КТД по русскому языку "Тайны родного языка" для 5 классов
Оценка 4.8

КТД по русскому языку "Тайны родного языка" для 5 классов

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
русский язык
5 кл
19.02.2018
КТД по русскому языку "Тайны родного языка" для 5 классов
Презентация к КТД по русскому языку для 5 классов
Публикация является частью публикации:
СЦЕНАРИЙ КТД РЯ 22.02.2018.docx

КДТ в 5 классах «Тайны родного языка»

Дата проведения : 22.02.2018.

Подготовили классные руководители 5-х классов: Решетняк Г.Н. – 5 «В» ( ответ-ственная), Назарова В.Н.–5 «Г», Цветкова О.А. – 5 «А», Чернышова А. И.-5 «Б»

Цели:

- Стимулировать интерес к изучению русского языка;

- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

- Формировать умение работать креативно, работать в команде;

- Воспитывать уважение к русскому языку, к друг другу.

Домашнее задание командам ( в каждой от класса -5 человек) –творческое дело: придумать название, девиз, сочинить стихотворение к рифме:…книг, ….язык ( 3-4 строфы) и уметь его представить, капитанам – вспомнить известные пословицы о языке( есть в Приложении к мероприятию), 5 «А» - слова ведущей – Королевы Лингвинии, 5 «Б» - быстро рассказывать предложенные скороговорки, 5 «В» - подготовить выступление со стихотворением Алексея Ерошина «Неграмотный пират», 5 «Г» - подготовить сценку, всем – выразительное чтение наизусть стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык»

Сопровождение: презентация «Говорим на русском языке», экран, проектор, микрофоны.

Оформление зала: газеты по русскому языку, ребусы

Появляется ученица - королева Лингвиния

Л: Я, королева Лингвиния, заявляю в присутствии всех счастливых жителей моего королевства Русского языка:

 ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ВСЕГДА И СЕГОДНЯ,

 

НАШ ПУТЬ,  ГОРДЫЙ,  РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!          

 

(Презентация «Говорим на русском языке»)

 

Л:Да, да, под самым сердцем  Москвы, в  Сергиевом Посаде

 творческие дела и открытия моих верных подданных помогут проникнуть в тайны страны Русского языка.

Приветствуем пятёрки мудрейших из четырёх округов! Приветствуем и членов жюри!

( Члены жюри:_______________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________)

Где открытья –там и знанья,

А ещё и состязанья!

Есть и верное Жюри!

Глаз болельщика, гори!

А команды -  капитаны

Нам представить поспешат.

Что они считают главным?

Пусть девизы оглашат!

 

Пусть выходят по одной!

Первый конкурс заводной!

 

( Команды выходят по одной и капитан говорит:

Наша команда:

Наш девиз:)

 

Л: Пусть жюри поставит баллы.

Во-вторых, знать не мешало б,

Почему ж необходимо

Тайны знать страны любимой?

 

 Изученье языка – да, задачка нелегка.

А таланты и уменье вызывают восхищенье.

Вам на суд  - стихотворенье.

Оцените с наслажденьем!

 

Рифма всем была дана:

Книг

Язык

Всего одна.

Уж старались как над ней,

Вспомнив всех учителей!

То – домашнее заданье

И совсем не наказанье!

 

( Представитель  каждой команды читает  стихотворение – 3-4 строфы)

 

Л: Передышка на дороге.

     Подведёт жюри итоги?

     ( Итоги 1 и 2 конкурсов. Листы для жюри – Приложение №1 )

 

Мы же продолжаем путь.

Капитанам – не вздремнуть!

( Конкурс капитанов)

Край пословиц им знаком:

Все – да с русским языком!

Кто их больше назовёт,

Друг за другом вторя,  - тот

И спасёт команду сразу.

Каждую зачтём мы фразу!

Сможет объявить жюри

Счёт, минутки через три.

( Конкурс капитанов: каждый по одной называет пословицу о русском языке. Кто больше и без заминки? Приложение №2)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЯЗЫКЕ ( Для примера)

1. Слово пуще стрелы разит.

