Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста
Оценка 5

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Оценка 5
Работа в классе
doc
воспитательная работа +1
Все классы
29.08.2018
Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по социальному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.Рабочая программа кружка
кружок.doc
Кружок  «Я ­ исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (срок реализации – 4 года) СОСТАВИТЕЛЬ: Пшукова Римма  Сафарбиевна                                                               первой квалификационной категории 2018 год                                        Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Я ­  исследователь» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (стандарты  второго поколения), предназначена для организации внеурочной  деятельности младших школьников по социальному направлению и  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к  саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию,  ценностного отношения к знаниям. Программа разработана  на основании  документов: 1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»; 2.Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.,  регистрационный номер 17785); 3.На основе авторской программы А. И. Савенкова «Я ­ исследователь».4.  Инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях  развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках  реализации ФГОС на 2018­2019 учебный год». 6. СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно­эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»  (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в  Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); 7. Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина России, Обучение путём исследований в современной образовательной практике  рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего  мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный  исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного  обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную  деятельность к познавательной необходима исследовательская программа.     Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами определение видов организации деятельности учащихся, направленные  соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского  обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение,  эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности ­ от определения  проблемы до представления и защиты полученных результатов. Новизна данной программы определена требованиями к результатам  основной образовательной программы начального общего образования  ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения  является формирование компетентностей ребенка по освоению новых  знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых  стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:   Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу  являются:  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов  освоения учебного курса;  воспитательные результаты;  внутренней системы оценки: педагогом. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент,  так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у  учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования  личности ребенка. В   основу   программы    внеурочной   деятельности   положены следующие  принципы: 1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий  очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности  педагогов, учителей, обучающихся и их родителей. 2. Принцип научной организации 3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся 4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного  образования 5. Принцип целостности 6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования 7. Принцип личностно ­ деятельностного подхода в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и  достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках 8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка) 9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов 10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех  образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической  помощи и поддержки детям разного уровня социализации Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и  развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и  коммуникативных способностей. Задачи: ­       формирование представлений об исследовательском обучении как  ведущем способе учебной деятельности; ­       обучение специальным знаниям, необходимым для проведения  самостоятельных исследований; ­       формирование и развитие умений и навыков исследовательского  поиска; ­       развитие познавательных потребностей и способностей, креативности. Образовательная  программа  ориентирована на достижение результатов  определенного уровня,по конкретным видам внеучебной деятельности  младших школьников. Ценностными ориентирами содержания курса являются: – формирование  умения   рассуждать  как компонента логической  грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование   интеллектуальных  умений,   связанных  с  выбором  стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие   познавательной   активности  и самостоятельности    учащихся; – формирование  способностей    наблюдать,  сравнивать,  обобщать,    находить простейшие     закономерности,   использовать   догадку,   строить  и   проверять простейшие гипотезы; – формирование      пространственных      представлений   и   пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения  на занятиях. Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм  организации занятий и использование современных средств обучения,  создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление  возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными  путями рассуждений, овладение элементарными навыками  исследовательской деятельности. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования  4года, объёмом в 135 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй  половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2­4 классах по 45 минут  (34 часа). Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 ­ 11 лет. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм  работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность,  на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта,  приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности Форма организации работы по программе в основном ­ коллективная, а  также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные): • беседы; • классный час; • встречи с интересными людьми; • литературно­музыкальные композиции; •  просмотр и обсуждение видеоматериала; •  экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная); Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): •  творческие конкурсы; •  выставки декоративно­прикладного искусства; • коллективные творческие дела; • соревнования; • показательные выступления; •  заочные путешествия; •  творческие проекты, презентации; •  проведение выставок семейного художественного творчества, музыкаль­ ных вечеров; •  сюжетно­ролевые игры гражданского и историко­патриотического содер­ жания (урочная, внеурочная, внешкольная). Формы подведения итогов реализации программы В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы,  могут быть организованы следующие мероприятия:  выставки творческих работ учащихся;  мини – конференции по защите исследовательских проектов; Важным показателем работы обучающегося и учителя, является «Портфель достижений». Это сборник работ и результатов, которые показывают  усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба,  творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также  самоанализ ребенком своих текущих достижений и недостатков,  позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.  «Портфель достижений» включён в Примерную основную образовательную  программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный  стандарт как обязательный компонент определения итоговой оценки. Таким  образом воспитанники научатся вести портфель достижения. Выполняя  задания по основным разделам программы и различные диагностические  задания, обучающиеся смогут усвоить алгоритм самооценки устных ответов  и письменных работ, осознать необходимость этого умения за пределами  занятия; отличать предметные умения от универсальных учебных действий, а так же пополнять свой «Портфель достижений» заслуженными дипломами,  грамотами, сертификатами. Тематическое  планирование для 1 класса № п/п Наименование тем 1. Что такое проект 2 Что такое проблема 3 Как мы познаём мир 4­5 Школа «почемучек» 6­7 8­9 10­11 Любимое число 12­14 Алфавит  15­16 Почему мы любим, встречать Новый год Удивительный вопрос Источники информации Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 17­19 Игры наших дедушек и бабушек 20­23 Растения  24­25 Симметрия  26­31 Сказки  IV. Заключение. ( 2 часа) Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. 32 33 1 1 1 2 1 1 2 3 1 4     1      1 Содержание программы 1 класс (33 часа)              Занятие 1. Тема: Что такое проекты. Цель:   знакомство   с   понятием   «проект»,   развитие   интереса   к исследовательской   деятельности   через   знакомство   с   работами   учащихся начальных классов. Понятие   о   проектах   и   исследовательской   деятельности   учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов. Понятия: проект, проблема, информация Занятие 2. Тема: Что такое проблема. Цель:  ознакомить   с  понятием   проблема,  формировать  умение   видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».  Понятия: проблема, объект исследования. Занятие 3. Тема: Как мы познаём мир. Цель:   знакомство   со   способами   познания   окружающего   мира,   с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение   и   эксперимент   –   способы   познания   окружающего   мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Занятия 4­5. Тема: Школа почемучек. Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Занятия 6­7. Тема: Удивительный вопрос. Цель:   развитие   умения   ставить   вопросы   для   решения   существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. Занятия 8­9. Тема: Источники информации. Цель:   знакомство   с   понятием   «   источник   информации»   (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).   Работа   с   Источники   информации. Информация.   Библиотека. энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Занятия 10­11. Тема: Любимое число. Игры с числами. Цель:   обобщить   знания   учащихся   о   числах   первого   десятка, формировать   умения   применять   полученные   знания   в   практической деятельности, презентовать свою работу.  История   числа.   Натуральный   ряд   чисел.   Занимательная   математика. Игры с числами.  Понятия: число, нумерация чисел. Занятия 12­14. Тема: Проект «Алфавит».            Организация выставки книг в алфавитном порядке.          Азбука в картинках. Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся. История   русской   азбуки.   Алфавит.   Азбука.   Каталог.   Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».  Понятия: буква, алфавит Занятия 15­16. Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки. Цель:   прививать   любовь   к   традициям   русского   народа,  формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. История   праздника   Новый   год.   Как   встречают   Новый   год   в   разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка Занятия 17­19. Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы. Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви   к   традициям   своей   семьи   и   народа,   развитие   толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра.   Правила   игры.   Традиционные   игры   народов   России.   Игры прошлого. Игры современных детей.  Понятия: игра, товарищ, друг Занятия 20­23. Тема: Проект «Растения». Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и   животных,   воспитание   бережного   отношения   к   родной   природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.  Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения   родного   края.   Организация   выставки   «   Природа   и   фантазия». Комнатные   растения   нашего   класса.   Охрана   растений   в   Новосибирской области. Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений. Занятия 24­25. Тема: Проект «Симметрия вокруг нас». Цель:   знакомство   с   понятием   симметрия,   развитие   логического   и пространственного   мышления,   привитие   навыков   учебной   деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи. Понятие   о   симметрии.   Симметричные   и   ассиметричные   фигуры   и предметы. Симметрия в жизни человека. Понятия: симметрия. Занятие 26­31. Тема: Проект «Сказки». Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки. (2 часа) Цель:   привитие   интереса   к   устному   народному   творчеству,   развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.   Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Занятие 32­33. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Цель:   систематизировать   и   обобщить   знания   детей   по   курсу   «Мы исследователи» Рефлексия   изученного   за   год.   Отбор   лучших   работ.   Оформление выставки. Презентация работ учащихся. Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса. Личностные результататы   ­       Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,  опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результататы:   умение   осуществлять   информационный   поиск,   сбор   и   выделение существенной информации из различных информационных источников;  сформированность   коммуникативных   умений   и   навыков,   навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;  развитие творческой активности каждого ребёнка;  сформированность  исследовательских компетентностей. Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности   с помощью  учителя.   Проговаривать последовательность действий  .  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе       работы с иллюстрацией рабочей тетради.  Учиться работать по предложенному учителем плану.  Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности товарищей.  Познавательные УУД:  Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:  отличать  новое   от   уже известного с помощью учителя.   Делать   предварительный   отбор   источников   информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).  Добывать   новые   знания:  находитьответы  на   вопросы,   используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.  Перерабатывать   полученную   информацию:  делать   выводы  в результате  совместной  работы всего класса.  Перерабатывать   полученную   информацию:  сравнивать  и группировать  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исследовательские  модели  Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в  устной и письменной речи (на уровне одного предложения или  небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Читать и пересказывать текст.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в  школе и следовать им.  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,  исполнителя, критика). Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)     Тема Что можно исследовать? Формулирование темы. № 1 2­3 Как задавать вопросы? Банк идей. 4­5 Тема, предмет, объект исследования. 6­7 Цели и задачи исследования. 8­9 Учимся выделять гипотезы. 10­ 13 14­ 17 18­ 19 20 21­ 22 23 Организация исследования.  Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Коллекционирование. Экспресс­исследование «Какие коллекции собирают люди» Сообщение о своих коллекциях.  Что такое эксперимент. 24 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях 25­ 27 28­ 29 30 Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных. Как подготовить результат исследования. Кол­во часов теория практика 1 1 1 1 1   2   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 1 2 2 2 31 32 33 34 Как подготовить сообщение. Подготовка к защите.  Индивидуальная консультация. Подведение итогов. Защита. Итого  34 часа 1   1 15 1 1 19 Содержание занятий 2 класс Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы ­ 1 ч. Задания   для   развития   исследовательских   способностей.  Игра   на   развитие формулирования темы. Тема 2­3. Как задавать вопросы? Банк идей ­ 2ч. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Тема 4­5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности   выбора   темы   исследования.   Предмет   исследования   как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь:   выбирать   тему,   предмет,   объект   исследования,   обосновывать актуальность темы. Тема 6­7. Цели и задачи исследования – 2ч. Соответствие   цели   и   задач   теме   исследования.   Сущность   изучаемого процесса,   его   главные   свойства,   особенности.   Основные   стадии,   этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 8­9. Учимся выдвигать гипотезы ­ 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что   такое   провокационная   идея   и   чем   она   отличается   от   гипотезы.   Как строить   гипотезы.   Гипотезы   могут   начинаться   со   слов:   может   быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические   задания:   “Давайте   вместе   подумаем”, “Что   бы   произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. Тема 10­13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными   доступными   детям   методами   исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь;спросить у других людей; познакомиться с кино­ и телефильмами по теме своего исследования; обратиться   к   компьютеру,   посмотреть   в   глобальной   компьютерной   сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:­ методы исследования, Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 14­17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч. Знакомство   с   наблюдением   как   методом   исследования.   Изучение преимуществ   и   недостатков   (показать   наиболее   распространенные зрительные   иллюзии)   наблюдения.   Сфера   наблюдения   в   научных исследованиях.   Информация   об   открытиях,   сделанных   на   основе наблюдений.   Знакомство   с   приборами,   созданными   для   наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические   задания:“Назови   все   особенности   предмета”,   “Нарисуй   в точности   предмет”,   “Парные   картинки,   содержащие   различие”,   “Найди ошибки художника”. Знать: ­ метод исследования – наблюдение Уметь:­ проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18­19. Коллекционирование ­ 2ч. Понятия:коллекционирование, коллекционирование. коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания:выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:­ понятия ­ коллекционирование, коллекционер, коллекция   коллекция.   