоровья   человека,   о   важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;  — первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;   — первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;   — знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Все   направления   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   важны, дополняют   друг   друга   и   обеспечивают   развитие   личности   на   основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. 4. Содержание программы   Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:   1.   Ценностные   установки   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся на начальной ступени образования.   2.   Основные   направления   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся.   3.   Условия   реализации   программы   духовно­нравственного   развития   и воспитания учащихся.   4.   Совместная   деятельность   школы,   семьи   и   общественности   по   духовно­ нравственному развитию и воспитанию учащихся.   5.   Ожидаемые   результаты   духовно­нравственного   развития   и   воспитания учащихся. Ценностные установки духовно­нравственного развития и воспитания  обучающихся: Духовно­нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в   котором   учащимся   передаются   духовно­нравственные   нормы   жизни, создаются   условия   для   усвоения   и   принятия   обучающимися   базовыхнациональных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных   и   нравственных   ценностей   многонационального   народа   Российской Федерации. Духовно­нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного   расширения   и   укрепления   ценностно­смысловой   сферы личности,   формирования   способности   человека   оценивать   и   сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения  к  себе,  другим  людям, обществу, государству,  Отечеству,  миру  в целом.[1]   Основные   направления   программы   духовно­нравственного   развития   и воспитания " Мой мир":      " Мы ­ граждане России" " Учимся жить среди людей"  "Моя семья" " Живи, Земля!" " Береги здоровье смолоду!" 5.Тематическое планирование Первый раздел " Мы ­ граждане России".  Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско­правовое воспитание должно начинаться с детского   сада   и   начальной   школы,   где   ребята   знакомятся   с   элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям  человека.  Ценности:  любовь к России, своему  народу,  своему  краю,  служение  Отечеству;  ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.      Уроки мужества:  "День радости" (праздник, посвящённый Дню знаний) " Улица моего детства",  (конкурс рисунков на асфальте) " Я люблю тебя, Россия!" (классный час­фоторепортаж) "Моя семья в истории страны" "Наша страна ­ Россия" (конкурс чтецов)" О героях былых времён" (8 февраля)  День борьбы с фашизмом (13 сентября);  День защитника Отечества (23 февраля);  День Победы (9 мая);  День народного единства (4 ноября).      Первоначальное знакомство с Конституцией РФ.  Классный час «Главный Закон страны».  " Символы государственной власти"  Классный час «Мои права и обязанности в школе».    Участие в общешкольных мероприятиях (2­4 класс)  1. Праздник «Дети ­ ветеранам Великой Отечественной войны» (ко Дню Победы) 2. Встречи учащихся школы с ветеранами войны и труда. (Митинг) 3. Конкурс рисунков, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы «Они стояли за Родину». 4. Акция «Подарок ветерану ­ педагогу». 5. Акция "Память" ­ возложение цветов к Вечному огню в парке  Следующее направление данной программы " Учимся жить среди людей". Главной задачей этого направления является воспитание нравственных чувств и этического сознания.  Ценности:  ценность   человеческой   жизни,   смысл   жизни;   ценность   мира   ­   как принципа   жизни,   ценность   добра,   справедливости,   милосердия,     чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Важно   научить   ребёнка   жить   в   классном   коллективе   и   строить   отношения дружбы и взаимопомощи со своими одноклассниками. Научить понимать себя, правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера.  С этой целью предлагаются  тематические занятия:  " В человеке красота ­ вежливость и доброта". " Давайте поклоняться доброте"  " Поговорим о дружбе"  Если радость на всех одна.  Мой класс – мои друзья.  Самолюб никому не люб.  Поиграем и подумаем.      О дружбе мальчиков и девочек.  Путешествие в мир мудрых мыслей.  Доброе слово, что ясный день.  Ежели вы вежливы,  Когда идешь по улице. Узнай себя.  Нам счастья не сулит обида чья­то.  Школьный этикет. Как стать лучше?  Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)  О трудолюбии  Культура внешнего вида. Поговорим о том, как мы выглядим  Внешкольный этикет Я и мои роли  Свободный разговор. Верность слову.  Моя самооценка  Подари учителю дело и слово доброе.  Умеем общаться. Каждый интересен. Подарок коллективу (коллективная деятельность).                    