ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 5 «А» классе составлена на основе следующих нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов:
№ п/п |
Нормативные документы |
|
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ( с изменениями и дополнениями на 31 июля 2020 года) |
|
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального. Общего и среднего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 |
|
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644); |
|
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 № 345; |
|
Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»; |
|
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10); |
|
Авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы, авторы Т.А Ладыженская, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова,Н.М.Шанский (М. «Просвещение», 2012 год; |
|
ООП ООО МБОУ СОШ № 42 с. Сандата на 2021-2022 учебный год; |
|
Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 42 с. Сандата; |
|
Положение об организации текущего и промежуточного контроля за уровнем освоения обучающимися 2-11 классов общеобразовательных программ МБОУ СОШ № 42 . с. Сандата. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1 |
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. |
«Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» |
2018 г |
«Просвещение» |
2 |
Богданова Г.А. |
Уроки русского языка в 5 классе. |
2014 г. |
Просвещение |
3 |
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. |
Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику. |
2015г |
Просвещение, |
4 |
Егорова Н.В. |
Поурочные разработки по русскому языку. |
2014 г. |
ВАКО |
5 |
Ефремова Е. А. |
Русский язык. Рабочая тетрадь: 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений |
2012г |
Просвещение |
6 |
Б.А. Макарова, Е. В. Пересветова, М. Ю. Никулина |
Диктанты и изложения по русскому языку: 5 класс |
2019 |
Экзамен |
7 |
Влодавская Е.А. |
Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской Т.А. и др |
2006г. |
Экзамен, |
8 |
Н.В.Егорова |
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс |
2016г.
|
ВАКО |
9 |
Богданова Г.А |
Тестовые задания по русскому языку: 5 кл.: пособие для учащихся. |
2016 г. |
Просвещение |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения русского языка согласно Примерным программам реализуются следующие основные цели:
-воспитание гражданина и патриота;
-формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
На основе сформулированных выше целей изучение русского языка на второй ступени решает следующие задачи:
-формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке, развивать языковое и эстетическое идеалы;
-формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки; способствовать овладению нормами русского литературного языка и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Совершенствовать виды речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Личностное развитие школьников формируется на основании целей воспитания :
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
3) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
-создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 35 учебных недель при количестве 5 уроков в неделю, всего 175 уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 166 уроков.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личностные |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. • усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе ценностей (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) (социально значимых знаний); • развитие позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть развитие их социально значимых отношений); • приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных в знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
|
Метапредметные |
Регулятивные УУД: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; |
Познавательные УУД: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
|
|
Коммуникативные УУД: коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и меж- культурного общения.
|
|
Предметные |
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, офици- ально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словооб разовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел / тема
|
Содержание |
Формы организации воспитательной деятельности
|
Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. |
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения. |
•Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, |
Повторение изученного в начальных классах |
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Текст. Тема текста. Стили. |
Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •стимулирующие познавательную мотивацию; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие), |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
|
Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
|
•Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие),
|
Лексика. Культура речи |
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
|
Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие),
|
Морфемика. Орфография. Культура речи |
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
|
•Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •стимулирующие познавательную мотивацию; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие), •Индивидуальные и групповые исследовательские проекты; |
|
Культура Морфология. Орфография речи |
|
Имя существительное
|
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
|
|
Имя прилагательное
|
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
|
Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •Групповая работа или работа в парах (командное |
Глагол |
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
|
•Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •стимулирующие познавательную мотивацию; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие |
Повторение и систематизация пройденного в V классе |
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. |
•Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Индивидуальные и групповые исследовательские проекты; |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема раздела |
количество часов |
Вид контроля |
Формы организации воспитательной деятельности
|
1 |
Язык. Речь. Общение |
4 |
Входной контроль, обучающее изложение |
•Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.
