22.11.19г Русский язык 10 класс
Тема: Культура речи как раздел лингвистики.
Цели:
· совершенствовать речевую культуру обучающихся;
· развивать навыки поиска информации из различных источников, отбирать и систематизировать найденный материал, обобщать данные; формировать у обучающихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
· воспитывать культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Самоопределение в деятельности.
Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить тему нашего урока (на доске записаны высказывания)
Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. К. Г. Паустовский.
Учитель:
Главная особенность человека - это способность говорить. Именно
умение говорить, общаться при помощи слов является основой взаимоотношений в человеческом обществе. При помощи языка можно выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком - признак культурного человека. Культурный человек знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораздо глубже, чем их буквальное значение.
- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей.
- Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? (совершенствовать культуру речи)
3. Формирование новых знаний.
Говоря о культуре речи, не забываем о подготовке к сдаче ГИА по русскому языку. Выполните задания:
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
понявший
брала
свекла свЁкла
2. В каком предложении выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении?
1) Чукотка издавна считается традиционной ЖИТНИЦЕЙ народов Севера.
2) Средства массовой
информации ДИСКУССИРУЮТ о президентских выборах.
3) Мои друзья-однокурсники считались наиболее активными ЗАЧИНЩИКАМИ добрых
традиций и интересных дел. ˅
3. Найдите и исправьте словообразовательную ошибку в предложении:
“Музыка помогает человеку почувствовать всё очаровательство природы”. (очарование)
4. Найдите и исправьте морфологическую ошибку:
«В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора».
договорЫ
5. В каком слове ударение падает на второй слог?
засветло
некролог
модерновый модЕрновый
6. Укажите предложение без грамматических
(морфологических) ошибок:
1) Он не преступник, он стал несчастным жертвой обстоятельств.
2) Цветок быстро увянул.
3) Книга открыта на пятисот пятой странице. ˅
7. Какие предложения построены неправильно:
1) Посмотрев в глаза дочери, мама всё поняла.
2) Беседуя с другом, ему позвонили. ˅
3) Уехав в другой город, его мечта не изменилась. ˅
4) Заметив друзей, мы подошли к ним.
4. Итог урока. Рефлексия.
Язык - это наша история, наше богатство, культура. Это язык А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и других великих писателей, хранителей красоты и образности великого языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспитанность.
Каждый человек должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использовать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясняться. Культура речи состоит в яркости, выразительности, образности.
Какие требования предъявляются к хорошей речи?
· правильность
· точность
· ясность
· логичность
· простота
· богатство
· чистота
· живость
· благозвучие.
5. Домашнее задание. §9, упр 52 (1 абз)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.