Культура России 17 век 7 класс презентация

  • ppt
  • 19.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала kultura_rossii_xvii_v_prezentatsiya.ppt

Культура России XVII в.

Литература
Архитектура
Живопись
Театр

Русская литература в XVII в. обретала новые черты, постепенно освобождаясь от груза отживших традиций.





Авто-
биографическая
повесть

Биографическая
повесть

Сатирическая
повесть

«Повесть об
Улиании
Осорьиной»

«Житие
Протопопа
Аввакума»

«Повесть о
Шемякином
Суде»

Новые жанры литературы

Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций.

Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, названной современниками как «дивное узорочье».


Теремной дворец царя Алексея Михайловича (архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов и др., 1635-1636 гг.)

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Жатва. Сцена из деяний пророка Елисея. Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1680 г.

                                   

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Спасская башня Московского Кремля (шатровый стиль)





Стиль «Нарышкинское (Московское) барокко» Колокольня Новодевичьего монастыря Церковь Покрова в Филях



Церковь Покрова в Филях

Живопись XVII в. Появляются новые художественные идеалы, отражающие новые взгляды на мир человеческих отношений, науку, культуру.


Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686). На протяжении всего XVII в. очень медленно, но последовательно происходит освобождение от канона и превращение иконописца в живописца, а иконописи – в живопись. Творчество С. Ушакова позволяет проследить этот процесс.

XVII в. – время зарождения русской светской живописи. Появляются первые портреты «с живства» (с натуры), которые стали называть парсуна (от лат. Persona – лицо, личность, персона)

Один из самых ранних памятников портретного искусства – парсуна с изображением воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского – написана в иконописной манере на липовой доске. Но уже очевидно, что на смену лику, столь характерному для изображения святых, приходит лицо – узнаваемое, со своими неповторимыми чертами.
М.В. Скопин-Шуйский. Первая
половина XVII в.
.

Живопись XVII в.

Иконописная условность постепенно преодолевается во второй половине XVII в. В 1680-90-е годы русские художники создают уже значительные произведения парсунной живописи.

Царь Федор
Алексеевич.
Парсуна.
1686 г.








Н.К. Нарышкина
(мать Петра I).
Портрет.
1680-1690 гг.










Н.К. Нарышкина (мать Петра Великого).

Расширение связей с западноевропейскими государствами приводит к созданию профессионального театра в России.

В 1672 г. В Москве был создан первый придворный театр.
При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр.
Широкое распространение получил бродячий театр.

C:\2009-10\7г\РЫБКИНА\Придворный театр 17 века.jpg

Рождение русского театра относят к 1672 г. Царь Алексей Михайлович разрешил завести при царском дворе «комедийную хоромину».

Подготовка первого спектакля была поручена лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори. Сюжет пьесы – библейская история.
В 1675 г. на русской театральной сцене был впервые показан балет, главным действующим лицом которого стал мифологический Орфей.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:

Каким же было главное направление развития русской культуры?
С переходом от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от незыблемых канонов (установленных правил). Творения писателей и художников обрели индивидуальные, личностные черты.
Так XVII век, внешне еще верный традиции, постепенно готовил культурный переворот Петровской эпохи.

Автор: Рыбкина Любовь Ивановна,
учитель истории Быковской СОШ № 14