2
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА
Крыла́тая раке́та — беспилотный летательный аппарат однократного запуска, траектория полёта которого определяется аэродинамической
подъёмной силой крыла, тягой двигателя и силой тяжести
4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
Идея создания беспилотной, автоматически управляемой «летающей бомбы» появилась практически сразу же после зарождения авиации : ещё в 1910 году. Её предложил французский инженер Рене Лоран, более известный, как обладатель патента 1913 года на прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Необходимые условия для реализации этой идеи технологии были вскоре созданы:
В 1913 году школьный учитель физики немец Вирт (Wirth) разработал комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом и представил его на арене цирка, управляя небольшой моделью аэроплана.
Во Франции летом 1914 года на самолёте американской компании Curtiss был впер-вые опробован гироскопический автопилот американца Элмера Сперри
Практические разработки велись сразу в нескольких странах. Первые практические шаги были сделаны американским изобретателем Питером Хьюиттом привлёкшим в апреле 1915 года к проекту создания «летающей бомбы» Элмера Сперри
5
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
Сентябрь 1931г.
Группе изучения реактивного
движения (ГИРД).
Сотрудники МосГИРД (1931). Слева-направо, стоят: И. П. Фортиков, Ю. А. Победоносцев, Заботин; сидят: А. Левицкий, Н. В. Сумарокова, С. П. Королёв, Б. И. Черановский, Ф. А. Цандер
1932 г. - Бригада крылатых ракет с ЖРД
Руководили последовательно
С.П. Королёв
Н.А.Железняков
А.В. Чесалов
+
1921 г. -Газодинамическая лаборатория (Ленинград)
1933г. - Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ, с 1937 - НИИ-3)
Сектор крылатых ракет. Начальники последовательно:
С.П. Королёв
В.И. Дудаков
А.И. Стеняев
6
КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ СЕРГЕЯ КОРОЛЁВА
КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ С.П. КОРОЛЕВА
Установлен кислородный двигатель 09 с максимальной тягой около 50 кг Вес ракеты
составлял 30 кг Фактически
06/1 (1933)
«212» (1934-1938)
Испытания ракеты 06/I. Фото: warthunder.ru
Экспериментальная управляемая крылатая ракета, серия которых была разработана в 1934—1938 годах реактивным научно-исследовательским институтом (ракеты 212, 201, 216, 217).
Первый полёт состоялся 29 января 1939 года
7
НЕМЕЦКИЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ ПЕРИОДА II МВ
«Фау-1» (V-1 (Vergeltungswaffe Eins), A-2, Fi-103, «Физелер-103», FZG 76 (1942-1944)
Произведено 25 тыс. единиц.
Основные технические характеристики
Максимальная дальность: до 280 км – 370 км Скорость полёта: 656-800 км/ч (от текущей массы) Боевая часть: фугасная, 700-1000 кг
Высота полета6 200 – 3000 м.
Запускалась с катапульты, позднее с самолетов Не-111, JU-88…
Бомбардировка Лондона Фау-1
8
АМЕРИКАНСКИЕ ФАУ ПОСЛЕ II МВ
12 июля 1944 г из Великобритании в США самолётами отправили свыше тонны обломков ФАУ-1. Через сутки обломки доставили на базу Райт-Паттерсон Филд, где специалисты ВВС в течение трёх недель изучили конструкцию ФАУ-1 и собрали один само-лёт-снаряд.
Через несколько недель американцы изготовили модифицированный самолёт-снаряд, получивший обозначение JB-2 и отличавшийся от немецкой V-1 типом старта (с помощью твердотопливного ракетного ускорителя) и радиокомандной системой наведения, повысившей точность ракеты.
В марте 1950 г ВМС США закрыли прог-рамму «Лун» в пользу более современной крылатой ракеты типа «Регулус I»
JB-2 (1944-1945)
Лётно-технические характеристики:
Размах крыльев — 5395 мм (17,7 футов)
Длина — 7193 мм (23,6 футов)
Взлётная масса — 2277,5 кг (5021 фунтов)
Масса боевой части — 952,5 кг (2100 фунтов)
Тип и марка двигателя — 1 × ПВРД Ford PJ31-F-1 + твердотопливные ракетные ускорители
Тяга на земле — 4.0 кН (363 кГс)
Мощность двигателя — 850…900 амер. л.с.
