Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 классе
( 1час в неделю, всего – 33ч.)
Тема первого год обучения « Ты изображаешь, украшаешь, строишь»
дата |
Тема |
Кол-во |
Деятельность учащихся |
Ключевые компетенции |
«Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» (9 часов) |
||||
1 |
Изображения всюду вокруг нас. Урок – игра. |
1 |
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
2 |
Мастер Изображения учит видеть. Урок – экскурсия. |
1 |
Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
3 |
Изображать можно пятном. Урок – фантазия. |
1 |
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору -находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
4 |
Изображать можно в объеме. Урок – игра. |
1 |
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
5 |
Изображать можно линией. Урок – путешествие. |
1 |
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
6 |
Разноцветные краски. Урок – сказка. |
1 |
Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
7 |
Изображать можно и то, что невидимо. Урок – настроение. |
1 |
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
8-9 |
Художники и зрители (обобщение темы) |
2 |
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
«Ты украшаешь» (8 часов) |
||||
10 |
Мир полон украшений. Цветы. |
1 |
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира Способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
|
11 |
Красоту надо уметь замечать. |
1 |
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
12 |
Узоры на крыльях. Ритм пятен. |
1 |
Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
13 |
Красивые рыбы. Монотипия. |
1 |
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приёмы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира Способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |
14 |
Украшения птиц. |
1 |
Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материла, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира Способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
|
15 |
Узоры, которые создали люди. |
1 |
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
16 |
Как украшает себя человек. |
1 |
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
17 |
Мастер украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) |
1 |
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
«Ты строишь» (11часов) |
||||
18 |
Постройки в нашей жизни. |
1 |
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
19 |
Дома бывают разными. |
1 |
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
20 |
Домики, которые построила природа. |
2 |
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
21 |
Форма и конструкции природных домиков. |
|
||
22 |
Дом снаружи и внутри. |
2 |
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
23 |
Внутреннее устройство дома. |
|
||
24 |
Строим город. |
1 |
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
25 |
Все имеет свое строение. |
1 |
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
26 |
Строим вещи. |
1 |
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
27 |
Город, в котором мы живем (обобщение темы) |
2 |
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира Способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |
28 |
Прогулка по родному городу |
|
||
«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (5 часов) |
||||
29 |
Три брата мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Праздник птиц. |
1 |
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные формы Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира Способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
|
30 |
Разноцветные жуки. |
1 |
Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира |
31 |
Сказочная страна. |
1 |
Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира Способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |
32 |
Времена года. |
1 |
Учиться видеть поэтическую картину мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно. Овладеть приёмами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладеть навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира Способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
|
33 |
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). |
1 |
Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира Способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.