2. Язык до Киева доведет.

3. Слово горы ворочает.

4. Мал язычок, а горами кидает.

5. Слово слово родит, третье само бежит.

6. От доброго слова язык не отсохнет.

7. Ласковым словом и камень растопишь.

8. У всякого словца ожидай конца.

9. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.

10. Не спеши языком — торопись делом.

11. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зу­бами.

12. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

13. Без языка и колокол нем.

14. Не бросай слово на ветер.

15. На чужой роток не накинешь платок.

16. Не давши слово — крепись, а давши — держись.

17. Что написано пером, не вырубишь топором.

18. Хороша веревка длинная, а речь короткая.

19. Сорвалось словцо, не схватишь за кольцо.

20. Выпустишь словечко — не догонишь на крылечке.

21. Слово — серебро, молчанье — золото.

22. Словами горю не поможешь.

23. В зубах слово не завязнет.

24. Из одних слов шубу не сошьешь.

25. На словах густо, а в голове пусто.

26. Из пустого в порожнее переливает.

27. За твоим языком не поспеешь босиком.

28. Для красного словца не пощадит ни мате­ри, ни отца.

29. Соловья баснями не кормят.

30. И речисто, да не чисто.

31. На словах и так и сяк, а на деле никак.

32. Востер язык, да дурной голове достался.

33. Пустые речи и слушать неча.

 

 

Л: Как- то шла я школы мимо,

Слышу : шепчет ученик:

- Нам зачем необходимо

 Изучать родной язык?

А глаза глядят с надеждой…

- Все смеются над невеждой! –

Говорят ему в ответ,

Ведь ученье – это свет!

 

Быть неграмотным – мученье!

Слушайте ж стихотворенье!

А жюри уже смеётся:

Баллы дарит нам, не жмётся.

Максимально – по пяти

Каждый ставит там, поди?

 

(Команда 1 – 5 класса «В» представляет домашнее задание: ученик читает наизусть стихотворение Алексея Ерошина «Неграмотный пират» - Приложение №3)

 

                                                        Алексей Ерошин

 Неграмотный пират

 

Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.

 

Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.

 

Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.

 

Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?

 

«Вдруг»,- он мыслит, — «На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!»

Грусть-печаль пирата гложет,


Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить —
Как же правильно, скажи?

 

Л:Как включить сообразилку,

    Не надеясь на мобилку?

    Знаем для ума зарядки

    Средство верное – загадки!

 

Ждёт команду испытанье-

Не домашнее заданье!

Пять отгадок – баллов пять!

Так легко их сосчитать!

 

( Команда 5 «А» отгадывает загадки  - Приложение № 4)

Л: Угадай слово:

1. С «П» — куда заходит судно,

С «Б» — найдешь на кораблях,

С «Т» — так сладко и так вкусно,

С «Ф» — в военных крепостях.

                                                   (Порт, борт, торт, форт)

 

2. С «Ю» — я по воде скольжу,

С «Я» — на голове сижу.

                                             (Шлюпка, шляпка)

3. Местоимение, предлог,

Меж них — фамилия поэта,

А целое — известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(Я-блок-о)

4. «Я очень даже много знаю

И на вопросы отвечаю

-Что есть сейчас, что было встарь.

Ну, а зовут меня ...»

(Словарь)

5. Его вешают, приходя в уныние…

Его задирают, зазнаваясь…

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело…

( Нос)

 

Л: Отгадали, посмотрите!

   Сколько баллов им, скажите?

 

( Жюри сообщает результаты)

 

Л: Знает Саша, знает Света:

Вова вроде не с приветом,

Но с родимым языком

Как-то странно он знаком.

Ждёт всех нас такая сценка…

Речь родная – не безделка!

Береги язык родной,

А иначе –о-ё-ёй!

( Сценка-домашнее задание 5 «Г». Приложение №5 )

 

На сцену выходит капитан команды и представляет участников: кто -  Саша, кто- Вова, кто – Света. Уходят

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

 

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша. Это что – в карты поиграть?

Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. Ты что – упертый?

Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

 

Входит Света.

 

Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе) Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит: «Не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино!»

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то.

Саша. Больше не будешь так разговаривать?

Вова. Больше не буду.

 

Все трое берутся за руки и уходят.

 

Королева Лингвиния. Надеюсь вы, ребята, используете в своей речи такие слова? Ни  для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Я надеюсь, что  вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов». А наши открытия продолжается.

 

Л: Сосчитаю: раз,два, три…

      Результат каков, жюри?

( Оглашается количество баллов команды)

 

Л: Эти пятеро ребят

     Быстро-быстро говорят.

    Рассказать скороговорку

    Тяжелей, чем влезть на горку.

    Так жюри судить приятно,

    Речь быстра, но так понятна!

    Фразу раза три скажи -

    Побыстрее, поспеши!

   

(Выступает команда 5 класса «Б». Идет чтение скороговорок. Приложение №6 )

Предлагаются следующие скороговорки:

1.  Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

2.  Всех скороговорок  не переговоришь, не перевыговоришь.

3. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон!

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

5. Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на мели ели.

 

Л:   Животы мы надорвали.

       Что, жюри, вы подсчитали?

( Жюри сообщает)

Л: Конкурс важный и последний.

    Пусть синквейн – совсем победный

    Вы о русском языке сочините налегке.

    Всем  - не больше трёх минут.

    Вам листочки раздадут.

 

( Команды пишут синквейн на тему «Русский язык» Приложение №7)

 

Л: Позже нам прочтут синквейны,

А пока игра нас ждёт.

Зрители командам ценный –

Кто ответит – бал даёт.

Позарез нужны для жизни

Искры -  фразеологизмы.

Блеск ума вы проявите:

Фразы кратко поясните.

 

       Л: ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ ( Приложение № 8)

Рукой подать (близко)

В час по чайной ложке (медленно)

Морочить голову (обманывать)                                                                                                                       

Во весь дух (быстро)

Зарубить на носу (запомнить)

Кот наплакал (мало)

Опустив рукава (плохо работать)

Засучив рукава (хорошо работать)

Путаться под ногами (мешать)

Пропустить мимо ушей (прослушать)

                    Бить баклуши ( лентяйничать)

Л: Время вышло. Ждут синквейны.

А команды –все на сцену.

Прочитайте нам синквейны.

Оживлённо, вдохновенно.

 

( Команды выступают – читают свои синквейны. Жюри оценивает.)

 

Л: Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

 

Так писал Николай Заболоцкий.

Наше сердце поёт ему в такт.

А жюри сообщить без эмоций

Разве сможет для нас результат?

 

Еще миг – и узнаем итоги.

Как напутствие  - вместе, для всех

На прекрасной и верной дороге

Произносим :

- Мы верим в успех!

 

А командам – ответное слово

Для болельщиков и для жюри.

Мы вас слушать, конечно, готовы.

За Тургеневым вслед повторим:

 

Капитаны читают по очереди стихотворение в прозе И. С. Тургенева ( Приложение № 9)

1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,

2. — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

3. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

4.  Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Все вместе: ГОВОРИМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ!

Л: Каковы у нас итоги? Слово нашему жюри.

( Жюри подводит итоги, вручает грамоты)

Л: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!

Что же, пора расставаться, друзья!

С вами страна так прекрасна моя!

                                                                                                  

 

 

                                                                                                                          Приложение № 1

Лист жюри

 

Название конкурса

Критерии

Баллы

5 «А»

Назв.______

___________

Баллы

 

 

5 «Б»

Назв.______

___________

Баллы

 

5 «В»

Назв.______

___________

Баллы

 

5 «Г»

Назв.______

___________

Баллы

 

Представления команд

5

 

 

 

 

Стихотворение по рифме     …книг

…язык

5

 

 

 

 

Конкурс капитанов

Знание пословиц

(Приложение №2)

Каждая пословица-балл –до 10 посл.