|
2 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
24 |
сочинение, изложение, контрольный диктант |
•Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •стимулирующие познавательную мотивацию; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие), |
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
|
32 |
сочинение, изложение, промежуточный контроль |
· Поддержка мотивации обучающихся к получению знаний, налаживания позитивных межличностных отношений в классе, помощь установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся для приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям. |
4 |
Фонетика. Орфоэпия. Культура речи |
12 |
сочинение, изложение, тестирование |
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися. Поддержка мотивации обучающихся к получению знаний, налаживания позитивных межличностных отношений в классе, помощь установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся для приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения |
5 |
Лексика . Культура речи |
11 |
сочинение, контрольный диктант |
Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •стимулирующие познавательную мотивацию; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие),
|
6 |
Морфемика. Орфография. Культура речи |
23 |
Публичное выступление, контрольная работа, сочинение, изложение |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета. Инициирование и поддержка навыка уважительного отношения к чужим идеям, навыка публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
7 |
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
|
21 |
Выборочное изложение, сочинение- описание, устное публичное выступление, контрольный диктант |
•Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •стимулирующие познавательную мотивацию; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие), •Индивидуальные и групповые исследовательские проекты; |
8 |
Имя прилагательное
|
12 |
Сочинение по сюжетным картинкам, изложение с изменением лица, промежуточная аттестация |
•Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие) |
9 |
Глагол |
17 |
Тест, диктант «Проверь себя» |
•Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, •Подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •стимулирующие познавательную мотивацию; •Групповая работа или работа в парах (командное взаимодействие),
|
10 |
Повторение и систематизация пройденного в V классе |
10 |
сочинение, изложение, контрольный диктант |
Поддержка мотивации обучающихся к получению знаний, налаживания позитивных межличностных отношений в классе, помощь установлению доброжелательной атмосферы во время урока. |
|
Всего за год |
166 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
( промежуточная аттестация)
№ |
Дата проведения |
День недели |
Тема |
1 |
24.09 |
пятница |
« Входной» контроль. |
2 |
2.12 |
четверг |
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация» |
3 |
21.12 |
вторник |
Промежуточный контроль. |
4 |
15.02 |
вторник |
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
5 |
15.03 |
вторник |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
6 |
14.04 |
четверг |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
7 |
5.05 |
четверг |
Всероссийская проверочная работа |
8 |
20.05 |
пятница |
Промежуточная аттестация |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-а класс
№ п/п |
дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
план |
факт |
|||
|
|
|
1 четверть (43 ч) |
|
|
|
|
Введение |
3+1 |
1 |
2.09. |
|
Введение. |
1 |
2 |
3.09 |
|
Язык и человек |
1 |
3 |
6.09 |
|
Общение устное и письменное |
1 |
4 |
7.09 |
|
Р. р. Стили речи |
1 |
|
|
|
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
24 |
5 |
7.09 |
|
Звуки и буквы. Произношение и написание |
1 |
6 |
9.09 |
|
Орфограмма |
1 |
7 |
10.09 |
|
Правописание проверяемых безударных гласных в корне |
1 |
8 |
13.09 |
|
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова |
1 |
9 |
14.09 |
|
Правописание проверяемых согласных в корне слова |
1 |
10 |
14.09 |
|
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
1 |
11 |
16.09 |
|
Буквы и, у, а после шипящих |
1 |
12 |
17.09 |
|
Разделительные ъ и ь |
1 |
13 |
20.09 |
|
Раздельное написание предлогов с другими словами |
1 |
14 |
21.09 |
|
Р. р. Что мы знаем о тексте |
1 |
15 |
21.09 |
|
Р. р. Обучающее изложение «Хитрый заяц» |
1 |
16 |
23.09 |
|
Части речи в русском языке. |
1 |
17 |
24.09 |
|
«Входной» контроль. |
1 |
18 |
27.09 |
|
Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
19 |
28.09 |
|
Р. р. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом» |
1 |
20 |
28.09 |
|
Р. р. Написание сочинения по картине А.А. Пластова «Летом» |
1 |
21 |
30.09 |
|
Написание –тся и –ться в глаголах |
1 |
22 |
1.10 |
|
