«Россия и Крым: мы вместе»
Цель: создание объективной картины о происходящих событиях на международной арене и в частности в Крыму.
Задачи:
1. Сформировать представление обучающихся об истории взаимоотношений России и Крыма;
2. Способствовать формированию гражданской позиции и самосознания обучающихся, через диалог на уроке и самостоятельной подготовки к дискуссии.
3. Воспитывать патриотические чувства и гордость за страну и её героическую историю, за сильных и уважающих международное право лидеров государства.
Оборудование: медиа- аппаратура, видео с речью президента В.В.Путина, презентация….
Ход урока.
1. Вступительная часть урока.
1.1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, уважаемые друзья, коллеги, Вадим Иванович. Мы сегодня с вами имеем замечательную возможность обсудить, проанализировать, сформировать мнение о тех событиях, которые в последнее время интересуют большинство граждан нашей страны.
Начать хотелось бы с выступления В.В.Путина на Красной площади 18 марта 2014 года, которое озаглавит нашу встречу и попробует выстроить те проблемы, которые мы будем обсуждать.
1.2. Просмотр видеофрагмента, в ходе которого так же проиграет гимн – 4 минуты (http://www.youtube.com/watch?v=csnMyd0Qlj0)
1.3. Мини-обсуждение проблемы урока.
· О чём мы с вами сегодня поговорим? (ответы детей)
2. Основная часть урока
2.1. Историческая часть проблемы - рассказ учителя.
Воссоединение России и Крыма – та этапная веха, которую миллионы людей ждали более двух десятилетий. И вот теперь мы вместе. Сегодня тема Крыма волнует абсолютное большинство людей, и у вас, как молодого поколения должно быть чёткое понимание того, что значит воссоединение Крыма с Россией.
Но давайте попробуем оценить те исторические этапы развития российско-крымских отношений.
Современное название полуострова, происходит от тюркского слова "кырым" — вал, стена, ров. С VIII-IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир. В XIII веке на территорию полуострова вторглись ордынские войска, и был образован Крымский улус, а позднее, с 1443 г. - самостоятельное Крымское ханство. Развитие экономики и культуры Крыма и его растущее сближение с Русью были надолго остановлены ордынским нашествием.
После распада Золотой орды в середине 15 века Крым разделён: с одной стороны – это степное крымское ханство, которое стало вассалом Османской империи, горное княжество Феодоро и генуэзская колония на южном побережье. Этот период в истории называют самым кровопролитным, ведь 3 столетия Османская империя безнаказанно терроризировала южнорусские земли, угоняя людей в рабство, по подсчётам историков цифра достигает около 2 миллионов людей. Когда Крым был присоединён к России, Екатерина II потратила 1 млн.зол.рубл. на выкуп пленных.
В 1783 году Крым вошел в состав России. С этого времени возрастает приток населения на полуостров Крым, растут города, развивается торговля, сельское хозяйство. На берегу превосходной природной гавани в 1783 г. закладывается город Севастополь как база Черноморского флота, годом позже Симферополь, ставший центром Таврической области. В 1787 году западные страны в лице Англии, Швеции и Пруссии, обещают Стамбулу с ликвидацией русской военной базы. Однако флот России защитил свои крепости, и имена Суворова и Ушакова стали известны в мире.
В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-адмирала В.И. Истомина. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир, как город русской боевой славы. За 11 месяцев боёв противник обрушил на Севастополь 1,5 млн. артиллерийских снарядов, 30 млн. оружейных пуль. Среди тех, кто оборонял Севастополь были Л.Н.Толстой, основатель русской военной хирургии Н.Пирогов.
В период Великой Отечественной войны Крым становится важной территорией для захвата немцами, так как эта земля была частью пути к нефти Кавказа. Вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях С 1941-1944 Крым был оккупирован немцами и румынами, до того как советская армия начала освобождение полуострова.
Весной 1954 года по указу 1 секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва Крым передали Украине, не спросив мнения жителей и ссылаясь на территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи. Лишь через несколько десятилетий полуостров получил право автономии по итогам референдума января 1991 года. Почти 93,5 % граждан высказались за образование Крымской республики в составе СССР.
26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику Крым в составе Украины. В мае того же года принята конституция и введена должность президента. В марте 1995 г. решением Верховной Рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента — упразднен.
