В презентации рассмотрены вопросы о культуре первобытного человека: раннерелигиозные представления, искусство (гравюры и росписи, пещерная живопись, скульптура - палеолитические Венеры, первые рукотворные жилища, архитектура - дольмены, менгиры, кромлехи, керамика и орнамент, прикладное искусство). Все слайды сопровождаются иллюстративным материалом - фотографии рисунков.
Культура первобытного
человека
Основные периоды:
Каменный век:
а) палеолит
б) мезолит
в) неолит
Бронзовый век
Железный век
Основа духовной культуры –
раннерелигиозные представления.
Тотемизм – вера в кровнородственную
связь между человеком и животным.
Анимизм – вера в существование души у
сил и явлений природы.
Фетишизм – вера в магические свойства
неодушевлённых предметов.
Магия – вера в воздействие на человека с
помощью обрядов, заклинаний.
Шаманизм – вера в возможность
общения с духами умерших предков.
Искусство первобытного общества:
Изобразительное искусство (гравюра,
роспись)
Скульптура.
Архитектура.
Прикладное искусство.
Изобразительное искусство.
Гравюра – рисунок,
выполненный на скале
каменным резцом.
Петроглиф – резьба
по камню.
К древнейшим изображениям следует также отнести и
оттиски человеческой руки с широко расставленными
пальцами, обведенные контуром.
ПЕЩЕРА
РУК.
АРГЕНТИНА.
В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их
оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э.
Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували
сквозь полые стебли растений.
Изобразительное искусство.
Роспись – рисунок,
выполненный на
поверхности скалы с
помощью красок.
Сюжеты первых рисунков:
Занятия людей
Жизнь людей
Религия
Беломорские
петроглифы
(Карелия)
ПЕЩЕРА ЛЯСКО
ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
12 сентября 1940 года четверо
ребят из французской деревни
Мартиньяк гуляли со своей
собакой. Заметив лисью нору,
они принялись её раскапывать и
обнаружили вход в пещеру.
На фото – школьники Равида и
Марсаль с преподавателем Леоном
Равалем и учёным аббатом
Брейлем.
Ротонда с быками
Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность
чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен
туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день)
нарушилась экология пещеры в ней появились микроорганизмы и
росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта,
законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте.
Любой из нас может увидеть пещеру Ляско2.
КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ.
Верхний палеолит.
Как и во многих других подобных
случаях, сама пещера известна
очень давно. В 1760 г. она была
уже описана в одном из
историкогеографических
сочинений о Приуралье. С
пещерой связано много местных
преданий и легенд, отмеченных
В.И.Далем.
Внимание археологов было
привлечено к ней только
после 1959 г., когда зоолог
А.В.Рюмин обнаружил на стенах
пещеры палеолитические
изображения. Cреди них хорошо
распознаются мамонты, носорог,
бизон и лошади.
Бизон. Палеолит. Пещера Альтамира.
Испания.
Горы ДРАКЕНСБЕРГ,
ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Роспись изображает редкие
сцены рыбной ловли.
ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит.
Рисунок углём
ПЕЩЕРА ШОВЕ.
ФРАНЦИЯ.
Верхний палеолит.
одна из самых громких и самых последних
сенсаций не только археологических, но
общекультурных. Пещеру открыли 18
декабря 1994 г. три спелеолога ЖанМари
Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан
Хиллэйр.
Подробное исследование пещеры займет не
один десяток лет. Однако уже сейчас можно
сказать, что в пещере четыре больших "зала",
в которых около или более 300 изображений.
Живопись прекрасно сохранилась. На
сегодняшний день это – одна из самых ранних
на Земле образцов живописи (около 32 тыс.
лет). Уже первые наблюдения очень
существенно пошатнули устоявшиеся
представления об искусстве эпохи верхнего
палеолита и отодвинули его начало почти на 5
тысячелетий в глубину.
Скульптура.
Большинство фигурок
– женские:
палеолитические
Венеры.
Архитектура.
Первое рукотворное жилище
Культовые сооружения:
Мегалиты – древние каменные сооружения,
возводимые из необработанных или грубо отесанных
глыб камня, часто достигающие очень больших
размеров:
1.Дольмены мегалитические сооружения в виде
большого каменного ящика, накрытого плоской плитой
2.Менгиры мегалитические сооружения,
вертикально врытые в землю длинные камни
3.Кромлех мегалитическое сооружение в виде
круговой ограды из огромных камней
Дольмены – вертикальные каменные блоки, перекрытые
широкой каменной плитой, использовались для
совершения ритуальных обрядов на месте памяти
предков.
Дольмен близ города
Геленджика
Дольмен III тыс. до
н.э., Корсика
Менгиры – отдельно стоящие камнистолбы,
использовались для совершения ритуальных обрядов.
Кромлехи – спиралевидные постройки, образуют одну
или несколько окружностей, по кругу перекрытые
каменными блоками, место ритуальных церемоний и
погребений.
Кромлех. Стоунхендж. Солсбери, Великобритания
КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ
КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ
Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК.
СанктПетербург. Эрмитаж
Особая область первобытного
искусства – орнамент.
В эпоху палеолита появляется
орнамент в виде параллельных
волнистых линий, зубцов, спиралей,
которым покрывали орудия.
На керамике орнамент появляется в
эпоху неолита вместе с
возникновением гончарного дела.
Создавая орнамент по образцам
природы, человек стремился к
постижению природных знаков.
Задание:
Стр. 19 – 22, вопросы 6, 7, 8