Культура здорового питания
Оценка 4.7

Культура здорового питания

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
биология
7 кл
05.05.2017
Культура здорового питания
Во всём мире, в том числе и в нашей стране существует огромная проблема избыточного веса. Для того чтобы не стать жертвой избыточного веса, очень важно знать всё о причинах, последствиях, путях решения проблемы избыточного веса. Ведь кто предупреждён, тот вооружён! Для того чтобы быть здоровым, необходимо рационально питаться. Вопросами рационального питания должны интересоваться не только медики и их пациенты, но и каждый человек, заботящийся о своём здоровье. Данное мероприятие помогает учащимся узнать, как питаться правильно, чтобы пища несла только пользу нашему организму.
разработка урока по здор. питанию.doc
Классный час разработала   учитель биологии  высшей категории                                                                                                                                МАОУ «СОШ №134» г. Перми                                                                                      Ростовщикова О.А. Классный час для учащихся 5­7 классов   Тема: Культура здорового питания Цель: Формирование у учащихся культуры питания, правильного питания для исключения предпосылок  возникновения избыточного веса. Задачи  Образовательные – способствовать расширению представления о здоровом питании и формированию  • умений систематизировать и анализировать информацию, которую учащиеся получают на уроках  в школе   и из  средств массовой информации. • Развивающие – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать,  Воспитательные – воспитывать чувство ответственности за своё состояние здоровья и других. делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации. • ТСО: проектор,  компьютер Предварительная подготовка:  Опережающее домашнее задание ­  Отследите свой пищевой рацион в течение трёх дней, результаты запишите   (укажите в записях время приёма пищи,  наименование продукта или блюда, массу съеденного продукта или  блюда). 1.Организационный момент     Слово учителя: Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведём с вами очень интересный и познавательный классный час. А сформулировать тему часа вы попробуете сами, используя подсказки.  Кто долго жуёт, тот долго живёт. Обжора роет себе могилу собственными зубами. Язва желудка – это не шутка. Старайся – правильно питайся. Действительно, сегодня  мы поговорим о здоровом питании.   Во всём мире, в том числе и в нашей стране   существует огромная проблема избыточного веса. Для того чтобы не стать жертвой избыточного веса, очень важно знать всё о причинах, последствиях, путях решения проблемы   избыточного   веса.   Ведь   кто   предупреждён,   тот   вооружён!   Для   того   чтобы   быть   здоровым, необходимо   рационально   питаться.   Вопросами   рационального   питания   должны   интересоваться   не   только медики и их пациенты, но и каждый человек, заботящийся о своём здоровье. Сегодня  мы откроем завесу  и узнаем, как питаться правильно, чтобы пища несла только пользу нашему организму.  Учитель: Давайте выясним: что такое здоровье? Ответы:   Здоровье   –   это   отсутствие   болезней,   это   состояние   физического,   психического   и   социального благополучия. Учитель: А от чего зависит здоровье человека? Ответы: Наследственность, экология, питание….          Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму.  Пища «строит» организм и дает ему энергию. В пище содержится около 600 разных химических  веществ, из которых более 90% обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать эти свойства пищевых продуктов, надо знать их химический состав и пищевую ценность. Учитель: Какие вещества входят в состав пищи? Ответы учеников: ­ Белки, жиры, углеводы. Учитель: Но в пище присутствуют и другие компоненты, не менее важные, влияющие на развитие организма, на восполнение его энергетических затрат. Это витамины, вода, минеральные вещества, а также органические кислоты, дубильные вещества, пигменты и фитонциды.                                               Белки – это биологические вещества живых организмов. Они служат для обновления клеток человеческого тела.   Белки   бывают   растительного   происхождения   (рис,   соя,   крупа,   хлеб,   орехи,   грибы)   и   животного происхождения (мясо, рыба, молоко, яйца). Человеческий организм усваивает белок, поступающий с пищей почти на 100%.