Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 4 класс (1 час в неделю / 34 часа за год)
№ п/п |
Содержание (разделы, темы) |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности ( УУД) |
Даты проведения |
|
план |
факт |
||||
1 |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” |
1 |
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». |
01.09 |
|
2 |
Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. |
1 |
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы |
08.09 |
|
3 |
Незаменимый мягкий знак. |
1 |
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
15.09
|
|
4 |
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. |
1 |
Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). |
22.09 |
|
5 |
Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). |
1 |
Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями.
|
29.09 |
|
6 |
Волшебник “Ударение”. |
1 |
Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. |
06.10 |
|
7 |
Из чего же, из чего же состоят слова? |
1 |
Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. |
13.10
|
|
8 |
Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму. |
1 |
Определять окончание в слове. Наблюдать за ролью окончания в слове. Уметь определять окончание в слове. |
20.10 |
|
9 |
В стране парных звонких и глухих согласных. |
1 |
Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). |
27.10 |
|
10 |
В стране парных звонких и глухих согласных. |
1 |
Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка-трава, травушка; мороз -морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
10.11 |
|
11 |
В стране одиноких согласных. |
1 |
Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. |
17.11 |
|
12 |
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). |
1 |
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). |
24.11 |
|
13 |
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). |
1 |
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).
|
01.12 |
|
14 |
Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). |
1 |
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой.
|
08.12 |
|
15 |
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). |
1 |
Находить нужную орфограмму в слове. Уметь подбирать проверочное слово. |
15.12
|
|
16 |
Новые друзья корней – приставки. |
1 |
Образовывать новые слова с помощью приставки. |
22.12 |
|
17 |
Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак). |
1 |
Запоминать правило написания твердого знака в слове. |
12.01 |
|
18 |
Слова – части речи. |
1 |
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. |
19.01 |
|
19 |
Имя существительное – часть страны Речь |
1 |
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных |
26.01 |
|
20 |
Как у существительных род появился. |
1 |
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
02.02 |
|
21 |
Доброе утро, имя прилагательное! |
1 |
Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. |
09.02 |
|
22 |
Имя прилагательное – часть страны Речь. |
1 |
Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. |
16.02 |
|
23 |
Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). |
1 |
Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное |
23.02 |
|
24 |
Глагол – часть страны Речь. |
1 |
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. |
02.03 |
|
25 |
Глагол – часть страны Речь. |
1 |
Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. |
09.03 |
|
26 |
Глагол и его друзья. |
1 |
Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.
|
16.03
|
|
27 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная форма глаголов). |
1 |
Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.
|
23.03
|
|
28 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. ( Прошедшее, настоящее, будущее времена глаголов). |
1 |
Определять времена глаголов. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.
|
06.04
|
|
29 |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глагола). |
1 |
Определять времена глаголов. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.
|
13.04
|
|
30 |
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! |
1 |
Раздельно писать частицу НЕ с глаголом. Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. |
20.04 |
|
31 |
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! |
1 |
Раздельно писать частицу НЕ с глаголом. Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.
|
27.04 |
|
32 |
А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. |
1 |
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
|
04.05 |
|
33 |
Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. |
1 |
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.
|
11.05 |
|
34 |
Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры. |
1 |
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой |
18.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.