Написание –тся и –ться в глаголах |
1 |
23 |
4.10 |
|
Личные окончания глаголов |
1 |
24 |
5.10 |
|
НЕ с глаголами |
1 |
25 |
5.10 |
|
Имя существительное как часть речи |
1 |
26 |
7.10 |
|
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
27 |
8.10 |
|
Местоимение как часть речи. |
1 |
28 |
11.10 |
|
Р.р. Тема текста. Основная мысль |
1 |
|
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
31 |
29 |
12.10 |
|
Синтаксис и пунктуация |
1 |
30 |
12.10 |
|
Словосочетание |
1 |
31 |
14.10 |
|
Синтаксический разбор словосочетания |
1 |
32 |
15.10 |
|
Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения |
1 |
33 |
18.10 |
|
Виды предложений по цели высказывания |
1 |
34 |
19.10. |
|
Р. Р. Работа над изложением «Гордый пень» |
1 |
35 |
19.10 |
|
Р. Р. Написание сжатого изложения «Гордый пень» |
1 |
36 |
21.10 |
|
Словосочетание и предложение. Тестирование |
1 |
37 |
22.10 |
|
Главные члены предложения. Подлежащее |
1 |
38 |
25.10 |
|
Р. р. Устное сочинение на тему «Памятный день |
1 |
39 |
26.10 |
|
Главные члены предложения. Сказуемое |
1 |
40 |
26.10 |
|
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
|
|
|
2 четверть |
|
41 |
8.11 |
|
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
42 |
9.11 |
|
Нераспространенные и распространенные предложения |
1 |
43 |
9.11 |
|
Второстепенные члены предложения. Дополнение |
1 |
44 |
11.11 |
|
Второстепенные члены предложения. Определение |
1 |
45 |
12.11 |
|
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство |
1 |
46 |
15.11 |
|
Закрепление темы «Второстепенные члены предложения» |
1 |
47 |
16.11 |
|
Предложения с однородными членами |
1 |
48 |
16.11 |
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
49 |
18.11 |
|
Обобщающие слова при однородных членах |
1 |
50 |
19.11 |
|
Предложения с обращениями |
1 |
51 |
22.11 |
|
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения |
1 |
52 |
23.11 |
|
Простые и сложные предложения |
1 |
53 |
23.11 |
|
Синтаксический разбор сложного предложения |
1 |
54 |
25.11 |
|
Р. р. Письмо. |
1 |
55 |
26.11 |
|
Прямая речь |
1 |
56 |
29.11 |
|
Знаки препинания при прямой речи |
1 |
57 |
30.11 |
|
Диалог |
1 |
58 |
30.11 |
|
Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация» |
1 |
59 |
2.12 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация» |
1 |
60 |
3.12 |
|
Работа над ошибками |
1 |
|
|
|
Фонетика. Орфография. Культура речи |
|
61 |
6.12 |
|
Фонетика. Гласные звуки. |
1 |
62 |
7.12 |
|
Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие |
1 |
63 |
7.12 |
|
Р. р. Описание предмета «Моя любимая игрушка» |
1 |
64 |
9.12 |
|
Изменение звуков в потоке речи. |
1 |
65 |
10.12 |
|
Согласные звонкие и глухие |
1 |
66 |
13.12 |
|
Графика. Алфавит |
1 |
67 |
14.12 |
|
Р.р. Повествование. Подготовка к написанию изложения «Шкатулка» |
1 |
68 |
14.12 |
|
Р.р. Написание изложения « Музыкальная шкатулка» |
1 |
69 |
16.12 |
|
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
1 |
70 |
17.12 |
|
Двойная роль букв е, ё, ю, я |
1 |
71 |
20.12 |
|
Орфоэпия. Фонетический разбор слова |
1 |
72 |
21.12 |
|
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика…». Тестирование |
1 |
73 |
21.12 |
|
Промежуточный контроль |
1 |
|
|
|
Лексика. Культура речи |
11 |
74 |
23.12 |
|
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» |
1 |
75 |
24.12 |
|
Р.р. Написание сочинения по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» |
1 |
76 |
27.12 |
|
Способы выражения лексических значений слов |
1 |
77 |
28.12 |
|
Однозначные и многозначные слова. |
|
78 |
28.12 |
|
Слово и его лексическое значение |
1 |
|
|
|
3 четверть |
|
79 |
10.01 |
|
Прямое и переносное значение слов |
1 |
80 |
11.01 |
|
Омонимы |
1 |
81 |
11.01 |
|
Синонимы |
1 |
82 |
13.01 |
|
Р.р. Изложение «Первый снег» |
1 |
83 |
14.01 |
|
Антонимы |
1 |
84 |
17.01 |
|
Повторение по теме «Лексика. Культура речи». Тестирование |
1 |
|
|
|
Морфемика. Орфография. Культура речи |
23 |
85 |
18.01 |
|
Понятие о морфеме. Изменение и образование слов |
1 |
86 |
18.01 |
|
Окончание. Основа слова |
1 |
87 |
20.01 |
|
Корень слова |
1 |
88 |
21.01 |
|
Р. р. Сочинение-письмо другу |
1 |
89 |
24.01 |
|
Суффикс |
1 |
90 |
25.01 |
|
Р. р. Рассуждение |
1 |
91 |
25.01 |
|
Приставка |
1 |
92 |
27.01 |
|
Закрепление тем «Корень», «Суффикс», «Приставка» |
1 |
93 |
28.01 |
|
Чередование звуков |
1 |
94 |
31.01 |
|
Беглые гласные |
1 |
95 |
1.02 |
|
Варианты морфем. Морфемный разбор слова |
1 |
96 |
1.02 |
|
Правописание гласных и согласных в приставках |
1 |
97 |
3.02 |
|
Буквы з и с на конце приставок |
1 |
98 |
4.02 |
|
Буквы о-а в корне-лаг-лож |
1 |
99 |
7.02 |
|
Буквы о-а в корне – раст-ращ-рост |
1 |
100 |
8.02 |
|
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» |
1 |
101 |
8.02 |
|
