Образование Византии
Основатель римской империи Август
(27 год до н. э. — 14 год н. э.) установил те границы государства, за которыми его преемники уже не делали особенно крупных территориальных приобретений. Оно охватило все Средиземноморье от Германских земель до Северной Африки и Египта, и от Испании до Месопотамии.
Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Мрамор. Начало 1 в. н.э. Музеи Ватикана. В статуе Августа из Прима Порты сочетаются не только индивидуальные, но и обобщенно-идеализированные черты римского императора. Величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращенной к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, перекинутый через руку с копьем, — все это призвано подчеркнуть значительность образа.
Образование Византии
Третий век был самым тяжелым для Римской империи. За столетие на ее троне сменилось 76 императоров. Армия перестала подчиняться законам, солдаты сами избирали правителей. Остановить гибель государства пытался великий правитель император Диоклетиан. Он восстановил единство Империи и прочность императорской власти. Диоклетиан начал официально называть себя «господином и богом». Он носил пурпурные, затканные золотом, одежды, царскую диадему, ему воздавались божеские почести. Домициан отменил систему принципата, а его система получила название «домината». Теперь уже никто не имел права считать цезаря «первым среди равных».
Образование Византии
После Диоклетиана великим правителем был Константин Первый Великий (324-337) . Константин не любил Рим, и перенес свою столицу в маленький греческий город Византий, который переименовал в Город Константина — Константинополь.
История Византии
ВИЗАНТИЯ (Византийская империя), Римская империя в эпоху средневековья со столицей в Константинополе — Новом Риме. Название «Византия» происходит от древнего наименования ее столицы (Византий находился на месте Константинополя) и прослеживается по западным источникам не ранее 14 в.
Образование Византии
В конце 4 века римский император Феодосий I Великий перед смертью разделил Римскую Империю между своими сыновьями. Западная империя со столицами в Равенне и Риме досталась Гонорию; она погибла под ударами варваров в 476 году. Восточная, с главным городом Константинополем, перешла к Аркадию; ее мы называем с этого момента Византийской (ей суждено было просуществовать еще тысячу лет после этого), сами же ее жители — по-прежнему Римской.
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Изготовление пергамента связано с деятельностью одной из самых знаменитых библиотек древнего мира, расположенной в Пергамском царстве.
Александрийская библиотека в Древнем Египте (при царе Птоломее, который запретил поставлять в Пергам папирус).
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Палимпсест – лист, с которого удален (соскоблен) первоначальный текст, признанный устаревшим или ненужным.
Филигрань.
Чем писали в средние века (стиль –заостренная металлическая палочка, калам –заостренная камышинка, перо – гусиное, лебединое).
Чернила и краски.
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana, от лат. filum — нитка и granum — зерно),
1) вид ювелирной техники, см. Скань.
2) Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков.
3) Накладные металлические украшения переплета книги.
СКАНЬ (от древнерусского скать — свивать), филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
МИНИАТЮРА (франц. miniature, от лат. minium — киноварь, сурик),
1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Искусство книжной миниатюры достигло высокой степени совершенства в средневековой европейской, ближневосточной, среднеазиатской, иранской и индийской культуре. Название «миниатюра» перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах — табакерках, часах, перстнях.
Архитектура Византии
БАЗИЛИКА (от греч. basilike — царский дом),
вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики — поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по стороне нефа — полукруглый выступ (апсида ), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое.
Архитектура Византии
Схема раннехристианской базилики
В восточной стене среднего нефа базилики располагался алтарь храма, в который входили с запада, минуя крытый двор — атриум. Византийские базилики не имели внешнего декора, но изнутри облицовывались мрамором и гранитом, украшались мозаиками и фресками.
В Древнем Риме базилики предназначались для судебных заседаний и торговых сделок. В дальнейшем базилика стала одним из главных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре.
Юстиниан Великий
Самым великим императором Восточной Римской империи был Юстиниан Великий (правил в 527–565 годах). При нем Империя почти достигла прежних границ Римской империи. Юстиниан отправил военные силы, чтобы отвоевать у готов Италию; еще раньше он освободил от вандалов Африку и целиком истребил все их племя.
Юстиниан Великий
Император Юстиниан (ок. 482-565),
по легенде, происходил из славян. Он старался восстановить величие империи во всех отношениях: военном, законодательном, культурном. Его войска во главе с великим полководцем Велисарием вернули из-под власти варваров Рим и значительную часть Италии.
Юстиниан велел собрать в один «Свод права» законы римского народа, указы римских императоров и ученые толкования знаменитых римских юристов. Главное значение этого Свода заключается в том, что он объяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства.
Храм Святой Софии в Константинополе построен в 532-527 годах по приказу императора Юстиниана Великого. Этот замечательный храм сделал больше для обращения язычников в христианство, чем все войны Византии. После турецкого завоевания стал мечетью, в 20 веке превращен в музей.