Суточная норма потребления белка зависит от физической нагрузки и возраста человека. Следует регулировать поступление белков в организм. Так, их избыток приводит к накоплению в организме шлаков (ненужных веществ), снижению иммунитета, инфекционным заболеваниям, а недостаток – к тяжелым заболеваниям.  Учитель: Следующие вещества, которые входят в состав пищи это жиры. Жиры – это тоже источник энергии. Они предохраняющий организм от охлаждения, регулируют обменные процессы   в   клетках.   Жиры   бывают   растительного   и   животного   происхождения.   Жиры   растительного происхождения   –   это   подсолнечное   масло   (отжимаемое   из   семечек   подсолнечника);   Оливковое   масло (добываемое из плодов маслины­вечнозеленого южного дерева). За последние годы распространенным стало соевое масло, которое добывают из зерен сои. Основные плантации сои находятся в Китае и США. Учитель: ­ Какими по своей консистенции являются жиры растительного происхождения? Ответы учеников: Жидкими. Учитель: ­ Какими по консистенции являются жиры животного происхождения? Ответы учеников: Твердыми. Учитель: Жиры животные получают из жировых тканей или молока некоторых животных. Говяжий, бараний, свиной и некоторые другие животные жиры – продукт, который используют во время приготовления пищи. Жир, выделяемый из молока коровы, идет на изготовление масла.      Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Однако они трудно сгорают в организме, поэтому могут накапливаться в нем и при переедании вызывать ожирение. Суточная норма потребления жиров – 80­100г, причем 20­25г из них – жиры растительного происхождения. Учитель: Следующие вещества, которые входят в состав пищи это углеводы. Углеводы – важнейший компонент пищевого рациона, они обеспечивают клетки энергией, входят в состав клеточных     оболочек,   участвуют   в   защитных   реакциях   организма   (иммунитет).   Углеводы   составляют значительную часть растительной пищи. Представители углеводов – сахар, крахмал, целлюлоза. Углеводы хорошо усваиваются организмом, при этом, почти не затрачивая энергию. Поэтому людям с ослабленным здоровьем   рекомендуют   мед   и   фрукты.   Глюкоза   –   главный   поставщик   энергии   для   мозга.   Клетчатка содержится в капусте, моркови, редисе, баклажанах, салате. Витамины   –   это   вещества,   необходимые   нам   для   роста   и   жизнеспособности.   Они   усиливают сопротивляемость организма болезням и повышают его тонус. Витамины поступают с пищей растительного и животного происхождения. Минеральные вещества в небольших количествах входят во все продукты питания. Насчитывается более30 минералов и микроэлементов, без которых невозможно нормальное функционирование организма. Вода является важным компонентом питания. Она жизненно необходима организму для переваривания пищи, выведения вредных веществ и поддержания нормальной температуры тела.      Очень важно, чтобы в организм человека попадала только чистая вода. К сожалению, водопроводная вода не является идеальной питьевой водой. Очистить воду можно с помощью простых устройств – специальных фильтров для воды.             Для того, чтобы пища приносила наибольшую пользу, необходимо принимать ее в определенное время, т.е. соблюдать режим питания. В день рекомендуется пять приемов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Завтрак – один из главных приемов пищи. Он снабжает организм энергией для успешной учебы и занятий спортом. Для второго завтрака и полдника нужно выбирать полезную и питательную пищу – свежие или сушеные фрукты, овощи, йогурт, творог, хлеб, сок. Ученики делают выводы:    Три самых простых правила питания: питаться разнообразно и регулярно • • • ешьте больше сырой, вареной, пареной пищи, ограничьте жареное, острое, животные жиры, сладости. Мы выяснили, что пища, которую мы употребляем, необходима нашему организму как строительный материал, как источник энергии для процессов  жизнедеятельности.   Но всегда ли наш организм использует  всю пищу, которую мы съедаем за завтраком, обедом и ужином. Конечно, нет. Обмен веществ разный у разных людей. Если обмен веществ высокий, то можно есть довольно много и не полнеть, поскольку энергия быстро расходуется, а если   скорость   обмена   низкая,   человек   легко   полнеет.   Поэтому   вокруг   мы   можем   видеть   людей   разной конституции, т.