Р.р Написание сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» |
1 |
102 |
10.02 |
|
Буквы е-о после шипящих в корне |
1 |
103 |
11.02 |
|
Буквы и-ы после ц |
1 |
104 |
14.02 |
|
Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
1 |
105 |
15.02 |
|
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография» |
1 |
106 |
15.02 |
|
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
1 |
107 |
17.02 |
|
Р.р. Работа над ошибками |
1 |
|
|
|
Имя существительное |
21 |
108 |
18.02 |
|
Имя существительное как часть речи |
1 |
109 |
21.02 |
|
Р.р. Доказательство в рассуждении |
1 |
110 |
22.02 |
|
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
1 |
111 |
22.02 |
|
Имена существительные собственные и нарицательные |
1 |
112 |
24.02 |
|
Род имен существительных |
1 |
113 |
25.02 |
|
Р.р. Сжатое изложение «Аист» |
1 |
114 |
28.02 |
|
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
1 |
115 |
1.03 |
|
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
1 |
116 |
1.03 |
|
Три склонения имен существительных |
1 |
117 |
3.03 |
|
Падеж имен существительных |
1 |
118 |
4.03 |
|
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
1 |
119 |
10.03 |
|
Множественное число имен существительных |
1 |
120 |
11.03 |
|
Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения |
1 |
121 |
14.03 |
|
Р.р. Написание подробного изложения |
1 |
122 |
15.03 |
|
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных |
1 |
123 |
15.03 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
124 |
17.03 |
|
Анализ диктанта. Работа над ошибками |
1 |
125 |
18.03 |
|
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
|
|
|
4 четверть |
|
126 |
29.03 |
|
Повторение изученного по теме «Имя существительное» |
1 |
127 |
29.03 |
|
Р. Р. Устное сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» |
1 |
|
|
|
Имя прилагательное |
|
128 |
31.03 |
|
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
129 |
1.04 |
|
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных |
1 |
130 |
4.04 |
|
Прилагательные полные и краткие |
1 |
131 |
5.04 |
|
Р.р. Описание животного |
1 |
132 |
5.04 |
|
Р.Р. Написание изложения (по упр.585) |
1 |
133 |
7.04 |
|
Правописание кратких прилагательных |
1 |
134 |
8.04 |
|
Морфологический разбор имени прилагательного |
1 |
135 |
11.04 |
|
Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине А. Н. Комарова «Наводнение» |
1 |
136 |
12.04 |
|
Р.р. Написание сочинения по картине А. Н. Комарова «Наводнение» |
1 |
137 |
12.04 |
|
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» |
1 |
138 |
14.04 |
|
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
139 |
15.04 |
|
Анализ диктанта и работа над ошибками |
1 |
|
|
|
Глагол |
|
140 |
18.04 |
|
Глагол как часть речи |
1 |
141 |
19.04 |
|
Не с глаголами |
1 |
142 |
19.04 |
|
Р. Р. Рассказ |
1 |
143 |
21.04 |
|
Неопределенная форма глагола |
1 |
144 |
22.04 |
|
Правописание -ться и –тся в глаголах |
1 |
145 |
25.04 |
|
Виды глагола |
1 |
146 |
26.04 |
|
Буквы е – и в корнях с чередованием |
1 |
147 |
26.04 |
|
Буквы е – и в корнях с чередованием |
1 |
148 |
28.04 |
|
Время глагола. Прошедшее время |
1 |
149 |
29.04 |
|
Настоящее время глагола. Будущее время глаголов |
1 |
150 |
5.05 |
|
Всероссийская проверочная работа |
1 |
151 |
6.05 |
|
Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием |
1 |
152 |
12.05 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
1 |
153 |
13.05 |
|
Морфологический разбор глагола |
1 |
154 |
16.05 |
|
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
1 |
155 |
17.05 |
|
Употребление времён Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (по упр.688) |
1 |
156 |
17.05 |
|
Обобщение материала по теме «Глагол» |
1 |
157 |
19.05 |
|
Повторение и систематизация изученного |
1 |
158 |
20.05 |
|
Промежуточная аттестация |
1 |
159 |
23.05 |
|
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
1 |
160 |
24.05 |
|
Р. Р. Написание сочинения по рисунку О. Поповича «Не взяли на рыбалку» |
1 |
161 |
24.05 |
|
Р. Р. Подготовка к сочинению по рисунку О. Поповича «Не взяли на рыбалку» |
1 |
162 |
26.04 |
|
Орфограммы в окончаниях слов |
1 |
163 |
27.05 |
|
Знаки препинания в простом и сложном предложении |
1 |
164 |
30.05 |
|
Знаки препинания в простом и сложном предложении |
1 |
165 |
31.05 |
|
Морфологический разбор существительных , прилагательных и глаголов |
1 |
166 |
31.05 |
|
Подведение итогов года |
1 |
|
|
|
Контрольных диктантов -5 Промежуточная аттестация-2 Изложений-11 Сочинений -12 ВПР-1 |
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет русский язык
Класс 5-а
Учитель Мижирицкая Любовь Семеновна
2021-2022 учебный год
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
|
по плану |
дано |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.