«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Крылатые выражения
Интеллектуальная игра
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Выражение
«крылатые слова»
впервые обнаружены в
поэмах «Илиада» и
«Одиссея»
легендарного поэта
Древней Греции
Гомера (IX в. до н. э.):
«Он крылатое слово
промолвил», «Между
собой обменялись
словами крылатыми
тихо» и другие.
Но у Гомера это
выражение было
только поэтическим
образом.
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Современный смысл
выражению «крылатые
фразы» придал
немецкий ученый XIX
века
Георг Бюхман ,
автор знаменитого
сборника «Крылатые
слова».
Этот сборник и поныне
служит основным
источником сведений по
«крылатым словам».
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Кулак с отогнутым в
любом направлении
пальцем обозначал
смерть для
побеждённого,
символизируя
обнажённый меч.
А чтобы даровать
жизнь, зрители
показывали кулак,
что обозначало меч,
спрятанный в
ножны.
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Первый тур. «Экскурс в историю».
Разминка
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
1. Во всякой империи, строго централизованном
государстве, дороги не могут не вести в столицу.
«Все дороги ведут в Рим».
2. Следующая фраза: о добровольной изоляции от
внешнего мира.
«Бочка Диогена».
3. Следующая: важно наличие денег, а не источник их
происхождения.
«Деньги не пахнут».
4. Это выражение употребляется в значении «делать
пустое, никчёмное дело, заниматься ерундой».
«Бить баклуши».
5. Следующая фраза означает «запомнить надолго»
«Зарубить на носу».
6. Следующая: об услуге, которая приносит больше вреда,
чем пользы.
«Услужливый дурак опаснее врага» или «Медвежья
услуга».
7. Это выражение употребляется в смысле осуждения,
когда человек разговаривает слишком громко.
«Кричать во всю ивановскую».
8. Следующая фраза означает «работать плохо,
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
«Чтобы это значило?»
Второй тур, где необходимо назвать известную
крылатую фразу по картинке и рассказать
историю её происхождения.
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Что значит «дойти до
ручки»?
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
«Дойти до ручки»
В Древней Руси калачи выпекали в форме
замка с круглой дужкой. Горожане нередко
покупали калачи и ели их прямо на улице,
держа за эту дужку, или ручку. Из
соображений гигиены саму ручку в пищу не
употребляли, а отдавали её нищим либо
бросали на съедение собакам.
По одной из версий, про тех, кто не брезговал её
съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня
выражение «дойти до ручки» значит совсем
опуститься, потерять человеческий облик.
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Почему «всыпать по первое число»?
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
«Всыпать по первое число»
В старые времена учеников школы часто
первое число».
пороли, иногда даже без какой-либо вины.
Если ученику доставалось особенно сильно,
его могли освободить от дальнейших порок
в текущем месяце, вплоть до первого числа
следующего месяца!
Именно так возникло выражение «всыпать по
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Почему «сирота
казанская» ?
Портрет Ивана
Грозного
XVI век
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
«Сирота казанская»
• После взятия Казани, Иван Грозный,
желая привязать к себе местную
аристократию, награждал добровольно
явившихся к нему татар. Многие из них,
желая получить богатые подарки,
притворялись сильно пострадавшими от
войны. Отсюда и появилось выражение
«сирота казанская».
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Откуда «Шиворот -
навыворот»?
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
«Шиворот – навыворот»
Во времена Ивана Грозного на Руси одним из
знаков достоинства вельможи являлся
расшитый воротник, который назывался
«шиворот».
Если же какой-нибудь боярин подвергался
царскому гневу и опале, его по обыкновению
сажали на тощую клячу спиной вперёд,
предварительно вывернув одежду наизнанку.
С тех пор закрепилось выражение «шиворот-
навыворот» в значении «наоборот,
неправильно».
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
«Водить за нос»
Видно, дрессированные медведи
были очень популярны, так как
связано это выражение с
ярмарочным развлечением. Цыгане
водили медведей за продетое в нос
кольцо. И заставляли их , бедолаг,
делать разные фокусы, обманывая
обещанием подачки.
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Кто страдал за
чужие грехи?
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
«Мальчик для битья»
• Из повести «Принц и нищий» (1882)
американского писателя Марка Твена.
В ней рассказывается о том, что в давние
времена при юном наследнике английского
престола состоял «паж для побоев»,
который должен был сносить все телесные
наказания, которые полагались за плохую
учебу принцу, будущему королю Англии —
нельзя же было поднимать руку на
«священную персону принца Уэльского»,
будущего короля Англии.
Аналог «козла отпущения».
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Ритуал описан в Ветхом
Завете:
первосвященник
символически возлагал
грехи всего еврейского
народа на козла и его
уводили в пустыню.
Отсюда —
«козёл отпущения».
Отсылание козла в
пустыню символизирует
очищение от всех грехов
и уничтожение
последствий всех дурных
дел сынов Израиля в
результате полного
раскаяния и стремления
приблизиться ко
Всевышнему.
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Конкурс
капитанов
Третий тур
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Кот
в мешке
Четвёртый тур.
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Продолжи
фразу
Пятый, завершающий тур.
Игра с болельщиками.
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Жюри подводит итоги
Завершение игры
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
1. Гомер. «Илиада» и «Одиссея»
2. Энтони Троллоп. «Барсетширские
хроники»
3. Джейн Остин. «Гордость и
предубеждение»
4. Джонатан Свифт. «Приключения
Гулливера»
5. Шарлотта Бронте. «Джен Эйр»
6. Лев Толстой. «Война и мир»
7. Чарльз Диккенс. «Дэвид
Копперфильд»
8. Уильям Тэккерей. «Ярмарка
тщеславия»
9. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари»
10. Джордж Элиот. «Миддлмарч»
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Книги, изменившие мир.
71. Карл Маркс. «Капитал»
72. Том Пэйн. «Права человека»
73. Жан-Жак Руссо. «Общественный
договор»
74. Алексис Токвиль. «Демократия в
Америке»
75. Карл фон Клаузевиц. «О войне»
76. Никколо Макиавелли. «Государь»
77. Томас Гоббс. «Левиафан»
78. Зигмунд Фрейд. «Толкование
сновидений»
79. Чарльз Дарвин. «Происхождение
видов…»
80. Дени Дидро. Энциклопедия
«КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ И ВЫРАЖЕНИЯ» методическая разработка внеурочного мероприятия
Спасибо за внимание,
а главное – за
участие!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.