Что   такое   Что   можно   коллекционер,   Кто   такой   коллекционер. Уметь:­ выбирать тему для коллекционирования,собирать материал. Тема 20. Экспресс­исследование «Какие коллекции собирают люди» ­1ч. Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21­22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях. Тема 23. Что такое эксперимент ­ 1ч. Понятия:эксперимент, экспериментирование. Самый   главный   способ   получения   информации.   Что   знаем   об экспериментировании.   Как   узнать   новое   с   помощью   экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать:­ понятия ­ эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25­27.Сбор материала для исследования ­ 3 ч. Понятия:   способ   фиксации   знаний,   исследовательский   поиск,   методы исследования. Что   такое   исследовательский   поиск.   Способы   фиксации   получаемых сведений   (обычное   письмо,   пиктографическое   письмо,   схемы,   рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. Тема 28­29. Обобщение полученных данных ­ 2 ч. Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические   задания:   “Учимся   анализировать”,   “Учимся   выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь:   обобщать   материал,   пользоваться   приёмами   обобщения,   находить главное. Тема   30. Как   подготовить   сообщение   о   результатах   исследования   и подготовиться к защите ­ 1 ч. Составление плана подготовки к защите проекта. Тема 31. Как подготовить сообщение ­ 1 ч. Сообщение, доклад. Что   такое   доклад.   Как   правильно   спланировать   сообщение   о   своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь:   планировать   свою   работу“Что   сначала,   что   потом”,   “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Тема32. Подготовка к защите ­ 1 ч. Защита.Вопросы   для   рассмотрения: Коллективное   обсуждение   проблем: “Что   такое   защита”,   “Как   правильно   делать   доклад”,   “Как   отвечать   на вопросы”. Тема33. Индивидуальные консультации ­ 1 ч. Консультации   проводятся   педагогом   для   учащихся   и   родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Тема34. Подведение итогов работы ­ 1 ч. Анализ своей проектной деятельности. Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса. Личностные результататы       ­             Определять  и  высказывать  под руководством педагога самые простые   общие   для   всех   людей   правила   поведения   при   сотрудничестве (этические нормы).  опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при  поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результататы:  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,   умение   осуществлять   информационный   поиск,   сбор   и   выделение существенной информации из различных информационных источников;  сформированность   коммуникативных   умений   и   навыков,   навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;  развитие творческой активности каждого ребёнка;  сформированность  исследовательских компетентностей. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ принимать и сохранять учебную задачу; _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия; _ планировать свои действия; _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; _ адекватно воспринимать оценку учителя; _ различать способ и результат действия; Обучающийсяполучит возможность научиться: _ проявлять познавательную инициативу; _  самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в незнакомом материале; _ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; _ высказываться в устной и письменной формах; _ владеть основами смыслового чтения текста; _ анализировать объекты, выделять главное; _ осуществлять синтез (целое из частей); _ обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку); _ подводить под понятие; _ устанавливать аналогии; Обучающийсяполучит возможность научиться: _   осуществлять   расширенный   поиск   информации   в   соответствии   с исследовательской   задачей   с   использованием   ресурсов   библиотек   и   сети Интернет; _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; _   строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей; в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ допускать существование различных точек зрения; _ учитывать разные мнения, стремиться к координации; _ формулировать собственное мнение и позицию; _ договариваться, приходить к общему решению; _ задавать вопросы по существу; _ использовать речь для регуляции своего действия; _ контролировать действия партнера; _ владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийсяполучит возможность научиться: _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; _ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; _   с   учетом   целей   коммуникации   достаточно   полно   и   точно   передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; _ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; _ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; _   адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности. Тематическое планирование 3 класс (34 часа) № 1 2­3 4   Тема Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем  исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по  интересам) 5­6 Какими могут быть  проекты? 7­8 Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 9­ 10 11­ 13 Планирование работы. Знакомство с методами и предметами исследования.  Эксперимент познания в действии. теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 14­ 15 16­ 18 19­ 21 22­ 23 24­ 25 26­ 27 28 29­ 30 31­ 32 33 34 Обучение анкетированию, социальному опросу,  интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление  списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. Исследование объектов. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи,  выделять главное и второстепенное. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования   Оформление работы. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований   Анализ исследовательской деятельности. Итого 34 часа Содержание занятий 3 класс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 16 18 Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь ­1ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема   2­3.   