е. телосложения.  Для того чтобы пища не попадала в наш организм в избытке, необходимо знать некоторые правила  правильного питания. Пища даёт энергию. Измеряют энергию, получаемую с пищей, в калориях. 1 калория –  это такое количество энергии, которое позволяет увеличить температуру воды на 1 градус. Разные продукты  имеют разную калорийность, на разные виды деятельности затрачивается определённое число калорий, людям разного возраста, требуется различное количество энергии (калорий) для жизнедеятельности. Перед вами лежит раздаточный материал: калорийность продуктов питания, таблица энергетических затрат  на различные виды деятельности,  затраты энергии людьми разных возрастов. Исходя из того, что мы знаем  эти параметры, мы можем контролировать поступление калорий, их затраты. А, следовательно, мы можем  привести в равновесие поступление и затраты калорий.  А теперь давайте сделаем вывод: От чего зависят затраты энергии  нашего организма? ( От массы и роста,  обмена веществ, возраста, образа жизни) Если нет баланса в питании и обмене, то это приводит к избыточному весу.  Проблема избыточного веса актуальна во всём мире.  От избыточного веса страдают не только взрослые, но и  дети. Например, в Великобритании  это уже национальная трагедия – к 2050 году, по прогнозам, ожирением  будет страдать каждый четвёртый ребёнок! В России ситуация пока иная, но проблема существует.  Главная причина избыточного веса – генетическая предрасположенность. Обмен веществ, унаследованный  от предков, приводит к появлению лишнего веса у потомков. На втором месте переедание и  высококалорийные продукты (мороженое, пирожные, торты, конфеты, пряники и прочие сладости). Особенно опасен фаст­фуд (блюда предприятий быстрого питания): гамбургеры, сдобные булочки, пирожки и пр. Третья причина – малоподвижный образ жизни. Гиподинамия – снижение двигательной активности Последствия избыточного веса:  Быстрая утомляемость и расстройства в деятельности нервной системы; 1. Отложение жира; 2. Ухудшение деятельности пищеварительной системы; 3. Риск заболеваний сердечно – сосудистой системы. Решение проблемы избыточного веса: «Пищевая тарелка» ­ условное обозначение всей пищи, которую мы съедаем в течение дня, то есть суточный  рацион питания. 1. Рекомендации для решения проблем избыточного веса  Правильное распределение пищи в течение дня  Умеренное питание, соответствующее вашему возрасту, росту и весу, обмену веществ, роду занятий, т.е.  ваша пищевая тарелка»  Физические нагрузки Практическая часть:  1. Для начала давайте выясним, страдаете ли вы избыточным весом. Для этого мы сопоставим, данные  своего роста и веса и сделаем выводы. Заполните первый пункт рабочего листа, сделайте вывод.  (Раздаточный материал: «Соотношение роста и веса у мальчиков и девочек» ,« Рабочие листы к практической работе» Таблица №1)  2. Вычислите по своим данным (опережающее домашнее задание) количество калорий вашей «пищевой  тарелки» за последние три дня. Заполните второй пункт рабочего листа и сделайте выводы (таблица №2,3 .В рабочих листах). 3. Используя таблицу калорийности продуктов питания (таблица №2,3 .В рабочих листах), составьте свою  «пищевую тарелку» согласно норме. Сделайте общий вывод по работе. Обсуждение полученных результатов В заключении хотелось бы сказать, что наше здоровье в наших руках. Каждый человек в первую очередь сам  отвечает за своё здоровье. Ведь народная мудрость гласит: «Береги здоровье с детства, а честь с молода».  Мне очень хочется, чтобы вы заботились не только о своём здоровье, но и о здоровье своих близких. Будьте здоровы!   1. Безруких М.М. и др. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.­80 Список используемой литературы с.: ил. 2. Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина \ авт. –  сост. М.В.Высоцкая.­ Волгоград: Учитель, 2007.­ 256 с. 3. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие  для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.­ М.: Вентана – Граф, 2007.­ 144 с.: ил. 4. Ресурсы интернета. Раздаточный материал: Рабочий лист  Цель: Изучить проблему избыточного веса. Научиться контролировать свой рацион  в соответствии с  нормами.  