Кто назначает проведение инвентаризации и в чем состоят цель и задания, которые решает инвентаризация?
Статья 10 Закона о БУ, пункты 1 и 2, утверждает, что инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, при которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются владельцем (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно действующему законодательству Украины.
Случаи обязательного проведения инвентаризации декларированы п. 12 постановления Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. №419 (см. перечень). Что касается ГОДОВОЙ инвентаризации, то вышеназванный пункт данного постановления однозначно утверждает, цитирую: "Перед составлением годовой финансовой отчетности обязательно проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия".
То же самое, но немного шире, об обязательной инвентаризации декларирует известная Инструкция №69.
Наряду с этим, в соответствии с законами Украины "О прокуратуре", "О службе безопасности в Украине", "О милиции", "О государственной налоговой службе в Украине" и организационно-правовыми основами борьбы с организованной преступностью судебно-следственные органы, проводящие дознание, могут назначать повторные или дополнительные ревизии по тем или иным вопросам с обязательным проведением инвентаризаций ценностей на объектах. Потребность в таких инвентаризациях чаще всего возникает в тех случаях, когда предыдущая ревизия проводилась без инвентаризации ценностей.
В отдельных случаях потребность в инвентаризации ценностей возникает при ревизиях по заданию судебно-следственных органов, когда неправильно определены наличие и размер нехваток, остатков и других материальных расходов, период их возникновения и ответственные лица.
Об этом необходимо знать руководителю и главному бухгалтеру предприятия и никогда не забывать. Исходя из сказанного необходимость непрерывной (перманентной) инвентаризации становится бесспорной, поскольку в случае ее проведения вас наверняка не ошеломят неожиданной информацией. Вы всегда будет иметь достоверную информацию о состоянии активов предприятия, будете контролировать своевременное оформление хозяйственных операций первичными документами (проверка наличия документов и полноты их заполнения является одной из ключевых задач, которые решает инвентаризация) и качество самого бухгалтерского учета.
Необходимость в инвентаризации возникает и в случае получения отказа поставщика удовлетворить претензию по недогрузке товаров или получения от покупателя претензии по недогрузке товаров. Тогда проводится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии.
Согласно Инструкции №69, основными заданиями инвентаризации являются:
В последнее время многие из владельцев (руководителей) относятся к инвентаризации, что называется, никак - или как к чему-то лишнему, ненужному. Все чаще встречаются факты проведения формальной (кабинетной) инвентаризации, когда члены комиссии просто переписывают данные для описей из бухгалтерских книг. Такая инвентаризация никому не нужна. Средства и время, израсходованные на проведение такой инвентаризации, пропадут зря. На практике бывают случаи, когда такая инвентаризация приводит к негативным последствиям. Возможно, это неправдоподобно, странно, но в большинстве случаев игнорируют это могущественное оружие и контролирующие органы.
Но ведь инвентаризация является просто необходимым и незаменимым, безальтернативным рычагом в руках руководства предприятия в сфере управления материальными ресурсами. Особенно большую роль инвентаризация играет на предприятиях с материалоемким производством, в розничной торговле и на предприятиях общественного питания, где с ее помощью можно вовремя и почти безошибочно обнаружить недостачи или остатки сырья или товаров, мгновенно избавиться от нечестных и непорядочных работников, оперативно и, главное, вовремя вносить коррективы в бухгалтерский учет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.