Маршевая скорость — 563…684 км/ч (350…425 миль в час)
Дальность полёта — 241 км (150 миль)
9
ШВЕДСКИЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ ПЕРИОДА II МВ
«Робот-310» - реактивная летающая торпеда
11 мая 1944 г хорошо сохранившуюся ракету ФАУ-1 шведы нашли у Брёсарпа в Сконе.
Шведские ВМС первыми за-казали компании SAAB разра-ботку «воздушных торпед» на основе ФАУ-1.
Проектирование первой ракеты Saab RB310 («Робот-310») началось в 1945 г , а первые её испытания прошли в июне 1946 г.
RBS-15 (Robotsystem 15)
ТТХ | RBS-15Mk1RBS-15F[2] | RBS-15 Mk2 | RBS-15 Mk3 |
Год принятия на вооружение | 1985 | 1997[3] | 2004 |
Дальность действия, км | 90 | 100 | 200 |
Система наведения | ИНС+АРЛГСН | ИНС+GPS+АРЛГСН | |
Тип двигателя | ТРД | ||
Скорость полёта, число М | 0,8 | ||
Длина ракеты, мм | 4350 | ||
Диаметр корпуса ракеты, мм | 500 | ||
Диаметр со сложенным крылом, мм | 850 | ||
Размах крыла, мм | 1400 | ||
Стартовый вес ракеты без ускорителей, кг | 598 | 620? | 630 |
Стартовый вес ракеты с ускорителями, кг | 770[4] | 790[3] | 800 |
Тип боевой части (масса) | полубронебойная (200 кг) | ОФ с ГПЭ (200 кг) |
10
САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ
Владимир Николаевич Челомей
(1914-1984)
Осенью 1944 г из Англии и Польши в СССР поступают образцы ракет ФАУ-1 На заводе № 51 создается специальное конструктор-ское бюро для работ с самолётами-снарядами. 19 октября 1944 г главным конструктором завода № 51 назначается В Н Челомей.
В соответствии с постановлением +ГКО от 18 января 1945 г заводу № 51 было поручено спроектировать и построить по типу ФАУ-1 самолёт-снаряд и совместно с ЛИИ провести его испытания в феврале-апреле 1945 г.
Челомеевскому изделию ФАУ-1 был присвоен индекс 10Х Как и ФАУ, 10Х изготавливалась в вариантах «земля — земля» и «воздух — земля»
11
САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ В.Н.ЧЕЛОМЕЯ
Ракета Челомея 10Х
10Х |
| |
Длина, м | 8,312 | 7,5 |
Диаметр фюзеляжа, м | 0,84 | 0,85 |
Размах крыла, м | 5,36 | 6,5 |
Ширина ракеты, м | 2,5 | |
Высота без стартовой ступени, м | 1,85 | |
Стартовая масса, кг | 2130 | 3300-3500 |
Масса в полёте, кг | 2500 | |
Масса БЧ, кг | 800 | 800-1000 |
Максимальная скорость, км/ч | ~600 | |
Дальность, км | 240 | |
Высота полёта, м | ~2000 | 200-1000 |
Отклонение по курсу, градусы | 0,2 (1948 г.) | |
Двигатель | ПуВРДД-3 | Д-3 или Д-5 |
Тяга, кгс | 325 | |
Горючее | бензин Б-70 | |
Масса топлива, кг | 450-500 | |
Стартовые ускорители | 2×РДТТ РБТ-70 | |
Масса ускорителей | 1000 | |
Взрыватель | ВУ-1 и АВ-516 | |
Система управления | автопилот АП-52 или радиокомандна |
12
ФРОНТОВАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА №1
В 1954 г на вооружение ВВС США был принят самолёт-снаряд ТМ-61А «Матадор»
Годы разработки: 1946-1949
Производство: 1950-1958
Дальность — 1000 кмБоевая часть — ядерная W-5, 50 КтСкорость полёта — 1040 км/чПотолок — 10600 м
Постановлением Совмина № 864–372 от 11 мая 1954 г. была задана разработка самолёта-снаряда с ядерным зарядом для поражения наземных целей.
Разработка самолёта-снаряда была поруче-на филиалу ОКБ-155 Самолёт-снаряд был похож на уменьшенную копию истребителя МиГ-15
13
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА КС-1
КС-1 (от «Комета-снаряд», изделие «Б», индекс ГРАУ — 4К87, по классификации МО США и НАТО — AS-1 «Kennel») — первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета.