 

 

 

 

Индивидуальные командные конкурсы

5

Отгадывание загадок (5)

Рассказывание скороговорок (5)

Стихотворение Алексея Ерошина «Неграмотный пират»

 

 

Сценка

Синквейн «Русский язык»

5

 

 

 

 

Игра со зрителями           ( фразеологизмы –

Приложение №8)

По баллу коман-де за верный ответ болельщиков

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Место

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. члена жюри______________________/________________________________/

Дата заполнения__________________________

 

 

 

 

                                                                                                              

 

                                                                                                                              Приложение №2
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

1. Слово пуще стрелы разит.

2. Язык до Киева доведет.

3. Слово горы ворочает.

4. Мал язычок, а горами кидает.

5. Слово слово родит, третье само бежит.

6. От доброго слова язык не отсохнет.

7. Ласковым словом и камень растопишь.

8. У всякого словца ожидай конца.

9. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.

10. Не спеши языком — торопись делом.

11. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зу­бами.

12. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

13. Без языка и колокол нем.

14. Не бросай слово на ветер.

15. На чужой роток не накинешь платок.

16. Не давши слово — крепись, а давши — держись.

17. Что написано пером, не вырубишь топором.

18. Хороша веревка длинная, а речь короткая.

19. Сорвалось словцо, не схватишь за кольцо.

20. Выпустишь словечко — не догонишь на крылечке.

21. Слово — серебро, молчанье — золото.

22. Словами горю не поможешь.

23. В зубах слово не завязнет.

24. Из одних слов шубу не сошьешь.

25. На словах густо, а в голове пусто.

26. Из пустого в порожнее переливает.

27. За твоим языком не поспеешь босиком.

28. Для красного словца не пощадит ни мате­ри, ни отца.

29. Соловья баснями не кормят.

30. И речисто, да не чисто.

31. На словах и так и сяк, а на деле никак.

32. Востер язык, да дурной голове достался.

33. Пустые речи и слушать неча.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Приложение №3

 

Алексей Ерошин — Неграмотный пират

 

Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.

Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.

Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.

Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?

«Вдруг»,- он мыслит, — «На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!»

Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить —
Как же правильно, скажи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                                                                                                                  Приложение № 4

Угадай слово:

1. С «П» — куда заходит судно,

С «Б» — найдешь на кораблях,

С «Т» — так сладко и так вкусно,

С «Ф» — в военных крепостях.

(Порт, борт, торт, форт)

2. С «Ю» — я по воде скольжу,

С «Я» — на голове сижу.

(Шлюпка, шляпка)

3. Местоимение, предлог,

Меж них — фамилия поэта,

А целое — известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(Я-блок-о)  

4. «Я очень даже много знаю

И на вопросы отвечаю

-Что есть сейчас, что было встарь.

Ну, а зовут меня ...»

(Словарь)

5. Его вешают, приходя в уныние…

Его задирают, зазнаваясь…

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело…

( Нос)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     Приложение №5

 

На сцену выходит капитан команды и представляет участников: кто -  Саша, кто- Вова, кто – Света.

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша. Это что – в карты поиграть?

Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. Ты что – упертый?

Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

 

Входит Света.

 

Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе) Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит: «Не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино!»

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша. Больше не будешь так разговаривать?

Вова. Больше не буду.

Все трое берутся за руки и уходят.

 

                                                                                                                           Приложение №6

Предлагаются следующие скороговорки:

 

1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 

2. Всех скороговорок  не переговоришь, не перевыговоришь.

 

3. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон!

 

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

5. Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на мели ели.

 

                                                                                                                                                     Приложение №6

 

Предлагаются следующие скороговорки:

 

1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 

2. Всех скороговорок  не переговоришь, не перевыговоришь.

 

3. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон!

 

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

 

5. Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на мели ели.

