Куклотерапия как метод психокоррекции

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КУКЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ.doc

КУКЛОТЕРАПИЯ  КАК  МЕТОД  ПСИХОКОРРЕКЦИИ.

 

         Куклотерапия – это частный метод арттерапии.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

         Кукла используется как промежуточный объект, посредник во взаимоотношениях ребёнка и взрослого (психолога, педагога, родителя, врача).

Куклотерапия популярна в зарубежной (Ф.Зимбардо, 1991) и в отечественной практике ( И.Г.Выгодская, 1984; А.И.Захаров, 1986; А.Спиваковская, 1988).

 

Показаниями для куклотерапии являются:

-куклотерапия для разрешения интра- и интерперсональных (внутренних и внешних конфликтов)

-для улучшения социальной адаптации

-при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения

-для коррекции детей с эмоциональными травмами

         -для профилактики дезадаптивного поведения детей и подростков (коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения – через разыгрывание на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребёнка).

 

         При проведении куклотерапии любимая детская игрушка «участвует» в сказочном сюжете, преодолевая различны препятствия. Кукла успешно справляется с трудностями, не боится страшных ситуаций. Сначала эмоциональное напряжение ребёнка нарастает и достигнув максимума, сменяется бурными поведенческими реакциями (смехом, плачем, улыбкой, хохотом, жестикуляцией, возгласами и т.д. Таким образом , нервно-психическое напряжение ребёнка снимается.

 

Цели куклотерапии.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи психолога; куклотерапия – это самое естественное и безболезненное вмешательство взрослогов психику ребёнка; куклотерапия – это прём коррекции и психопрофилактики детских эмоционально-волевых расстройств;

 

Этапы куклотерапии.

 

I этап: изготовление кукол

II этап: использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

         Процесс изготовления кукол тоже является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время изготовления кукол и общения со взрослым у них развиваются произвольность психических процессов, навыки концентрации внимания, воображение, усидчивость.

 

         Формы куклотерапии: индивидуальная и групповая.

 

Виды кукол самые разнообразные:

-куклы-марионетки

-пальчиковые куклы

-теневые куклы

-верёвочные куклы

-плоскостные  куклы

-перчаточные  куклы

-объёмные куклы

-куклы-костюмы

 

Куклы-марионетки состоят из головы и платья с вшитыми рукавами. Принцип изготовления куклы-марионетки предложен Вальфдорской школой. Она очень проста в управлении: одна нить - для управления головой, другая – руками. Кукла может иметь одно лицо или другие сменные лица с разными эмоциями. А может быть и без лица и ребёнок может фантазировать, в каком настроении  она находится.

         Управление куклой-марионеткой развивает тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу свои эмоции, чувства, состояния, которые ребёнок в жизненных ситуациях по каким-то причинам не может проявлять; ребёнок управляя куклой, чувствует ответственность за её действия, развивает ВПФ.

 

Пальчиковые куклы изготавливаются из плотного картона в виде небольших шариков, цилиндров; вместо головы бывают шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы лица.

 

Теневые куклы используются для работы теневого театра, изготавливаются из картона или бумаги. Эффективны теневые куклы для работы с детскими страхами. Реализуя страх в виде куклы, ребёнок освобождается от эмоциональной напряжённости. Ребёнок может делать со своей «куклой-страхом» всё, что захочет, даже уничтожить. Ребёнок научается решать свои проблемы, связанные со страхом.

      

Верёвочные куклы могут быть даже в рост ребёнка. Она проста в изготовлении: из верёвки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристёгивается на рубашку ребёнка, а палец ребёнка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребёнок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Верёвочные куклы эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности.

 

Плоскостные  куклы – это куклы, вырезанные из плотного картона или тонкой фанеры. Руки куклы крепятся на шарнирах, кнопках, гвоздиках и они свободно двигаются. Плоскостные куклы эффективны в психокоррекционной работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Куклы могут иметь сменный набор выражений лица ( J, L).

 

Перчаточные  куклы  - традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, инсценировки и изображений сказок (см. фото)

 

Объёмные куклы  - это обычные игрушки размером в рост человека.

Они красочны и впечатляюще смотрятся в ролевых играх.

 

ТИПЫ  ВОЖДЕНИЯ  КУКОЛ В  КУКЛОТЕРАПИИ.

Снаружи – ребёнок управляет стоящими куклами, объёмными куклами.

 

Сверху – работа с куклами-марионетками.

 

Изнутри – ребёнок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.

 

Снизу – управление колпачковыми и перчаточными куклами.

 

 

J   L   J   L

J   L   J   L

J   L   J   L