Жена императора Юстиниана Великого, императрица Феодора, в молодости была цирковой актрисой. Она славилась красотой и умом. Когда в Константинополе началось восстание, названное по его лозунгу «Ника!», Феодора отказалась бежать из столицы и воодушевила мужа и придворных на решительные действия против восставших. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне. Середина 6 в.
Иконопись
Икона (греч. – образ).
Назначение икон в том, чтобы в образной, зримой форме представить верующим христианское учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви.
Первые иконы появились в Византии, где они служили обязательным украшением храмов.
Иконопись
ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание.
Иконопись
Икона пишется на доске (липовой, сосновой, кипарисовой) и состоит из 4-5 слоёв:
Основа - деревянная доска с наклеенной на неё тканью – паволокой;
Грунт состоит из мела или гипса (левкас)
Красочный слой - сама живопись;
Защитный слой - олифа, яичный белок, масляный лак и др.
Оклад
Владимирская икона Богоматери
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев.
ПРОКОПИЙ Кесарийский (Procopius) (между 490 и 507 — ?), византийский историк. Родился в Кесарии (Цезарее) в Палестине, в 527-31 был советником полководца Велисария в его первом персидском походе. В 533 и 534 он принимал участие в экспедиции против вандалов в Северной Африке, в 536 сопровождал Велисария в кампании против остготов на Сицилию и в 540 — в Италию. Из Италии Прокопий вернулся в Константинополь, где занялся литературным трудом; известно, что в 462 он был префектом Константинополя. Покровительство Прокопию, вероятно, оказывал не только Велисарий, но и сам император Юстиниан с Феодорой. Судя по сочинениям Прокопия, его информированности, он хорошо знал жизнь императорского двора.
Сочинения Прокопия — важнейший источник по политической истории «золотого века» Византийской империи — эпохе Юстиниана Великого. Основные из них: «Полемон» («О войнах») в восьми книгах, «О постройках» в шести книгах и «Тайная история». «Войны» Прокопия включают в себя: «Персидскую войну», которую вели императоры Юстин I и Юстиниан I с персидскими царями Кавадом и Хосровом I (до 549), «Войну с вандалами», в которой описано завоевание королевства вандалов в Африке и последующие события с 532 по 548, «Готскую войну», о борьбе с остготами в Сицилии и Италии в 536-551. Восемь последних книг «Войн» посвящены краткому изложению событий до 553.
Книга «О постройках» представляет собой описание важнейших архитектурных проектов и построек времени правления Юстиниана. В работе над ней историк, очевидно, пользовался официальными документами, что делает этот труд неоценимым источником по реконструкции облика памятников того времени, методов строительства, декорации (знаменито, в частности, описание несохранившейся церкви Святых апостолов в Константинополе и строительства храма Софии Константинопольской). «Тайная история», задуманная Прокопием как приложение к «Войнам» (и, вероятно, не законченная), была издана только после смерти автора, так как была, по сути, инвективой против царствующих Юстиниана и Феодоры, полководца Велисария и его жены Антонины, других высших сановников Империи.
РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в. — ок. 560), византийский гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками. Под его именем дошло 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью. Известны славянские переводы его сочинений (в т. ч. рождественский кондак «Дева днесь»).
Выводы:
1. В период 5-6 в.в. были заложены основы художественного стиля, который вошёл в историю мировой художественной культуры как византийский стиль.
Выводы:
2. Был создан новый тип крестово-купольного храма, отвечающего требованиям христианского богослужения, разработана идея многоглавия (купольная базилика)
Выводы:
4. Был разработан принцип оформления книги-кодекса как единого художественного целого, нашедший отражение в современной книге;
5. Были разработаны основные композиционные принципы книжной миниатюры.
История Византии
В 1453 столица Византии город Константинополь был захвачен турками и переименован в Стамбул. В 1453-1918 столица Османской империи, затем до октября 1923 — Турции.
От византийского времени сохранились остатки императорских дворцов, акведук Валента, руины мощных городских стен, подземные цистерны и культовые сооружения, большинство которых переделано в мечети: церковь Св. Ирины (6 в., разрушалась в 6 и 8 вв., восстановлена), Софии храм, церковь Св. Федора (Килисе-Джами; 2-я пол. 11 в., 14 в., мозаики 14 в.), церковь монастыря Хора (Кахрие-джами; кон. 13 — нач. 14 вв., мозаики начала 14 в.) и др.
История Византии
15-е столетие было временем заката византийской культуры.
Завершилась почти тысячелетняя история империи, оставшейся не только хранительницей античных традиций, но и создавшей свой оригинальный художественный стиль, оказавший заметное влияние на культуру и искусство других стран. Византийский стиль нашёл продолжение в России, ставшей духовной наследницей Византии начиная с 988 года.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.