Русская литература в XVII в. обретала новые черты, постепенно освобождаясь от груза отживших традиций.
Авто-
биографическая
повесть
Биографическая
повесть
Сатирическая
повесть
«Повесть об
Улиании
Осорьиной»
«Житие
Протопопа
Аввакума»
«Повесть о
Шемякином
Суде»
Новые жанры литературы
Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций.
Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, названной современниками как «дивное узорочье».
Теремной дворец царя Алексея Михайловича (архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов и др., 1635-1636 гг.)
Стиль «Нарышкинское (Московское) барокко»Колокольня Новодевичьего монастыря Церковь Покрова в Филях
Церковь Покрова в Филях
Живопись XVII в. Появляются новые художественные идеалы, отражающие новые взгляды на мир человеческих отношений, науку, культуру.
Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686). На протяжении всего XVII в. очень медленно, но последовательно происходит освобождение от канона и превращение иконописца в живописца, а иконописи – в живопись. Творчество С. Ушакова позволяет проследить этот процесс.
XVII в. – время зарождения русской светской живописи. Появляются первые портреты «с живства» (с натуры), которые стали называть парсуна (от лат. Persona – лицо, личность, персона)
Один из самых ранних памятников портретного искусства – парсуна с изображением воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского – написана в иконописной манере на липовой доске. Но уже очевидно, что на смену лику, столь характерному для изображения святых, приходит лицо – узнаваемое, со своими неповторимыми чертами.
М.В. Скопин-Шуйский. Первая
половина XVII в.
.
Живопись XVII в.
Иконописная условность постепенно преодолевается во второй половине XVII в. В 1680-90-е годы русские художники создают уже значительные произведения парсунной живописи.
Царь Федор
Алексеевич.
Парсуна.
1686 г.
Н.К. Нарышкина
(мать Петра I).
Портрет.
1680-1690 гг.
Н.К. Нарышкина (мать Петра Великого).
Расширение связей с западноевропейскими государствами приводит к созданию профессионального театра в России.
В 1672 г. В Москве был создан первый придворный театр.
При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр.
Широкое распространение получил бродячий театр.
C:\2009-10\7г\РЫБКИНА\Придворный театр 17 века.jpg
Рождение русского театра относят к 1672 г. Царь Алексей Михайлович разрешил завести при царском дворе «комедийную хоромину».
Подготовка первого спектакля была поручена лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори. Сюжет пьесы – библейская история.
В 1675 г. на русской театральной сцене был впервые показан балет, главным действующим лицом которого стал мифологический Орфей.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:
Каким же было главное направление развития русской культуры?
С переходом от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от незыблемых канонов (установленных правил). Творения писателей и художников обрели индивидуальные, личностные черты.
Так XVII век, внешне еще верный традиции, постепенно готовил культурный переворот Петровской эпохи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.