2.2. Современная политическая ситуация
В ноябре 2013 г. - феврале 2014 г. в Украине разразился политический кризис. На фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая ее обеспечить защиту его жизни и безопасности. На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей, пришедших на избирательные участки.
17 марта 2014 г. после референдума была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.
18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.
Дискуссия
1.
Как
вы оцениваете масштаб данного исторического события для России?
(возвращение исконных территорий, которые были потеряны по глупости некоторых
политиков в прошлом; заявка Западу, что мир уже не однополярен, а многополярен.
О том, что Россия всегда будет защищать русскоговорящее населения от фашистской
угрозы )
2. Как вы оцениваете тот факт, что большинство населения полуострова (82 % избирателей) пришло на избирательные участки, а 96,5 % граждан проголосовало за вхождение в состав России. (активная жизненная позиция граждан, культурное родство с Россией, усталость от дискриминации русскоговорящего населения, историческая справедливость, так как Крым всегда был русским… )
3. В знак солидарности по всей нашей стране прошли митинги в поддержку Крыма и его присоединения к России. Вот что это на ваш взгляд: активизация гражданского общества, ностальгия по советскому союзу, или пример имперского мировоззрения?
4. Мировые наблюдатели за ходом проведения референдума высказывались объективно: референдум проведён в законном порядке, с соблюдением норм международного права нации на самоопределение. В связи с этим посмотрим видеофрагмент (http://www.youtube.com/watch?v=3ZhO_k1hbcY) Почему всё-таки Европа и Сша не принимают данный факт как законный, называют вхождение Украины в состав России аннексией, а очевидные нарушения в собственной практике не замечают или не хотят замечать? Что это за политика двойных стандартов?
В связи с этим хотелось бы высказать восхищение нашему руководству страны, которое тактично, уважительно относилось к нормам международного права, которое стоит на принципах защиты русскоговорящего населения, даже в сложной ситуации на юго-востоке Украины мы просим мировое сообщество решать проблемы с помощью диалога, с помощью не применения силы. Но нас не слышат, и это огорчает.
5. В СМИ, интернете можно увидеть разные оценки присоединения Крыма к России. На ваш взгляд чего больше плюсов или минусов?
« Россия и Крым: «Мы вместе!»».
Задачи:
• познакомить учащихся с полуостровом Крым, его
природой и достопримечательностями;
• сообщить информацию о присоединении Крыма к
Российской Федерации;
• развивать кругозор, словарный запас,
восприятие;
• развивать память на основе упражнения «Узнай и
назови»;
• воспитывать патриотизм.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход
урока.
1.
Организационный момент.
Звучит гимн России. (слайд 1)
2.
Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок –
урок-путешествие. Мы будем с вами путешествовать.
- Что значит путешествовать? (Бывать в разных
местах, странах, унавать что-то новое, интересное).
- А как можно путешествовать? (Пешком, на
самолёте, на поезде, на корабле, на автобусе).
- Но прежде, чем отправиться в дорогу, давайте
вспомним в какой стране мы свами живём.
- Посмотрите на карту нашей страны. (слайд 2)
Россия очень большая страна и путешествовать по ней надо поездом или самолётом.
Мой край – моя страна,
Родимые просторы!
Мой край как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И быстрокрылый самолёт
Летит неумолимо.
На Север книжки он везёт
И яблоки из Крыма.
- А совсем недавно наша Россия стала ещё больше.
К нашей стране присоединилась республика Крым. (слайд 3)
- 21 марта президент нашей страны В. В. Путин
подписал указ о присоединении Крыма к России. (слайд 4)
- И вот сегодня мы отпривимся путешествовать в
Крым. А, чтобы быстрее попасть в Крым мы полетим на самолёте.
- Итак, представьте, что наш класс – это салон
самолёта, а наш экран иллюминатор (окно) самолёта. Рассаживаемся, пристегнули
ремни, внимательно слушаем и смотрим в иллюминатор самолёта.
- Внимание, ребята, мы приближаемся к
полуострову Крым.
3.
Природа Крыма.
- Крым – это полуостров. (слайд 5) Посмотрите
внимательно на карту Крыма. По своим очертаниям он напоминает – летящую птицу.
