«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Оценка 4.7

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

Оценка 4.7
Игры +4
docx
Междисциплинарный 5
6 кл—11 кл +1
19.02.2017
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
27 слайдов с разработкой поэтапных конкурсных туров интеллектуальной игры, содержат интересные фотоматериалы о происхождении крылатых фраз и выражений.
Сценарий игры Крылатые фразы.docx
Авторская педагогическая разработка адаптационного типа «КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия «Вначале было Слово…» первая строка книги Нового Завета. При изучении истории России и особенно таких тем, как «Культура»,  невозможно по времени обратиться к истории происхождения крылатых фраз и  выражений, которые часто встречаются в нашей речи, и пришли к нам из глубины  веков, через поколения – от наших бабушек и дедушек. Необходимость создания  данной авторской разработки заключается в том, что культура русской речи,  богатая по содержанию, претерпевает негативные изменения. Объективные  процессы прогрессивного развития общества противоречивы и влекут за собой  как положительные, так и отрицательные тенденции: засорение русской речи  словами иностранного происхождения, элементарное непонимание значения слов  или целых выражений, появление молодёжного сленга, а ещё хуже,  ненормативной лексики. Разработка интеллектуальной игры «Крылатые фразы» поможет решить  одну из проблем нехватки времени при изучении истории русской культуры и  устранить одно из противоречий образовательного процесса: решение тестов  вместо живого общения студенческой аудитории. Главная идея, положенная в основу разработки, это обращение к истории  происхождения фраз и выражений, часто встречающихся в повседневной речи,  имеющими глубокие корни и географическую широту.  Главной целью данной авторской педагогической разработки является  повышение интереса обучающихся к истории своей страны, культуре и богатству  русского языка, развитие и закрепление общих компетенций, таких как: умение  работать в группе, поиск и использование информации, умение организовать свою деятельность.  Актуальность данной разработки заключается в обращении к истории  русской культуры и необходимость повышения интеллектуального уровня  обучающихся.  Данное   внеклассное   мероприятие   предполагает     несколько   видов самостоятельной   деятельности,   широкое   применение   наглядного   и дополнительного материала, что позволяет усилить интерес к выбранной теме; способствует   развитию   личности   студентов,   выработке   уважения   к   великому русскому языку, что   определяет новизну данной методической разработки. 1 Практическая значимость:  Внеурочное мероприятие способствует повышению интереса обучающихся к  истории нашей страны, осознанию себя частью единого целого, как носителя  культуры и традиций нашего русского народа. Мероприятие разработано в форме интеллектуальной игры, что позволяет лучше усвоить разнообразный  теоретический материал  и сформировать универсальные учебные действия  (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), в соответствии с новыми стандартами российского образования.           Сфера применения идеи: внеклассное мероприятие  для обучающихся  первого курса средних профессиональных учебных заведений всех профилей. Круг пользователей: Преподаватели, классные руководители, работающие со студентами  первого курса. В качестве ведущих могут привлекаться не только преподаватели  истории, русского языка и классные руководители, но и студенты старших  курсов. Задачи разработки: ­  стимулировать обучающихся к получению новых знаний; ­ содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей  Родине; ­ способствовать развитию и становлению личности студентов посредством их обогащения  знаниями истории; ­ развивать интерес  к темам, на которые отводится минимум аудиторных часов в курсе изучения истории; ­   совершенствовать   навыки   работы   с   материалом   учебника   и дополнительными источниками информации, в том числе Интернетом. ­   формировать гуманистическое мировоззрение; ­       развивать   ораторскую   речь   студентов   и     умение   работать   в   группе, оценивая не только свои достижения, но и работу других  студентов. Оборудование: 1. 2. 3. 4. Презентация Флажки для каждой команды Технические средства (компьютер, проектор, экран) Раздаточный материал 2 Форма   проведения   занятия:   интеллектуальная   игра,   включающая Содержание разработки: использование презентации. Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая. Ожидаемые результаты: В ходе занятия студенты углубляют  знания: • • о происхождении понятия «крылатые фразы» об истории и смысле различных крылатых выражений и формируют навыки: • • самостоятельной работы в мини­группах; использования   дополнительных   источников   информации   (книги, фотографии, иллюстрации); • публичного выступления  и культуры речевого поведения. Командная игра состоит из шести туров: I. Представление команд. II. Разминка «Экскурс в историю мировой культуры» III. «Что бы это значило?» объяснить фразу по картинке. IV. «Конкурс капитанов» V. «Кот в мешке» VI. «Закончи фразу: экскурс в историю культуры России» 3 Ход мероприятия Вступление.       Ведущий:  Крылатые слова известны нам с детства. Действительно, кто из  нас не слышал: «В здоровом теле здоровый дух» или: «Аппетит приходит во  время еды»? И чем взрослее, начитаннее, образованнее становится человек, тем  богаче его словарный запас. Это и литературные цитаты, и исторические фразы, и расхожие слова­образы. Блеснув чьей­либо мыслью или удачным оборотом, люди обычно не помнят, кто это сказал или ссылаются на некоего поэта, или вовсе, приписывают всякое  яркое выражение, например Наполеону. А ведь за каждым словом или  высказыванием стоит его автор или какой­либо конкретный источник, например,  Библия. Это и отличает собственно крылатые слова от устойчивых  фразеологических оборотов, которые имеют анонимное или фольклорное  происхождение. Кто это сказал? Когда? По какому поводу? Что, собственно, автор имел в  виду? очень интересно — получить точные ответы на эти вопросы. Возможны интересные открытия: например, «в здоровом теле — здоровый  дух» ­  выясняется, что автор этой фразы — римский сатирик Ювенал  вкладывал в нее совсем иной смысл, а точнее, прямо противоположный тому, который ныне  считается общепринятым, «молить надо богов о том, чтобы дух был здоровый в  теле здоровом...». Известная римская пословица, сложившаяся на основе этой  строки сатирика: «В здоровом теле здоровый дух — редкая удача». Но в русскую речь эта фраза вошла в усеченной, а потому искаженной форме. А Библия не  «разрешает» некоторые разновидности лжи («ложь во спасение»)… Наполеон и  иные знаменитости не произносили того, что им приписали... Впервые, само выражение «Крылатые слова» встречается неоднократно в  поэме «Илиада» и «Одиссея» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.): «Он крылатое слово промолвил», «Между собой обменялись словами  крылатыми тихо» и т. д. Но у древнегреческого поэта это выражение было только поэтическим образом. Современный смысл ему придал немецкий ученый XIX  века Георг Бюхман (1822— 1884), автор знаменитого сборника «Крылатые  слова» («Geflugelte Worte»). Этот сборник и поныне служит основным  4 источником сведений по «крылатым словам» с подробными комментариями  их  происхождения. На сегодняшней игре мы с вами обратимся к истории крылатых фраз и  узнаем для себя много нового и интересного. 1 тур. Представление команд. Визитная карточка команд построена на домашней заготовке: театрализованное представление любого крылатого выражения (в запасе должно  быть ещё одно, на случай повторения того же крылатого выражения другой  командой).  Может быть и другой вариант проведения этого тура: предложить различные  крылатые выражения на выбор командам в закрытом виде, как при жеребьёвке.  Участники игры должны будут экспромтом разыграть выбранную фразу. 2 тур. Разминка «Экскурс в историю мировой культуры» Кто быстрее поднимет флажок, узнав крылатое выражение, о котором идёт  речь. Ведущий зачитывает смысл выражения, а игрокам необходимо узнать и  назвать эту крылатую фразу и как они её понимают. Полный ответ оценивается в  2 балла, неполный – 1 балл. 1. Все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, куда?  (Все дороги ведут в Рим).  2. Иносказательно: о добровольной изоляции от внешнего мира. (Бочка Диогена). 3. Иносказательно: важно наличие денег, а не источник их происхождения.  (Деньги не пахнут).  4. Употребляется в значении «делать пустое, никчёмное дело, заниматься  ерундой». (Бить баклуши). 5. Означает «запомнить надолго», записав на дощечке, которую носили с собой.  6. (Зарубить на носу)  Иронически — об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы.  (Услужливый дурак опаснее врага или Медвежья услуга).  3 тур.  Интеллектуальный тур «Чтобы это значило?» На слайдах изображены крылатые выражения, но только в картинках. Какая команда первой догадается или придумает объяснение, сразу необходимо  поднять флажок. 5 4 тур. «Конкурс капитанов» На доске выставлены портреты известных в истории и литературе  личностей. Необходимо подобрать ту фразу, которая соответствует  высказываниям или характеристике этих деятелей, а пока они работают, можно  провести следующий тур. 5 тур. «Кот в мешке» Написать как можно больше крылатых выражений, связанных с  предметами, находящимися в мешке (ведущий достаёт из мешка предметы по  одному, а игроки быстро записывают фразы на листках). Часы (точность­вежливость королей; время­деньги; …) Деньги (зарыть талант в землю; не в деньгах счастье; деньги не пахнут) Камень (камень преткновения; камня на камне не оставить; время собирать  камни…) Шапка (тяжела ты шапка Мономаха; на воре и шапка горит; шапочное  знакомство) Хлеб (не хлебом единым жив человек; хлеб всему голова) Тарелка (на блюдечке с голубой коёмочкой; не в своей тарелке)  Бисер (метать бисер перед свиньями) Бумага (бумага всё стерпит; что написано пером, начать с чистого листа…) Яблоко (запретный плод сладок; яблоко раздора) Соль (съесть соли пуд; не солоно хлебавши) и т.