Культура общения Занятие №3
Оценка 4.8

Культура общения Занятие №3

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
детская психология
25.12.2021
Культура общения Занятие №3
Поведение и культура. Цель: обучать индивидуализированным приемам межличностного общения.
Культура общения Занятие №3.doc

Тема: "Культура общения".

Занятие № 3

"Поведение и культура". (1 ч. 20 мин.)

Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой истинный облик.

И. Гете

Цель: обучать индивидуализированным приемам межличностного общения.

Средства: мяч, ручки, по 3 листа бумаги на участников, бутылка с записками, карточки с указанием ситуации.

 

1. Приветствие "Представление с перекидыванием предмета".

Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках мячик, представляется: говорит свое имя, после чего перебрасывает мяч любому другому участнику. Тот ловит его, представляется, вновь перебрасывает его другому участнику и т.д., пока предмет не побывает в руках у каждого.

После этого перебрасывание происходит в обратном порядке, однако каждый участник сам уже не представляется, а вместо этого по памяти говорит имя того человека, которому собирается кинуть предмет.

 

2. Упражнение "Записки".

Психолог. Сегодня мы продолжаем с вами писать записки друг другу. Напомню, что они должны быть анонимными. Мы зачитаем их в конце нашего сегодняшнего занятия. Содержание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые посетили участников, до анонимных писем конкретному человеку. Это упражнение мы можем повторить несколько раз за время занятия. После того как закончите писать, сложите записки в бутылку. Сегодня мы вскроем бутылку, вынем записки, и зачитаем их в слух.

 

3. Разминка «Массаж по кругу».

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие дружеских контактов.

Все участники стоят друг за другом, ладони лежат на плечах стоящего впереди. Каждый ребенок начинает осторожно массировать плечи и спину впереди стоящего. Через две минуты все поворачиваются на 180 градусов и массируют плечи и спину партнеру.

 

4. Работа по теме занятия.

Психолог. Может ли человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным? Есть ли взаимная связь в понятиях «поведение» и «культура»? Культурное поведение — это:

·        поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество;

·        определенные способы общения, которые подсказывают правила поведения в той или иной ситуации;

·        эти способы общения учат нас;

·        правильно вести себя за столом;

·        быть вежливыми и предупредительными со старшими;

·        как вести себя в малознакомом и хорошо знакомом обществе;

·        как вести себя в школе и с друзьями.

Культура поведения воспитывается с детства. Хорошие манеры необходимы каждому. Если они станут внутренней потребностью людей, то помогут устранить множество поводов для плохого настроения, которое часто порождает грубость и невоспитанность людей. «Добрые приличия опираются, как и требования хорошего вкуса, на здравый смысл, на законы человеческого такта, которые вырабатываются без особого труда у каждого, кто требователен к себе и внимателен к людям». (Лев Кассиль) В своем поведении в различных ситуациях культурный человек опирается не на необходимость соблюдать внешние приличия, а на свою совесть — мерило культурности человека.

 

5. Упражнение «Перебежчики и охранники».

Цель: развитие групповой сплоченности, приобретение навыков конструктивного поведения в подобной ситуации.

Группа делится пополам. Половина участников "перебежчики" садятся в круг, а за спиной каждого из них встает "охранник". Задача "перебежчиков" – поменяться с кем-нибудь местами, условившись об этом взглядами незаметно для "охранников", слова и жесты использовать нельзя. "Охранники" же внимательно наблюдают за поведением "перебежчиков", и если видят что-то подозрительное, то сразу кладут руку на плечо своей жертве. "Перебежчику", у которого на плече лежит рука "охранника", двигаться нельзя. Желательно, чтобы в ходе игры роли менялись и каждый побывал бы в роли как "перебежчика", так и "охранника". Следует специально оговорить, что "охранникам" нельзя держать "перебежчиков" все время. Например, можно ограничить время непрерывного удержания двумя секундами.

Анализ упражнения:

Какая роль больше понравилась участникам?

Какие чувства вызывала игра?

На какие внешние признаки ориентировались участники при попытке "вступить в сговор" ("перебежчики") и предупредить побег ("охранники")?

 

6. Упражнение "Оцени ситуацию".

Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно разыграть. Остальные дети оценивают реплики и поведение ребят в ситуации. Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок — человек поступает опасно; зеленый — поступает верно; желтый — поступает справедливо.

Ситуация 1. Купе поезда. В нем едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик. Как будут общаться люди в купе?

Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, о том, что вы отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться.

Ситуация 3. Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия.

Группа высказывает мнение по разыгрываемой ситуации и выдвигает версии правильного поведения.

 

7. Анкета "Умеете ли вы слушать?".

В анкете 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них "да" или "нет".

1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы?

3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие либо несущественные?

7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Перебиваете ли вы собеседника?

11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12. Возникает ли у вас желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, определив его собственные выводы?

 

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте количество ответов "нет".

11-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам  слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника, чтобы вставить свое "веское слово".

0-7 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

 

8. Упражнение "Никто не знает".

Дети садятся в круг у психолога в руках мяч.

Психолог. Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется этот мяч, завершит фразу: "Никто из вас не знает, что я (или у меня)". Тема фразы "Моя культура поведения". Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

 

9. Упражнение "Записки".

Вытаскиваем записки из бутылки и зачитываем их.

 

10. Игра «Спасибо, что ты рядом!»

Цель: создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе.

Все участники стоят в кругу. Один из них встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо, что ты рядом!» Они держатся за руки, а каждый следующий участник подходит и со словами «Спасибо, что ты рядом!» берет за руку одного из уже стоящих в центре. Когда все играющие окажутся в центре круга, ведущий присоединяется к детям со словами: «Спасибо, что все вы рядом!»

 

11. Рефлексия.

Участники описывают свое настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным и полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).

 


Тема: "Культура общения". Занятие № 3 "Поведение и культура"

Тема: "Культура общения". Занятие № 3 "Поведение и культура"

Культура поведения воспитывается с детства

Культура поведения воспитывается с детства

Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок — человек поступает опасно; зеленый — поступает верно; желтый — поступает справедливо

Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок — человек поступает опасно; зеленый — поступает верно; желтый — поступает справедливо

Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним

Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2021