Как   выбрать   тему   проекта?   Обсуждение   и   выбор   тем исследования – 2ч. Беседа   «Что   мне   интересно?».   Обсуждение   выбранной   темы   для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч. Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. социальному   опросу,   Обучение   анкетированию, Тема 5­6. Какими могут быть проекты? – 2ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 7­8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Тема 9­10. Планирование работы – 2ч. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема   11­13.   Знакомство   с   методами   и   предметами   исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема   14­15. интервьюированию – 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема  16­18.  Работа в  библиотеке  с каталогами. Отбор   и составление списка литературы по теме исследования – 2ч. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 19­21. Анализ прочитанной литературы – 2ч. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Тема 22­23. Исследование объектов – 2ч. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Тема  24­25.  Основные  логические  операции. Учимся  оценивать  идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч. Мыслительный   эксперимент   «Что   можно   сделать   из   куска   бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Тема 26­27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч. Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29­30. Оформление работы – 1ч. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Тема 31­32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч. Работа на компьютере – создание презентации. Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ своей проектной деятельности. Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса. Личностные результататы   ­       Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,  опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как  поступить. Метапредметные результататы:   умение   осуществлять   информационный   поиск,   сбор   и   выделение существенной информации из различных информационных источников;  сформированность   коммуникативных   умений   и   навыков,   навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;  развитие творческой активности каждого ребёнка;  сформированность  исследовательских компетентностей. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ принимать и сохранять учебную задачу; _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия; _ планировать свои действия; _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; _ адекватно воспринимать оценку учителя; _ различать способ и результат действия; _ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки; _ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; _ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийсяполучит возможность научиться: _ проявлять познавательную инициативу; _ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; _ преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _   осуществлять   поиск   нужной   информации   для   выполнения   учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом   информационном   пространстве,   в   т.ч.   контролируемом пространстве Интернет; _   использовать   знаки,   символы,   модели,   схемы   для   решения познавательных задач и представления их результатов; _ высказываться в устной и письменной формах; _   ориентироваться   на   разные   способы   решения   познавательных исследовательских задач; _ владеть основами смыслового чтения текста; _ анализировать объекты, выделять главное; _ осуществлять синтез (целое из частей); _ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; _ устанавливать причинно­следственные связи; _ строить рассуждения об объекте; _ обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку); _ подводить под понятие; _ устанавливать аналогии; _ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; _ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить   наблюдения   и   эксперименты,  высказывать   суждения,  делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийсяполучит возможность научиться: _   осуществлять   расширенный   поиск   информации   в   соответствии   с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; _ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; _  осознанно и произвольно  строить сообщения в  устной  и  письменной форме; _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей; _   оперировать   такими   понятиями,   как   явление,   причина,   следствие, событие,   обусловленность,   зависимость,   различие,   сходство,   общность, совместимость, несовместимость, возможность,   невозможность   и   др.;     использованию   исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ допускать существование различных точек зрения; _ формулировать собственное мнение и позицию; _ договариваться, приходить к общему решению; _ соблюдать корректность в высказываниях; _ задавать вопросы по существу; _ использовать речь для регуляции своего действия; _ контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; _   аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; _ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том   числе   не   совпадающих   с   его   собственной,   и   учитывать   позицию партнера в общении и взаимодействии; _   осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   партнерам   в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Тематическое планирование 4 класс (34 часа)   № Тема занятия 1 Знания, умения и навыки, необходимые в  исследовательской работе. 2­3 Культура мышления. 4­5 6­7 8­9 Умение выявлять проблемы. Ассоциации и  аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования,  актуализация проблемы. Целеполагание, актуализация проблемы,  выдвижение гипотез. Кол­во часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10­ 11 12 13­ 14 15­ 16 17­ 18 19­ 20 21­ 22 23­ 24 25­ 27 28­ 30 31 32 33 34 Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор  литературы по теме исследования. Ознакомление с литературой по данной  проблематике, анализ материала. Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Правильное мышление и логика. Что такое парадоксы Обработка и анализ всех полученных данных. Работа в компьютерном классе. Оформление  презентации. Подготовка публичного выступления. Как  подготовиться к защите. Защита исследования перед одноклассниками. Выступление на школьной НПК. Итоговое занятие. Анализ исследовательской  деятельности. Итого – 34 часа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 1 1 1 15 19 Содержание занятий 4 класс Тема1. Знания,   умения   и   навыки,   необходимые   в   исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Тема2­3. Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Тема 4­5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема6­7. Обсуждение   и   выбор   тем   исследования,   актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Тема 8­9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка   цели,   определение   проблемы   и   выдвижение   гипотез   по   теме исследования. Тема 10­11. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Тема   13­14.   Ознакомление   с   литературой   по   данной   проблематике, анализ материала ­2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15­16. Наблюдение и экспериментирование ­2ч. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17­18. Техника экспериментирования ­2ч. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Тема19­20. Наблюдение   Совершенствование техники экспериментирования – 2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Тема21­22. Правильное мышление и логика – 2ч. Задания на развитие мышления и логики. Тема 23­24. Обработка и анализ всех полученных данных ­ 2ч. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема25­27. Что такое парадоксы ­3ч. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Тема28­30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч. Выполнение   презентации к   проекту.   Подбор   необходимых   картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Тема   31. Подготовка   публичного   выступления.   Как   подготовиться   к защите ­1ч. Составление плана выступления.   наблюдательность. Тема32. Защита исследования перед одноклассниками – 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками. Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч. Презентация проекта на школьной НПК. Тема34. Итоговое   занятие.   Анализ   исследовательской   деятельности   – 1ч.Анализ исследовательской деятельности. Выводы. Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса. Личностные результататы   ­       Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,  опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать  выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как  поступить. Метапредметные результататы:   умение   осуществлять   информационный   поиск,   сбор   и   выделение существенной информации из различных информационных источников;  сформированность   коммуникативных   умений   и   навыков,   навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;  развитие творческой активности каждого ребёнка;  сформированность  исследовательских компетентностей. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ принимать и сохранять учебную задачу; _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия; _ планировать свои действия; _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; _ адекватно воспринимать оценку учителя; _ различать способ и результат действия; _ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки; _ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; _ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: _ проявлять познавательную инициативу; в   т.ч. _  самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в незнакомом материале; _ преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _   осуществлять   поиск   нужной   информации   для   выполнения   учебного исследования   с   использованием   учебной   и   дополнительной   литературы   в открытом   информационном   пространстве,   контролируемом пространстве Интернет; _ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; _ высказываться в устной и письменной формах; _   ориентироваться   на   разные   способы   решения   познавательных исследовательских задач; _ владеть основами смыслового чтения текста; _ анализировать объекты, выделять главное; _ осуществлять синтез (целое из частей); _ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; _ устанавливать причинно­следственные связи; _ строить рассуждения об объекте; _ обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку); _ подводить под понятие; _ устанавливать аналогии; _   оперировать   такими   понятиями,   как   проблема,   гипотеза,   наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; _   видеть   проблемы,  ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,  планировать   и проводить   наблюдения   и   эксперименты,   высказывать   суждения,   делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: _  осуществлять   расширенный   поиск   информации   в   соответствии   с исследовательской   задачей   с   использованием   ресурсов   библиотек   и   сети Интернет; _ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; _  строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей; различие,   сходство, _ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность,   общность, зависимость, совместимость, несовместимость, возможность,   невозможность   и   др.;   использованию   исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ допускать существование различных точек зрения; _ учитывать разные мнения, стремиться к координации; _ формулировать собственное мнение и позицию; _ договариваться, приходить к общему решению; _ соблюдать корректность в высказываниях; _ задавать вопросы по существу; _ использовать речь для регуляции своего действия; _ контролировать действия партнера; _ владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; _ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; _  с   учетом   целей   коммуникации   достаточно   полно   и   точно   передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; _ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; _ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; _  адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности. Программа предусматривает  достижение 3 уровней предметных результатов Первый уровень Второй уровень Третий уровень результатов (1 класс) результатов (2­3 класс) результатов (4 класс) Предполагает  приобретение  первоклассниками новых  знаний, опыта решения  проектных задач по  различным направлениям. Результат выражается в  понимании детьми сути  проектной деятельности,  умении поэтапно решать  проектные задачи. Предполагает  позитивное  отношение детей к  базовым ценностям  общества, в частности к образованию и  самообразованию.   