д., и т.п. 6 Тур: «Закончи фразу: экскурс в историю культуры России»  (пока жюри подводит итоги, можно привлечь болельщиков) Ведущий называет первую часть фразы, игроки должны продолжить её.  Если гора не идет к Магомеду (то Магомед идет к горе) Мавр сделал свое дело, (мавр может уходить) Видеть сучок в чужом глазу (и не видеть бревна в сувоем) Не мечите бисер перед…(свиньями) Не хлебом единым (жив человек) Нет пророка (в своем отечестве) Уйти несолоно (хлебавши) Плясать под чужую (дудку) Пришел, увидел, (победил) Рыба гниет с (головы) Лед тронулся (господа присяжные заседатели) Не учите меня жить (лучше помогите материально). Или: 6 «Собери фразу» В конвертах, которые выдаются командам, находятся 2­3 фразы из истории  античного мира. Только фразы разрезаны на отдельные слова. Необходимо  быстро собрать их. Оценивается тур в 2­3 балла, в зависимости от количества  фраз, находящихся в конверте. Дополнительные баллы команда может  заработать, раскрыв смысл выражения и назвав его автора. Приложения.  «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ» Интеллектуальная игра.   Голубь мира 7 В Древнем Риме символами мира и миролюбия считались голуби, точнее, голубки (обычно с  оливковой ветвью в клюве) Венеры, богини любви, свившие себе гнездо в шлеме Марса ­ бога  войны. В библейском сказании о Всемирном потопе (Бытие, гл. 8, ст. 10—11) также  упоминается голубка, которую выпускает Ной, чтобы узнать, успокоилась ли стихия. Птица  возвращается на Ноев ковчег с оливковой (масличной) ветвью в клюве. А это означало, что  вода уже уходит, и из нее показались верхушки деревьев. Следовательно, Божий гнев утих. Так голубь стал в мировой культуре ассоциироваться с миром, умиротворением и т. д. Именно в качестве символа мира испанский художник Пабло Пикассо нарисовал (1949) голубя  с оливковой ветвью в клюве в качестве эмблемы для Первого конгресса мира. (Он проходил с  20 по 25 апреля 1949 г. в Париже и Праге.) После его завершения образ голубя мира прочно  вошел в общественно­политическую и газетную лексику. Второй тур.  Разминка  «Экскурс в историю мировой культуры» 1. «Бочка Диогена»  Иносказательно: о добровольной изоляции от внешнего мира. По преданию,  древнегреческий философ жил в бочке, желая показать, что истинный философ,  познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для  обычных людей.  2. «Деньги не пахнут» Иносказательно: важно наличие денег, а не источник их происхождения.  Римской казне срочно требовались деньги (в том числе и на строительство Колизея,  которое затеял император), но обычных доходов не хватало. Тогда император решил  ввести налог на общественные туалеты, устроенные в Риме. Узнав об этом, сын  императора начал упрекать отца за такое решение. Вместо ответа император поднес к  носу сына первые деньги, полученные от нового налога, и спросил, пахнут ли они.  3. «Все дороги ведут в Рим»  Когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний, для удержания  своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря  которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские  провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный  смысл. 4. «Бить баклуши»  Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовать отколоть чурку ­ баклуши. Это  было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. 5. «Зарубить на носу» Означает «запомнить надолго».  8 Эту памятную дощечку, бирку для записей – нос, носили с собой и делали зарубки на  память, или «Остаться с носом»: проситель в царской   России, когда обращался в  учреждение или суд, приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его  «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е.  с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться». 6. «Медвежья услуга»  Иронически — об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы. Также  «Услужливый дурак опаснее врага».  В басне И. А. Крылова «Пустынник и медведь» говорится о том, как Медведь, желая  услужить своему другу Пустыннику (отшельнику) и прихлопнуть муху, севшую тому на  лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника: Третий тур.  Интеллектуальный. «Чтобы это значило?» 9 «Всыпать по первое  число».  В старые времена учеников  школы часто пороли, иногда даже без какой­либо вины.  Если ученику доставалось  особенно сильно, его могли  освободить от дальнейших  порок в текущем месяце,  вплоть до первого числа  следующего месяца!  