Здесь нужно добавить, что маленькие дети живут эмоциями, и взрослые должны опираться на эту особенность, развивать  детских духовный мир.  Направление ­ "Моя семья". Задачи  этого   направления:   формирование   ценностного   отношения   к   семье, дому,  семейным традициям,  родителям, близким людям.   Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших;  Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   начинается   в   семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее   значение   для   человека   в   любом   возрасте.   Взаимоотношения   в семье   проецируются   на   отношения   в   обществе   и   составляют   основу гражданского поведения человека.[2] На   данном   этапе   очень   хорошо   проводить     ежегодные   различные   семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся.  " Бабушки и внуки"" Новый год" " Рыцарский турнир". "День любимой мамочки" " День именинника"  Выпускной вечер " Вот и стали мы немножечко взрослей!»       Тематические занятия­встречи:  «Профессии наших мам и бабушек», «Наши родители – профессионалы» Рассказ о профессии:  «Мы немножко поиграем, все профессии узнаем»,  «О профессиях разных, нужных и важных…» Заполнение «паспорта семьи»: " Моя родословная". Творческая мастерская «Рукодельницы» (мастер­класс от бабушек). Направление ­ " Живи, Земля!" Задачи данного направления:  формировать у детей экологическое сознание, учить обращать внимание на взаимодействие  человека с окружающей средой, воспитывать     ценностное   отношение   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание).  Ценности:  планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду. Дети осознают себя частью природы. Они неравнодушны к красоте природы, животного и растительного мира.  На  данном этапе помимо  экскурсий в лес, можно рекомендовать следующие тематические занятия:  Экологическая викторина " Родная природа"  Экологическая игра " Волшебное море"  "Дары осени" (выставка поделок из природного материала)   Акция " Подкорми птичек!"  " Планета Земля ­ наш общий дом"(классный час)  " В гости к Весне" Проекты " Красная книга", " Домашние любимцы". Направление ­ "Береги здоровье смолоду!" Задачи направления: формировать у детей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.   Ценности:  ценность   здоровья   (физического,   нравственного   и   социально­ психологического), стремление к здоровому образу жизни.День здоровья  «Папа, мама, я – спортивная семья» "Здоровье ­ это здорово!" (классный час ­ игра)  Тематический   цикл   бесед"   Береги   свою   жизнь   и   здоровье"(режим   дня, На данном этапе следующие тематические мероприятия:     личная гигиена и т.д)   Тематический цикл бесед по ПДД Подвижные игры, соревнования, спортивные праздники. Портрет выпускника начальной школы     доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать   партнера,   умеющий    выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и   любознательный, активно познающий мир;   любящий родной край и свою страну;   владеющий основами умения учиться;   уважающий и принимающий ценности семьи и общества;     готовый   самостоятельно   действовать   и   отвечать   за   свои   поступки   перед Выпускник начальной школы — это человек:      семьей и школой;  высказать свое мнение;  окружающих.[3]      В заключение хочется добавить, что    никакие воспитательные программы не будут   эффективны,   если   педагог   не   являет   собой   всегда   главный   для обучающихся   пример   нравственного   и   гражданского   личностного   поведения. Важно   не   только   научить,   но   и   вдохновить   своим   примером,   чтобы   ребёнок захотел   делать   как   ты,   стать   похожим   на   тебя,   стать   лучше.   Сделать   себя нравственнее,   добрее,   чище   —   значит   сделать   таким   мир   вокруг   себя.     В педагогическом   плане   среди   базовых   национальных   ценностей   необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.  Воспитывать детей надо радостью, передавая   им   наш   оптимизм   и   жизнелюбие,   свежесть   восприятия   жизни   как праздника.   Важно   дать   определённые   знания,   умения   и   навыки,   но   гораздо важнее   научить   маленького   человека   нравственным   ценностям:   доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.6. Учебно­методическое обеспечения образовательного процесса.   А.М.Кондаков, 1. А.Я.Данилюк,   В.А.Тишков   "   Концепция   духовно­ нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.­ № 17. ­ сентябрь 2009.  2. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно­нравственного развития и воспитания   обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования   –   М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам). 3. Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   младших   школьников: Методические рекомендации. В 2­х ч. – М.: Просвещение, 2011.–  (Работаем по новым стандартам).