МОДИФИКАЦИИ
КСС ( от «Комета — самолёт-снаряд») — противокорабельный ракетный комплекс
«Стрела» — комплекс наземного стационарного базирования с крылатой ракетой, созданной на базе «Кометы» с реактивным ускорителем СПРД-15.
С-2 «Сопка» (индекс ГРАУ: 4К87, код НАТО: SSC-2B «Samlet») — подвижный береговой противокорабельный ракет-ный комплекс наземного базирования с реактивным ускорителем СПРД-15.
ФКР-1 ( от «фронтовая крылатая ракета», также «изделие КС-7») — крылатая раке-та наземного базирования, созданная ОКБ-155 на базе ракеты комплекса С-2 «Сопка» и предназначенная для нанесения ударов (в том числе ядерных) по наземным целям в тактической глубине на дистанциях до 125 км.
14
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-5
П-5 (индекс УРАВ ВМФ — 4К34, по классификации МО США и НАТО: SS-N-3c Shaddock) советская крылатая ракета для запуска с подводных лодок. Комплекс был принят на вооружение ПЛ в 1959 году. Разработка велась в ОКБ-52.
Первая в мире ракета с автоматически раскрывающимся в полёте крылом, стартующая из герметичного контейнера.
Главный конструктор В.Н.Челомей. Годы разработки : 1957-1959. Принята на вооружение 19 июня 1959 г.
Тактико-технические характеристики: Масса: 4300 кг Дальность стрельбы: 500 км Скорость полёта: 1250 км/ч.
Боевая часть: Фугасная. Ядерная — типа РДС-4, 200 кт (позднее 650 кт). Масса БЧ — 800—1000 кг.
Маршевый двигатель: ТРД КРД-26. Тяга — 2,25 т.
Ускорители: 2×РДТТ. Общая тяга — 36,6 т. Время работы — 2 сек.
15
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-35
П - 35
П - 5
П-35 (П-6) (Индекс УРАВ ВМФ: 4К44, по классификации МО США и НАТО: SS-N-3a Shaddock, с англ. «Поме́ло») — советская крылатая противокорабельная ракета, разработанная в ОКБ-52, дальнейшее развитие ПКР П-5. Предназначалась для вооружения надводных кораблей, подводных лодок и береговых ракетных комплексов, имеет гибкие программируемые траектории полёта.
РАЗМЕЩАЛИСЬ
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-146 ПРОЕКТА 613
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-164 ПРОЕКТА 655
КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 58
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134
16
ФРОНТОВАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА С-5 (ФКР-5)
Ракета С-5 была создана на базе ракеты П-5 и внешне напоминала её Система наведения ракеты инерциальная НИИ-125 разработало для С-5 заряд стартового ускорителя СПРД-34М-6 с шашкой длиной 2160 мм и диаметром 122 мм Старт ракеты С-5 производился из транспортно-пускового контейнера под углом к горизонту 15° Стартовый вес ракеты 5400 кг, максимальная дальность стрельбы 500 км, минимальная 80 км
Боевая часть — фугасная ТК-11, ядерная 3Н23 или химическая «Туман-1» (ракета С-5Т, рецептуры Р-55 и с 1964 г — Р-60)
Пусковая установка для ракет С-5.
17
РАКЕТА П-10 КОНСТРУКТОРА БЕРИЕВА
Работы над самолётом-снарядом П-10 была начаты ОКБ Г М Бериева по Постановлению Совмина № 1601–892 от 25 августа 1955 г.
Ракета П-10 летела на высоте 200–400 м на дальность до 600 км Ракету предполагалось оснастить ядерной боеголовкой РДС-4 .
Длина ракеты П-10 составляла 11 125 мм, высота с килем 1707 мм, размах крыла 3740 мм Ракета была оснащена маршевым твердотопливным двигателем КРД-9 с тягой 2600 кг и двумя стартовыми пороховыми двигателями ПРД-26.
Устанавливалась на подводных лодках проекта П-611
Г.М.Бериев
18
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА К – 12БС ДЛЯ Бе-10
Бе-10
Ракета К-12БС предназначалась для поражения бронированных кораблей, крупных транспортов и радиолокационно-контрастных наземных целей.
Ракета оснащалась серийным жидкостным реактивным двигателем С2 722В с турбонасосной подачей топлива.