 

                                                                                                               

                                                                                                                           Приложение №7

Синквейн  5 «______» класса

1.      Тема______________________________________________________________

2.       Два имени прил.____________________________________________________

3.      Три глагола_________________________________________________________

4.      Основная мысль______________________________________________________

____________________________________________________________________

5.      Синоним.___________________________________________________________

                                                                                                                 

 

                                                                                                                           Приложение №7

Синквейн  5 «______» класса

6.      Тема______________________________________________________________

7.       Два имени прил.____________________________________________________

8.      Три глагола_________________________________________________________

9.      Основная мысль______________________________________________________

____________________________________________________________________

10.  Синоним.___________________________________________________________

 

 

 

                                                                                                                           Приложение №7

Синквейн  5 «______» класса

11.  Тема______________________________________________________________

12.   Два имени прил.____________________________________________________

13.  Три глагола_________________________________________________________

14.  Основная мысль______________________________________________________

____________________________________________________________________

15.  Синоним.____________________________________________________________

 

 

                                                                                                                        Приложение № 8

 

Игра со зрителями

 

 

 

Рукой подать (близко)

В час по чайной ложке (медленно)

Морочить голову (обманывать)                                                                                                                       

Во весь дух (быстро)

Зарубить на носу (запомнить)

Кот наплакал (мало)

Опустив рукава (плохо работать)

Засучив рукава (хорошо работать)

Путаться под ногами (мешать)

Пропустить мимо ушей (прослушать)

          Бить баклуши ( лентяйничать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       Приложение № 8

 

 

1.    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,

 

2.    — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

 

 

3.    Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

 

4.  Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

 

Все вместе: ГОВОРИМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Приложение

Слова ведущей

Л: Я, королева Лингвиния, заявляю в присутствии всех счастливых жителей моего королевства Русского языка:

 ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ВСЕГДА И СЕГОДНЯ,

 

НАШ ПУТЬ,  ГОРДЫЙ,  РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!          

 

( «Говорим на русском языке»)

 

Л:Да, да, под самым сердцем  Москвы, в  Сергиевом Посаде

 творческие дела и открытия моих верных подданных помогут проникнуть в тайны страны Русского языка.

Приветствуем пятёрки мудрейших из четырёх округов! Приветствуем и членов жюри!

( Члены жюри:_______________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________)

 

Где открытья –там и знанья,

А ещё и состязанья!

Есть и верное Жюри!

Глаз болельщика, гори!

А команды -  капитаны

Нам представить поспешат.

Что они считают главным?

Пусть девизы оглашат!

 

Пусть выходят по одной!

Первый конкурс заводной!

 

( Команды выходят по одной и капитан говорит:

Наша команда:

Наш девиз:)

 

Л: Пусть жюри поставит баллы.

Во-вторых, знать не мешало б,

Почему ж необходимо

Тайны знать страны любимой?

 

Л: Изученье языка – да, задачка нелегка.

 А таланты и уменье вызывают восхищенье.

Вам на суд  - стихотворенье.

Оцените с наслажденьем!

Рифма всем была дана:

Книг

Язык

Всего одна.

Уж старались как над ней,

Вспомнив всех учителей!

То – домашнее заданье

И совсем не наказанье!

 

( Представитель  каждой команды читает  стихотворение – 3-4 строфы.)

 

Л: Передышка на дороге.

     Подведёт жюри итоги?

     ( Итоги 1 и 2 конкурсов. Листы для жюри – Приложение №1 )

 

Мы же продолжаем путь.

Капитанам – не вздремнуть!

( Конкурс капитанов)

Край пословиц им знаком:

Все – да с русским языком!

Кто их больше назовёт,

Друг за другом вторя,  - тот

И спасёт команду сразу.

Каждую зачтём мы фразу!

Сможет объявить жюри

Счёт, минутки через три.

( Конкурс капитанов: каждый по одной называет пословицу о русском языке. Приложение №2)

Л: Как- то шла я школы мимо,

Слышу : шепчет ученик:

- Нам зачем необходимо

 Изучать родной язык?

А глаза глядят с надеждой…

- Все смеются над невеждой! –

Говорят ему в ответ,

Ведь ученье – это свет!

 

Быть неграмотным – мученье!

Слушайте ж стихотворенье!

