Основные тенденции искусства в это время — переход от барокко (середина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.).
Картины того времени отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов и сцен из жизни народа.
Основа
При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зубов. Основными жанрами живописи были исторический, портретный, пейзажный, сцены из народной жизни. Народная живопись развивалась в виде лубочных картинок.
Изобразительное искусство.
С началом XVII столетия в искусстве Европы была открыта новая страница. Рост и укрепление национальных государств, экономический прогресс и усиление социальных противоречий — все это не могло не отразиться на культурной жизни европейских стран, в том числе и России. С помощью произведений исторического жанра многие художники пытались выразить свое отношение не только к прошлому, но и к современной им действительности.
Одним из мастеров исторической живописи был Григорий Иванович Угрюмов. Его одни знаменитых картин это «Избрание Михаила Федоровича на царство» и «Взятие Казани»
Историческая живопись
В развитии портретной живописи проявилось две особенности: все большее внимание оказывалось к повседневному быту людей и повешение художественного мастерства. Даже на парадных портретах крупные государственные личности представлялись простыми людьми.
Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:
1. отечественная школа живописи
2. традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе
3. живопись иностранцев на территории России — россика
Портреты
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина. Пейзаж начал развиваться ещё в древневосточном искусстве, но самостоятельное значение получил в западноевропейском искусстве начиная примерно с XIV в., в эпоху Возрождения. До этого он являлся только сопутствующим элементом картины или фоном.
Пейзажные полотна Щедрина построены на стилистических канонах классицизма. Красота этих пейзажей пока ещё очень условна, но в ней уже довольно ярко проявляется эмоциональное чувство художника в восприятии картин природы.
Пейзаж
В самом конце века появилось целое направление в живописи, представленное картинами крестьянской жизни, портретами крестьян. Такими работами были, например, работы Михаила Шибанова «Крестьянский обед» и «Свадебный сговор». Они отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося здесь в идеализации крестьянского быта.
Сцены из жизни народа
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.