10 «Дойти до ручки»  В Древней Руси калачи  выпекали в форме замка с  круглой дужкой. Горожане  нередко покупали калачи и  ели их прямо на улице,  держа за эту дужку, или  ручку. Из соображений  гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение  собакам.  По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня  выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.             11 «Сирота Казанская» После взятия Казани, Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно явившихся к нему татар. Многие из них, желая получить богатые подарки,  притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда и появилось выражение «сирота  казанская».  «Шиворот на выворот» Во времена Ивана Грозного на Руси одним из знаков достоинства вельможи являлся расшитый  воротник, который назывался «шиворот». Если же какой­нибудь боярин подвергался царскому  12 гневу и опале, его по обыкновению сажали на тощую клячу спиной вперёд, предварительно  вывернув одежду наизнанку. С тех пор закрепилось выражение «шиворот­навыворот» в  значении «наоборот, неправильно».  13 «Водить за  нос» Видно, дрессированные медведи были очень популярны, так как связано это выражение с  ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли  их , бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.  «Мальчик для битья» Из повести «Принц и нищий» (1882) американского писателя Марка Твена. В ней рассказывается о том, что в давние времена при юном наследнике английского престола состоял «паж для побоев», который должен был сносить все телесные наказания, которые полагались за плохую учебу принцу, будущему королю Англии — нельзя же было поднимать руку на «священную персону принца Уэльского», будущего короля Англии. Иносказательно: человек, страдающий за чужие провинности. Аналог «козла отпущения». Игра для болельщиков: 14 «Продолжи или собери фразу» В конвертах, которые выдаются командам, находятся 1 ­ 2 фразы, только фразы  разрезаны на отдельные слова. Необходимо быстро собрать их. Оценивается тур в 2­3 балла, в  зависимости от количества фраз, находящихся в конверте. Дополнительные баллы команда  может заработать, раскрыв смысл выражения и назвав его автора. Например:  ­ «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры». С латинского: Mundus universus exercet histrionam [мундус унивэрсус ег­зерсэт  хистрионам]. Буквально: Весь мир занимается лицедейством. Авторство этой фразы традиционно приписывается Уильяму Шекспиру. Действительно, в его пьесе «Как вам это понравится» один из персонажей говорит: Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, любовник, Солдат, судья, старик. Но первоисточник шекспировских слов — сочинения римского писателя Петрония (Гай  Петроний,.?—66). Его строка Mundus universus exercet histrionam украшала фронтон здания,  где размешался театр «Глобус», для которого писал свои пьесы Шекспир. Иносказательно: каждый играет одну (или несколько ролей) вынужденно или  добровольно (ирон.). ­ «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю». С древнегреческого (в латинской транслитерации): Dos moi pu sto, kai tan gan kinaso  [дос мой пу сто, кай тан ган кинасо]. Буквально: Дай. где стать, и я поверну Землю. Слова великого физика и математика классической античности Архимеда Сиракузского  (287—212 до н. э.). Это развитие основной идеи закона рычага, открытого Архимедом: чем  длиннее рычаг, тем большую силу он обеспечивает. Соответственно у бесконечно длинного  рычага бесконечно большая сила. И сам же Архимед имел случай применить этот закон на практике. Когда правитель  города Сиракузы Гиерон попросил мыслителя показать его действие, Архимед, построив  достаточно сложную систему рычагов, вытащил на берег корабль одним движением руки, то  есть сделал в одиночку работу сотни человек. Иносказательно: дайте мне возможность сделать то, что я хочу, и я сделаю большое,  важное дело, удивлю всех. 15 Литература и источники: 1.Большая советская энциклопедия. Википедия. 2.Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты;  Образные выражения. — 4­е изд., доп. — М.: Художественная литература, 1987. 3.Георг Бюхман. Крылатые слова. http://letter.com.ua 4.А. Ю. Кожевников, Т. Б. Линдберг.  Крылатые фразы и афоризмы литературных героев. http://litirus.ru/slovari/poslovitsyi­i­pogovorki­dlya­tehniki­rechi.html 5.Крылатая фраза. http://ru.wikipedia.org/wiki 6.Сказал как отрезал. http://www.otrezal.ru  7.Самый полный сборник афоризмов.http://www.aforizmov.net/tema/krylatye­frazy­ i­vyrazheniya 8.Сборник цитат афоризмов выражений. http://zestword.ru/krylatye­vyrazheniya 9.Афоризмы. http://aphorismos.ru/phrase 10.Крылатые выражения.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism 16

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия

«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Скачать файл