- Крым омывается водами Чёрного и Азовского
морей и мог бы быть островом, но Перекопский перешеек соединяет его с большой
землёй. (слайды 6, 7)
- Крым - одно из лучших мест для отдыха. Тысячи
людей приезжают в Крым, чтобы отдохнуть и полюбоваться его природой, его
красивыми достопримечательностями. Природа Крыма очень красива и уникальна.
Здесь есть:
• бескрайние степи; (слайд 8)
• холмы; (слайд 9)
• горы (гора кошка – по форме напоминает лежащую
кошку, медведь-гора – по форме напоминает белого медведя); (слайды 10, 11, 12)
• вулканы и вулканические скалы (Золотые ворота
– прибрежная скала в виде арки на берегу Чёрного моря); (слайды 13, 14)
• пещеры (Красная пещера – самая длинная пещера
в Крыму); (слайд 15)
• водопады (Водопад «мёртвой и живой воды»
находится возле Красной пещеры. На природной арке лежит камень, из-под которого
в разные стороны бьют два ключа. С одной стороны течёт живая вода, а с другой –
мёртвая. Там, где течёт живая вода, камень покрыт мхом и растёт трава. Со
стороны мёртвой воды нет ни одной травинки, камень белый и полностью голый);
(слайд 16)
4.
Города Крыма.
- А сейчас мы с вами пролетаем над главным
городом Крыма, его столицей Симферополем. Главная достопримечательность
Симферополя – железнодорожный вокзал. (слайд 17)
- Внимание, ребята, мы пролетаем над городом
Севастополь. Севастополь – город-порт на черноморском побережье Крымского
полуострова, город - герой. Во время Великой Отечественной Войны город
прославился героической обороной, которвая продолжалась 250 дней. (слайд 18)
- В Севастополе есть памятник затопленным
кораблям. (слайд 19)
- А сейчас мы с вами пролетаем над городом Ялта.
В Ялте есть детский парк «Поляна сказок». (Слайды 20, 21, 22, 23)
5.
Достопримечательности Крыма.
- В Крыму есть много красивых и необычных мест.
Огромное количество людей приезжает сюда, чтобы полюбоваться красотами этого
полуострова.
- На Аврориной скале, нависая над морем, стоит
необыкновенно красивый замок, ставший символом Крыма – Ласточкино гнездо. Он
действительно как гнездо ласточки, отважно завис на самом краю скалы. (слайд
24)
- В городе Севастополь находится башня ветров.
Предназначение этой башни – вентиляция огромного количества книг Морской
библиотеки. (слайд 25)
- Есть в Крыму музей шоколада. Все предметы в
музее сделаны из шоколада – посуда, статуэтки. В музее можно посмотреть
экспонаты, но дотрагиваться или съесть кусочек категорически запрещено. Чтобы
изделия из шоколада хранились долгое время, необходимо каждый день убирать пыль
и поддерживать определённую температуру. (слайд 26)
- В Крыму есть необычный дом – «дом вверх дном».
Его крыша упирается в землю, а фундамент поднят вверх. В доме всего две
комнаты. Люстра прибита к полу, а диван со стульями к потолку. (слайды 27, 28)
- А сейчас мы видим «Туманный колокол». Он был
отлит из пушек, захваченных у врагов во время русско-турецкой войны. Колокол
предупреждал мореплавателей о приближении берега и об опасности в плохую
погоду. В наши дни колоколу нет необходимости предупреждать моряков. Он
является памятником. Многие называют его колоколом – желаний. Стоит позвонить в
него, загадав при этом желание, и оно обязательно сбудется. (слайд 29)
6.
Упражнение «Унай и назови».
- Наше путешествие в Крым закончилось. И сейчас
проверим, насколько вы были внимательными во время нашего путешествия. На
экране будут появляться фотографии с изображением достопримечательностей Крыма,
вы должны будете вспомнить их название.
7.
Итог урока.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- Что интересного вы узнали о Крыме?
- Какие достопримечательности Крыма вам понравились?
- Ребята, а вы хотели ли побывать в Крыму?
- С 21 марта республика Крым входит в состав
нашей страны, и я надеюсь, что вы когда-нибудь обязательно побываете на этом
замечательном полуострове.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.