А жюри уже смеётся:

Баллы дарит нам, не жмётся.

Максимально – по пяти

Каждый ставит там, поди?

 

(Команда 1 – 5 класса «В» представляет домашнее задание: ученик читает наизусть стихотворение Алексея Ерошина «Неграмотный пират» - Приложение №3)

 

Л:Как включить сообразилку,

    Не надеясь на мобилку?

    Знаем для ума зарядки

    Средство верное – загадки!

 

Ждёт команду испытанье-

Не домашнее заданье!

Пять отгадок – баллов пять!

Так легко их сосчитать!

( Команда 5 «А» отгадывает загадки ( Приложение № 4)

Л: Угадай слово:

1. С «П» — куда заходит судно,

С «Б» — найдешь на кораблях,

С «Т» — так сладко и так вкусно,

С «Ф» — в военных крепостях.

(Порт, борт, торт, форт)

2. С «Ю» — я по воде скольжу,

С «Я» — на голове сижу.

(Шлюпка, шляпка)

3. Местоимение, предлог,

Меж них — фамилия поэта,

А целое — известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(Я-блок-о)         

4. «Я очень даже много знаю

И на вопросы отвечаю

-Что есть сейчас, что было встарь.

Ну, а зовут меня ...»

(Словарь)

5. Его вешают, приходя в уныние…

Его задирают, зазнаваясь…

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело…

( Нос)

 

Л: Отгадали, посмотрите!

   Сколько баллов им, скажите?

 

( Жюри сообщает результаты)

 

Л: Знает Саша, знает Света:

Вова вроде не с приветом,

Но с родимым языком

Как-то странно он знаком.

Ждёт всех нас такая сценка…

Речь родная – не безделка!

Береги язык родной,

А иначе –о-ё-ёй!

( Сценка-домашнее задание 5 «Г». Приложение №5 )

 

На сцену выходит капитан команды и представляет участников: кто -  Саша, кто- Вова, кто – Света. Уходят

СЦЕНКА

Все трое берутся за руки и уходят.

 

Королева Лингвиния. Надеюсь вы, ребята, используете в своей речи такие слова? Ни  для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Я надеюсь, что  вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов». А наши открытия продолжается.

 

Л: Сосчитаю: раз,два, три…

      Результат каков, жюри?

( Оглашается количество баллов команды)

 

Л: Эти пятеро ребят

     Быстро-быстро говорят.

    Рассказать скороговорку

    Тяжелей, чем влезть на горку.

    Так жюри судить приятно,

    Речь быстра, но так понятна!

    Фразу раза три скажи -

    Побыстрее, поспеши!

   

(Выступает команда 5 класса «Б». Идет чтение скороговорок. Приложение №6 )

 

Л:   Животы мы надорвали.

       Что, жюри, вы подсчитали?

( Жюри сообщает)

Л: Конкурс важный и последний.

    Пусть синквейн – совсем победный

    Вы о русском языке сочините налегке.

    Всем  - не больше трёх минут.

Вам листочки раздадут.

 

( Команды пишут синквейн на тему «Русский язык»)

 

Л: Позже нам прочтут синквейны,

А пока игра нас ждёт.

Зрители командам ценный –

Кто ответит – бал даёт.

Позарез нужны для жизни

Искры -  фразеологизмы.

Блеск ума вы проявите:

Фразы кратко поясните.

 

       Л: ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ ( Приложение № 7)

Рукой подать (близко)

В час по чайной ложке (медленно)

Морочить голову (обманывать)                                                                                                                       

Во весь дух (быстро)

Зарубить на носу (запомнить)

Кот наплакал (мало)

Опустив рукава (плохо работать)

Засучив рукава (хорошо работать)

Путаться под ногами (мешать)

Пропустить мимо ушей (прослушать)

                    Бить баклуши ( лентяйничать)

Л: Время вышло. Ждут синквейны.

А команды –все на сцену.

Прочитайте нам синквейны.

Оживлённо, вдохновенно.