Рост, см Масса тела, (кг) у мальчиков Масса тела (кг) у девочек Мини мальная Средняя Макси мальная Мини мальная Средняя Макси мальная Таблица №1 119­121 122­124 125­127 128­130 131­133 134­136 137­139 140­142 143­145 146­148 149­151 152­154 155­157 158­160 161­163 164­166 167­169 170­172 173­175 176­178 179­181 18,1 18,82 19,72 20,67 21,45 22,32 23,21 24,21 25,32 26,76 28,87 31,01 33,24 35,65 37,85 40,12 42,54 45,11 47,67 50,71 53,14 22,29 23,61 24,96 26,75 28,48 30,15 31,82 33,61 35,29 36,82 38,84 41,34 44,51 47,12 50,12 52,47 54,98 57,13 59,92 62,34 65,14 26,41 28,12 30,34 33,01 35,46 37,92 40,53 43,32 45,51 48,01 50,87 53,98 57,01 60,24 63,11 66,23 69,01 71,89 75,03 78,01 80,81 16,37 17,13 18,25 19,17 20,05 21,07 22,42 23,46 24,63 25,74 27,03 28,72 30,46 32,51 34,57 36,65 39,14 41,79 44,67 47,39 50,71 22,28 23,57 24,71 26,22 28,11 29,97 31,11 32,78 34,47 36,11 37,98 40,12 42,48 45,47 48,16 50,43 52,98 54,34 56,63 58,36 60,78 26,21 27,74 29,46 31,01 33,11 35,27 37,34 39,47 41,61 43,51 45,92 49,13 52,65 56,39 59,88 63,27 65,84 68,01 69,86 71,11 73,50 Состав некоторых продуктов питания в расчёте на 100 г съедобной части Таблица №2 Энергия, ккал Белки, г Жиры, г Углеводы, г Миндаль Яблоки Бекон, ветчина (варёные) Бананы Бобы консервированные в  томатном соусе Говядина обычная Говяжья солонина Пиво горькое из бочки Свекла варёная Печенье сухое, полусладкое Хлеб чёрный Хлеб белый Масло Капуста кочанная, варёная Морковь Капуста цветная Сыр чеддер Цыплёнок жареный Шоколад молочный Кокосовый орех сушёный Треска, пикша, белая рыба Кофе растворимый Кукурузные хлопья Сливки одинарные Яйца Мука крупчатка Окорок варёный Мёд Мороженое ванильное Рыба копчёная Баранина жареная Салат Печень жареная 580 46 447 76 63 226 216 30 44 431 230 251 731 15 23 13 412 148 578 608 76 155 334 189 147 348 269 288 192 184 291 8 244 20,5 0,3 24,5 1,1 5,1 18,1 26,9 0 1,8 7,4 9,2 8,0 0,5 1,7 0,7 1,9 25,4 24,8 8,7 6,6 17,4 4,0 7,4 2,8 12,3 10,0 24,7 0,4 4,1 19,8 23,0 1,0 24,9 53,3 0 38,8 0 0,4 17,1 12,1 0 0 13,2 1,4 1,7 81 0 0 0 34,5 5,4 37,6 62,0 0,7 0,7 0,4 18,0 10,9 0,9 18,9 0 11,3 11,7 22,1 0 13,7 4,3 12 0 19,2 10,3 0 0 2,3 9,9 75,3 48,3 54,3 0 2,3 5,4 1,5 0 0 54,5 6,4 0 35,5 85,4 4,2 0 80,0 0 76,4 19,8 0 0 1,2 5,6 Маргарин Молоко жидкое, цельное Столовый жир и растительное  масло Лук Апельсины Арахис жареный Груши свежие Изюм Свинина обычная Картофель варёный Картофель жареный Чернослив Малина Рис Спагетти Шпинат Спирт 70% Клубника, земляника Сахар­рафинад Сахарная кукуруза  консервированная Помидоры свежие Вино красное Йогурт натуральный 734 65 899 23 35 586 41 32 330 80 111 161 25 359 364 21 221 26 394 79 12 67 53 0,2 274 0 0,9 0,8 28,1 0,3 0,6 15,8 1,4 2,8 2,4 0,9 6,2 9,9 2,7 0 0,6 0 2,9 0,8 0 5,0 81,5 3,3 99,9 0 0 49 0 0 29,6 0 1,0 0 0 1,0 1,0 0 0 0 0 0,8 0 0 1,0 0 4,8 0 5,2 9,5 8,6 10,6 7,9 0 19,7 27,3 40,3 5,6 86,8 84,0 2,8 0 6,2 105 16,1 2,4 0,3 6,4 Практическая работа 1. Сопоставьте свои данные роста и веса с таблицей №1. Запишите полученные результаты.  _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ____________________________________ Вывод: ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Рекомендации _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ____________________________________ 2. Мой рацион питания за три дня № дня Количество калорий Количество калорий Количество калорий Количество калорий ( за завтраком) (за обедом) (за ужином) (за день) 1 2 3 Затраты энергии в сутки людьми разного возраста Возраст Энергетические затраты (ккал) Дети 1970  Подростки Взрослые люди Пожилые люди 2700 ­ мальчики 2900­мужчины 2400 – мужчины 2450 ­ девушки 2600­женщины 2200­женщины Таблица №3 Заполните таблицу. Сопоставьте полученные данные нормой для вас в соответствии с возрастом. Сделайте  вывод. Вывод: ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Рекомендации: _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ____________________________________ 3. Используя таблицу калорийности продуктов питания, составьте свою «пищевую тарелку» согласно норме (в соответствии с возрастом). Завтрак:______________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _________________Обед:_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________Ужин:__________________________________ _____________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Вывод по проделанной работе:_______________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _________________

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания

Культура здорового питания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017