Максимальная скорость полёта 2500 км/час Высота полёта ракеты 5–12 км Дальность стрельбы — от 40 до 110 км Длина ракеты 8,36 м Крылья стреловидные с углом 65°, размах крыльев 2,25 м Стартовый вес 4,3 т Вес боевой части составлял около 350 кг Бо-
евая часть могла быть как ядерной, так и фугасно-кумулятивной В последнем случае она содержала 216 кг взрывчатого вещества
19
РАКЕТА П-20 КОНСТРУКЦИИ ИЛБЮШИНА
19 апреля 1956 г ОКБ-240, (С В Ильюшин), получило техническое задание на разработку самолёта-снаряда, способного развивать скорость до 3200 км/ч, подниматься на высоту порядка 20 км
и преодолевать расстояния не менее 2000–3000 км Проект получил условное обозначение П-20 и шифр «Сокол»
Длина ракеты составляла около 21 м, размах крыльев — 7,25 м, максимальный диаметр корпуса — около 2 м
Стартовый вес ракеты с ускорителями — 27– 30 тонн Вес боевой части со спец-зарядом типа «46» — около 3 т Мощность спецзаряда — 1–3 Мт
Дальность полёта — около 3000 км Маршевая высота полёта — 24–30 км
Скорость 3200 км/час Круговое вероятное откло-нение при астрокоррекции — 3 км, без астрокоррекции — 10 км
21
МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ РАКЕТА SM-62 «СНАРК»
Нортроп SM-62 «Снарк» (Northrop SM-62 Snark, с 1947 по 1951 годы — американс-кая стратегическая межкон-тинентальная крылатая ракета (КР). По американской классификации того времени — «беспилотный бомбарди-ровщик (pilotless bomber). Единственная когда-либо при-нятая на вооружение межкон-тинентальная крылатая раке-та. Состояла на вооружении ВВС США с 1958 по 1961 год
Длина ракеты составляла 20,47 метра при размахе крыла 12,88 метра и стартовой массе 21839 кг.
Двигательная установка снаряда состояла из турбореактивного двигателя J-57 компании Пратт-Уитни и двух твердотопливных стартовых ускорителей компании Аэроджет-Дженерал,
Радиус действия ракеты составлял около 10 180 км при средней скорости 1050 км/ч. Потолок достигал 17 000 метров
22
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА «НАВАХО» SM-64
XSM-64 | XSM-64A | |
Длина | ракета - 20,65 м | ракета - 26,7 м |
Размах крыла | 8,71 м | 13 м |
Высота | 2,9 м | н/д |
Диаметр ускорителя | 1,78 м | 2,4 м |
Масса | ракета - 27,2 т | ракета - 54,6 т |
Скорость | 2,75М | 3,25М |
Потолок | 24000 м | > 24000 м |
Дальность полета | 5600 км | 10000 км |
Двигатели | Ускоритель: ЖРД North American XLR71-NA-1 тяга 1070 кН; | Ускоритель: ЖРД North American XLR83-NA-1 тяга 1800 кН; |
Боевая часть | нет | термоядерная W-39, 4 Мт |
В 1956 году ВВС поменяли систему обозначений своих ракет, в результате ракеты семейства Navaho получили следующие обозначения: XCM – 64 b XCM – 64A
23
МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ «БУРЯ» И «БУРАН»
Технические характеристики ракеты «Буря» | ||
Характеристика | Первая ступень | Маршевая ступень |
Длина ступени, м | 18,9 | 18 |
Диаметр корпуса, м | 1,60 | 2,20 |
Размах крыла, м | 7,746 | |
Площадь крыла, м² | 60 | |
Взлётная масса, кг | 2 × 27 000 | 40 860 |
Сухая масса, кг | 2 × 4000 | 13 000 |
Двигатель | 2 четырёхкамерныхЖРД С2.1150 | ПВРД РД-012У |
Тяга двигателя, кгс | 2 × 68 400 | 7650 |
Компоненты топлива | окислитель —азотная кислота,горючее — амины | керосин |
Крейсерская скорость,число М | 3,1 ÷ 3,3 | |
Высота полёта, м | 17 000 ÷ 25 000 | |
Расчётная дальность, км | 8500 |
24
МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ «БУРЯ» И «БУРАН»
ТТХ М-40 (Буран) | |
Технические характеристики | |
Стартовая масса, кг | 175 480 |
Масса боевого заряда, кг | 3 500 |
Полная длина, м | 27,35 |
Высота, м | 7,15 |
Лётные характеристики | |
Система управления | астронавигационная |
Скорость полёта, число Маха | 3,1 |
Проектируемая дальность, км | 8 000 |
Проектируемый потолок, км | 17,0—36,0 |
Компоненты топлива | |
Окислитель | Азотная кислота АК-27И) |
Горючее | Керосин + Тонка |
Ускорители | |
Количество, шт. | 4 |
Длина, м | 19,1 |
Диаметр корпуса, м | 2,2 |
Тяга при старте, тс | 4 × 70,071 |
Маршевая ступень | |
Масса, кг | 60 000 |
Длина, м | 23,3 |
Диаметр корпуса, м | 2,35 |
Размах крыла, м | 11,35 |
Площадь крыла, м² | 98,662 |
Маршевый двигатель | РД-018У |
Диаметр двигателя, м | 2 |
Тяга двигателя, тс | 10,6 |
26
САМОЛЕТ-СНАРЯД ТУ-121
ДАННЫЕ САМОЛЁТА-СНАРЯДА ТУ-121
(ПО СОСТОЯНИЮ НА ИЮНЬ 1958 Г.)