 

( Команды выступают – читают свои синквейны. Жюри оценивает.)

 

Л: Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

 

Так писал Николай Заболоцкий.

Наше сердце поёт ему в такт.

А жюри сообщить без эмоций

Разве сможет для нас результат?

 

Еще миг – и узнаем итоги.

Как напутствие  - вместе, для всех

На прекрасной и верной дороге

Произносим :

- Мы верим в успех!

 

 

А командам – ответное слово

Для болельщиков и для жюри.

Мы вас слушать, конечно, готовы.

За Тургеневым вслед повторим:

 

Капитаны читают по очереди стихотворение в прозе И. С. Тургенева ( Приложение № 8)

1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,

2. — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

3. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

4.  Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Все вместе: ГОВОРИМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ!

Л: Каковы у нас итоги?  Слово нашему жюри. ( Жюри подводит итоги, вручает грамоты)

Л: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!

Что же, пора расставаться, друзья!

С вами страна так прекрасна моя!

 

 

                                                                                                      Приложение для всех:

Домашнее задание:

1.      Выбрать команду из 5 человек ( вместе с капитаном).

2.      Придумать название и девиз команды.

3.      Придумать стихотворение ( 3-4 строфы) по рифме:

…книг

…язык

Выступают с ним представители команды.

Домашнее задание по классам: 5 «А» - слова ведущей – Королевы Лингвинии,

5 «Б» - быстро рассказывать предложенные скороговорки,

5 «В» - подготовить выступление со стихотворением Алексея Ерошина «Неграмотный пират»,

5 «Г» - подготовить сценку,

4.      Всем – выразительное чтение наизусть стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык»

 

1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,

2. — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

3. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

4.  Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Все вместе: ГОВОРИМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ!

 

 


 

КДТ в 5 классах «Тайны родного языка»

КДТ в 5 классах «Тайны родного языка»

Пусть выходят по одной! Первый конкурс заводной! (

Пусть выходят по одной! Первый конкурс заводной! (

Мал язычок, а горами кидает. 5

Мал язычок, а горами кидает. 5

Алексей Ерошин Неграмотный пират

Алексей Ерошин Неграмотный пират

С «Ю» — я по воде скольжу, С «Я» — на голове сижу

С «Ю» — я по воде скольжу, С «Я» — на голове сижу

Саша ( испуга нно). Она кого-то убила?

Саша ( испуга нно). Она кого-то убила?

Л: Сосчитаю: раз,два, три…

Л: Сосчитаю: раз,два, три…

Путаться под ногами (мешать)

Путаться под ногами (мешать)

Приложение № 1 Лист жюри

Приложение № 1 Лист жюри

Приложение №2 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ 1

Приложение №2 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ 1

Приложение №3 Алексей Ерошин —

Приложение №3 Алексей Ерошин —

Приложение № 4 Угадай слово: 1

Приложение № 4 Угадай слово: 1

Приложение №5 На сцену выходит капитан команды и представляет участников: кто -

Приложение №5 На сцену выходит капитан команды и представляет участников: кто -

Приложение №6 Предлагаются следующие скороговорки: 1

Приложение №6 Предлагаются следующие скороговорки: 1

Приложение №7 Синквейн 5 «______» класса 1

Приложение №7 Синквейн 5 «______» класса 1

Приложение № 8 Игра со зрителями

Приложение № 8 Игра со зрителями

Приложение № 8 1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, 2

Приложение № 8 1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, 2

Приложение Слова ведущей Л:

Приложение Слова ведущей Л:

Уж старались как над ней, Вспомнив всех учителей!

Уж старались как над ней, Вспомнив всех учителей!

Пять отгадок – баллов пять! Так легко их сосчитать! (

Пять отгадок – баллов пять! Так легко их сосчитать! (

Я надеюсь, что вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов»

Я надеюсь, что вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов»

А команды –все на сцену. Прочитайте нам синквейны

А команды –все на сцену. Прочитайте нам синквейны

Приложение для всех: Домашнее задание: 1

Приложение для всех: Домашнее задание: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018