Русская музыкальная культура XVIII
века
Презентация
Ученицы 7 класса «А»
Киселевич Софьи
Руководитель:
Потапова Ольга
Культура 18-19 века
Вторая половина 17-го и 18-й
век (петровская и
послепетровская эпохи)
являются переломным
периодом в отечественной
истории. Именно в 18 веке
произошли многие значимые
изменения в культурной и
общественной жизни, на
десятилетия
предопределившие развитие
государства.
- «Прорубленное»
окно в Европу,
- укрепление абсолютизма,
- окончательное закрепощение
крестьян,
- введение системы всеобщего
образования, учреждение
первых академий наук и
университетов –
все это не могло не сказаться на
Культура 18-19 века
При императорском дворце появились первые инструментальные капеллы.
Знать и аристократы организовывали открытые музыкальные вечера, так
называемые «ассамблеи», которые мог посетить любой желающий.
Прославились на весь Петербург концерты, проводившиеся еженедельно в
доме тайного советника Бассевича. По негласному правилу молодым дворянам
вменялось обязательное посещение ассамблей. Там они могли не только
слушать музыку, но и общаться, танцевать и даже играть в карты.
В салонах и аристократических домах развивалось музицирование. Молодые
дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре,
клавикордах, сочинялись и исполнялись лирические канты, так называемые
«арии» – прообразы будущих романсов.
Именно с распространением музицирования в русской музыке 18 века тесно
связано развитие так называемой камерной музыки. Самыми популярными на
домашних концертах были различные танцевальные пьесы – полонезы,
контрдансы и другие. Не меньшей любовью пользовались и вариации на темы
народных песен. Большое количество таких вариаций для скрипки написал и
издал первый композитор И.Е. Хандошкин (1747–1804).
В середине 18 века в русской музыке века возник еще один уникальный жанр
– российская песня. Эти песни, по стилистике и исполнению очень похожие на
лирические канты и будущие романсы, создавались на стихи русских поэтов,
таких как А. Сумароков, Г. Державин, Н. Львов и другие.
Первые российские песни были изданы в сборнике «Между делом безделье»,
принадлежащего перу государственного деятеля и ученого Г. Теплова.
Культура 18-19 века
Культура 18-19 века
Темы и жанры русской профессиональной музыки 18 века
Профессиональные музыканты при
написании своих произведений – опер,
симфоний, увертюр, вариаций – часто
использовали народные мотивы в своих
работах. Поэтому сборники фольклорных
песен сыграли значительную роль в
творчестве первых русских композиторов.
Но все же народные песни чаще всего
использовались в комических операх,
которые в век просвещенного
абсолютизма стали самым популярным
жанром в русской музыке 18 века.
(Знакомство же с первыми операми
произошло еще в 30-е годы 18 века, в
эпоху царствования Анны Иоанновны, но
эти оперы не получили широко
распространения. В частности, из-за того,
что они исполнялись на французском или
итальянском языке. Русской музыке 18
века требовался новый жанр —
Культура 18-19 века
Первые русские национальные оперы
В 1755 г. на российской сцене была
поставлена первая опера, написанная на
оригинальный русский текст и исполненная
только русскими артистами, под названием
«Цефал и Прокрис». Музыку написал
знаменитый в то время композитор
неаполитанской школы Ф. Фрайя, либретто
(текст) – «придворный» драматург-
классицист А.П. Сумароков.
Популярным автором русских опер был Е.
Фомин (1761–1800) – первый русский
композитор-трагик. Он написал оркестровую
увертюру к мелодраме «Орфей и Эвридика»
(1792) на текст Я. Княжнина, которая
оказалась первым примером русской
драматической симфонии
Культура 18-19 века
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.