Геометрия снаряда:
Длина, мм 24770
Размах крыла, мм 8400
Высота, мм 4614
Диаметр цилиндрической части корпуса, мм 1700
Угол стреловидности по передней кромке крыла 67°
Угол стреловидности по задней кромке крыла 3°55`
Весовая сводка самолёта-снаряда, кг
Вес пустого изделия 7215
Стартовый вес изделия 32600
Данные пусковой установки СТ-10:
Длина ПУ, м 25,0
Ширина ПУ, м: в стартовом положении 6,0
в походном положении 3,2
Высота ПУ в походном положении, мм: с изделием 4463
без изделия 2850
Клиренс ПУ, мм 700
Вес ПУ, т: с изделием 27,65
без изделия 21,25
28
АМЕРИКАНСКАЯ РАКЕТА «ТРМАГАВК»
Модифика-ция | RGM/UGM-109ATLAM-N | BGM-109GGLCM | RGM/UGM-109CTLAM-C | RGM/UGM-109ETomahawk Block IV(ранее Block V) | AGM-109LMRASM |
Базирова-ние | Надвод | Мобильн. | Надводная | Воздушное (A-6E) | |
Даль-ность | 2500 | 1250-1800 км | 1600 км] (2400) | ~600 км (564) | |
Длина | 5.56м | 5,84 м | |||
Скорость | До 880 км\час | ||||
Боевая часть | ядернаяW80(5-200 кт,110 кг | ядерная W84(5-150 кт) | ОФБЧ WDU-36/B, 340 кг (ВВ — PBXN-107) | ОФБЧ WDU-36/B, 340 кг (PBXN-107 Type 2) | ОФБЧ WDU-7/B 295 кг(Проникающая WDU-18/B Condo) |
29
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Параметр | RGM/UGM-109E «Томагавк» | 3М-14Э «Калибр» |
Тип и масса БЧ, кг | 340 | 450 |
Дальность полёта, км | 1600 | от 2000 |
Высота полёта, м | 30-50 | 50-150 |
Скорость, М | 0,75 | 0,8 |
Система наведения | Инерциальная; коррекция по данным GPS и двухсторонней спутниковой связью | Инерциальная; радиолокационная; коррекция по данным GPS (ГЛОНАСС) |
30
ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕФИКАЦИЙ «КАЛИБРА»
Ракета | 3М-54Э | 3М-54Э1 | 3М-14Э | 91РЭ1 | 91РТЭ2 |
Внешний вид | |||||
Длина, м | 8,22 | 6,20 | 7,65 | 6,20 | |
Диаметр, мм | 533 | ||||
Стартовая масса, кг | 2000 | 1500 | 1770 | 2100 | 1200 |
Боевая часть | Проникающая фугасная200 кг | Проникающая фугасная400 кг | Осколочно-фугасная или проникающая фугасная450 кг | Торпеда АПР-3МЭ | Торпеда МПТ-1УМЭ |
Дальность полёта | 220 км | 300 км | 300 км[13] | 50 км | 40 км |
Скорость полёта, в числах Маха (М) | На марше: 0,8У цели: 2,9 | 0,8 | 2,5 | 2,0 | |
Траектория (высота полета) | На марше: 20 мУ цели: 10 м | 20 м | Над морем: 20 мНад сушей: 50-150 м | Баллистическая | |
Система управления | ИНС + РЛГСН | ИНС + РЛГСН | ИНС + РЛГСН+ коррекция по даннымГЛОНАСС или GPS | ИНС |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.