Результат  проявляется в  активном  использовании  школьниками метода  проектов,  самостоятельном  выборе тем (подтем)  проекта,  приобретении опыта  самостоятельного  поиска,  систематизации и  оформлении  интересующей  информации. Предполагает  получение  школьниками  самостоятельного  социального  опыта.  Проявляется в  участии  школьников в  реализации  социальных  проектов по  самостоятельно  выбранному  направлению. Итоги реализации  программы могут быть  представлены через  презентации проектов,  участие в конкурсах и  олимпиадах по разным  направлениям,  выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. Материально ­ техническое обеспечение программы     Для   осуществления   образовательного   процесса   по   программе   «Я   ­ исследователь» необходимо  следующее:  1.  Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.  Магнитофон.  Мультимедийный проектор.  Компьютер.  Сканер.  Принтер лазерный. 2. 3. 4. 5. 6. Игры и игрушки. 7. 8. Настольные развивающие игры. 9. Электронные игры развивающего характера. 10. Оборудование класса. 11. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 12. Стол учительский с тумбой. 13. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 14. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. 15. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. Методическое обеспечение программы:  Методические виды продукции (инструкции для работы над проектом  для детей и для родителей, памятки работы в паре, памятки работы в  группе.)  Методические рекомендации А. И. Савенкова по работе над проектом. Список литературы для учителя 1. Григорьев   Д.   В.,   Степанов   П.   В..   Стандарты   второго   поколения:   Методический Внеурочная   деятельность   школьников   конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. [Текст]: 2. Гузеев В.В.   Метод   проектов   как   частный   случай   интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.­ 16с. 3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками.   [Текст]:   /   Зверкова   П.К.     М.:   Издательский   центр «Aкадемия»,   1999г.   –   204с.   Зиновьева   Е.Е.   Проектная   деятельность   в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, ­ 5с. 4. Кривобок   Е.   В.   Исследовательская   деятельность   младших   школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с. 5. Савенков   А.И.   Методика   исследовательского   обучения   младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. 6. Савенков   А.   И.   Психология   исследовательского   обучения  [Текст]:   / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005­  345с. 7. Чечель   И.Д.   Метод   проектов   или   попытка   избавить   учителя   от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.   М.: Директор школы, 1998, № 3­   256с. 8. Чечель   И.Д.   Управление   исследовательской   деятельностью   педагога   и учащегося в современно школе   [Текст]: / Чечель И.Д.   – М.: Сентябрь, 1998 ­ 320с. 9. Полат   Е.   С..   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в системе   образования   [Текст]:   /   Е.   С.   Полат,   М.   Ю.   Бухаркина,   М.   В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.  10.В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе  [Текст]: ­ В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 ­ 12с. 11.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От   действия   к   мысли:   пособие   для   учителя/[А.Г.   Асмолов,   Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2­ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с. 12.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный   Примерная   основная   образовательная образовательный   стандарт. программа.   В   2­х   книгах.   Начальная   школа/   Под   науч.   ред.   Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с. 13.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». ­ 2000, №7 14.    Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся:   Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001 для обучающихся  Ильичев   А.И.,   Соловьев     География   Кемеровской   области: Природные   условия   и   ресурсы:   Учебное   пособие.­   АО   Кемеровское книжное издательство, 1994. – 366с.   Л.И.    Л.И.Соловьев Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей [Текст]: / Л.И.Соловьев Кемерово, 2008. – 403с.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие:  «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.­ 159с.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы: 1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс]  http://www.mirknig.com/ (09.03.11) 2. Большая детская энциклопедия (6­12 лет). [Электронный ресурс]  http://all­ebooks.com/2009/05/01/bolshaja­detskaja­jenciklopedija­6­12.html (09.03.11) 3. А.Ликум ­ Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс]  http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_ vse_obo_vsem._5_ (09.03.11) 4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]  http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) 5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный   ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11) 6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания  ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать  помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu­expert.ru/node/2696  (09.03.11)  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.  Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11) 7. 8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2496 8/Itemid,118/    http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста

Кружок  «Я - исследователь» программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018